Открытый урок по хору на тему «Развитие вокально-хоровых навыков в процессе работы над музыкальным произведением»


Открытый урок по хору
на тему «Развитие вокально-хоровых навыков в процессе работы над музыкальным произведением»
Преподаватель Поздеева М.О.
“Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека” В. Сухомлинский
Тема занятия:  «Развитие вокально-хоровых навыков в процессе работы над музыкальным произведением»
Форма проведения:  коллективная.
Тип занятия: комбинированный
  Продолжительность занятия: 60 минут
Цель занятия:
- всестороннее развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся навыков хорового пения, эмоционального отклика на музыку.
Задачи:
обучающая:
- добиваться правильного звукообразования
- вырабатывать правильное певческое дыхание
- добиваться активной артикуляции и чёткой дикции
- дать понятие о разнообразности музыкальных образов и настроений
- научить эмоционально, исполнять произведения, используя различные приемы (сценическое движение)
развивающая:
- создать условия для развития эмоциональной сферы
- развить творческую фантазию, воображение
- активизировать слуховое восприятие
- развивать чувство ритма
воспитывающая:
- воспитвать эмоциональное отношение к исполняемому произведению
- формировать навык коллективного музицирования- расширять музыкальный кругозор
Методы обучения: 
- объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
- наглядный (слуховой и зрительный)
- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценкаисполнения)
Методические приёмы:
-творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации
-применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный  опрос
- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения
сопоставление песен, различных по характеру
- вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала
- представление « в уме» первого звука уже на дыхании вокализация песен на слог исольфеджио
- образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным
мышлением  обучающихсяОборудование для организации занятия:
- фортепиано
План урока
Распевание
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная гимнастика.
Скороговорки.
«Штро-бас» (скрип)
Работа над песней
Исполнение, повторение песен
Подведение итогов урока
Задание на дом 
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. РАСПЕВАНИЕ
(упражнения см в приложении)
II.ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Они дают свободу и силу в исполнении, возможность расширения диапазона; чем выше звук, тем большая натренированность и эластичность мышц требуется от певца. От дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука.1.    Поднимая голову вверх – вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (8 раз).2.    Поворачивая голову направо – вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (8 раз).3.    Думать только о вдохе, следить за одновременностью вдоха и движений, делая вдох не реже чем каждую секунду, как будто накачиваете шину, которая внутри нас. Легко и ритмично. Ориентируясь на часы: «тик-так», «тик» - вдох, «так» - отдых, а не выдох.4.    Упражнение «Обними себя». Обнять себя двумя руками. Одновременно с этим сделать вдох носом, обязательно короткий, активный и очень шумный, чтобы ноздри с силой схватили воздух (8 раз).5.    Погладить боковые части носа от кончика к переносице – вдох. На выдохе постукивать по ноздрям и протяжно протянуть звук (а, о, у).6.    Ноги на ширине плеч. Медленно вдохните, на мгновение задержите дыхание, а затем очень громко (не переходя на крик) с выражением, довольно медленно, делая ударение на каждом слоге, прочитайте стихотворение.На-ша Та-ня гром-ко пла-чет и т.д. (читать не вдыхая воздух)
III.Артикуляционная гимнастика
Цель: управление лицевой мускулатурой, подъем эмоционального тонуса.1.    Слегка прикусить зубами кончик языка (4 раза)2.    Высовываем язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности.3.    Покусать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его.4.    Сделайте круговые движения между губами и зубами вправо и влево.5.    Упритесь языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.6. Пощелкивание языком. «Трубочка», «Улыбочка» и по руке.7.    Покусать нижнюю губу, верхнюю губу, внутреннюю поверхность щек.8.    Глядя в зеркало вытянуть губы трубочкой (хоботок), а затем широко улыбнуться (снимает напряжение губ и щек).
IV.СкороговоркиЧеткая дикция – непременное условие успешного выступления на сцене. Для вокалиста работа над артикуляцией имеет огромное значение, потому что влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания. Чтобы отработать правильную постановку губ и языка во время речи. Их нужно тренировать.Примеры скороговорок:1.    От топота копыт пыль по полю летит.2.    Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
V.«Штро-бас» (скрип) В.В. ЕмельяновЯзык расслаблен на нижней губе – артикуляция только движением губ – а, ао, ау, аы.
VI. Работа над песней
VII. Исполнение, повторение песен
VIII. Подведение итогов урока
IX. Задание на дом 
Вокальное воспитание в хоре — важнейшая часть всей хоровой работы с детьми. Основное условие правильной постановки вокального воспитания — подготовленность руководителя для занятий пением с младшими школьниками. Идеальным вариантом становится тот случай, когда хормейстер обладает красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим хормейстером. Но и другие формы работы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В таких случаях хормейстер часто использует показ с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образцы для показа. В каждом хоре есть дети, от природы правильно поющие, с красивым тембром и правильным звукообразованием. Систематически применяя наряду с коллективной вокальной работой индивидуальный подход к хористам, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из них. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы она приносит разные результаты у разных хористов. Мы знаем, что как нет двух внешне одинаковых людей, так нет и двух одинаковых голосовых аппаратов.
Известно, какое огромное значение в процессе овладения любым материалом занимает внимание. «Внимание — это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную)». Воспитание вокально-хоровых навыков требует от хористов постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво.
Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.
А чтобы развитие школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся:1
1. Певческая установка
Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала.
Дирижёрский жест
Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов:
- внимание
- дыхание
- начало пения
- окончание пения
- менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи
3. Дыхание и паузы
Педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.
4. Звукообразование
Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения.
5. Дикция
Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата.
6. Строй, ансамбль
Работа над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение a kappella.
В хоровом пении понятие «ансамбль» - единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам.