Открытый урок на тему : «Развитие вокально-хоровых навыков и чувства ритма в работе с начинающими в детском хоре».


«Зелёновская районная детская музыкальная школа №2»













открытый урок

на тему :
«Развитие вокально-хоровых навыков и чувства ритма в работе
с начинающими в детском хоре».














Подготовила преподаватель I категории
Оторвина АА








с.Дарьинское
2013 г.

Цели: развитие вокального слуха и ритма .
Задачи: выработка чистоты интонирования в пении, усвоение певческих навыков, восприятие ритма через моторику посредством игры и художественного образа.

ход урока:
1.Распевка- «Музыкальная зарисовка» на развитие певческого дыхания,
правильное формирование гласных, интонационное представление звука.

2. «Домбыра» - Разучивание попевки .Игра в «Эхо».

3. «Играем на домбре» , «Играем джаз»-ощущение ритмического рисунка
через шумовые инструменты, имитация звучания инструмента голосовым
исполнением.

4. «Дала» сл.А.Калманбетова, муз.К.Куатбаева - точная передача мелодии.
Разучивание песни через художественное восприятие.

5. Музыкальная сказка «Репка»музыка И. Понаморевой, слова Ю. Кушака.-
развитие музыкального слуха и ритма через сценическое творчество.

6. «Барбарики»Т.Любаша- Работа над ритмическим рисунком. Флэш-моб:
исполнение с движениями.

7 «Зимняя сказка» - восприятие песни через атмосферу Новогоднего
праздника с сюрпризным моментом. Конкурс на лучшую тетрадь по хору.
Исполнение песни в хороводе.




















1.Презентация «Музыкальной зарисовки» - распевка на развитие певческого дыхания, звукообразование, точное интонирование мелодии.
(Релакс: звучат звуки природы,идёт показ слайдов. Детям предлагается закрыть глаза)
-«Ранним ,тёплым, летним утром на лесной полянке было особенно свежо и красиво. Над солнечной поляной порхали бабочки ,стрекотали кузнечики, звонко пел соловей. Цветочный ковёр благоухал
-Ребята, давайте вдохнём этот чудный аромат луговых цветов ,не поднимая при этом плечи, задержим его, насладившись, и медленно выдохнем через «трубочку»- упражнение на дыхание.
-В тени деревьев на дудочке играет свою мелодию пастушок:
Исполняется упр. «Дудочка» с модуляцией по полутонам, имитация игры на дудочке.(приложение№1)
-Неподалёку поёт свою песенку «Дроздок»: упр. на унисон ,интонирование одного звука. Игра «Дирижёры».
-Где –то далеко-далеко в лесу куковала кукушка
Ученикам предлагается внимательно настроить слух ,услышать, представить и исполнить песню кукушки.
Вопрос: какой звук Кукушки выше,а какой ниже?
-И вдруг небо стало затягиваться огромной тёмной тучей!
Упр. на формирование гласных на одной ноте:А--Ы-Э-О-У.
-Туча приближалась всё ближе и ближе- упр.исполняется вверх по полутонам
-Подул сильный холодный ветер :упр. на большое певческое дыхание . Ветер был настолько сильным ,что срывал листья с деревьев ,а с дуба вместе с желудями: упр. на активное ,короткое дыхание.
-Кукушка принесла нам печальную весть о том ,что наступила осень


2.- «Домбыра» - разучивание попевки путём игры в «Эхо»:учитель поёт фразу или её отрывок –ученики вторят «эхом» (приложение№2)
3.-«Играем на домбре»- шумовой ансамбль. Хор делится на две группы и имитирует голосом звучание домбры: 1-ая группа- первая четвертная доля на слог «дS»,2-ая группа – две восьмые «д-C».Группа детей отмечает ритм шумовыми инструментами.
-«Играем джаз»- приглашается группа детей и образно делится с различными шумовыми инстументами на «ударные-тарелки», «бас-гитара»,хор исполняет партию «трубы». (приложение№3) Игра на внимательность: поочерёдное вступление каждого «инструмента». Задача усложняется :добавляется новый ритмический оборот ,учащимся необходимо удержать свой ровный ритм.
4. «Дала» сл.А.Калманбетова, муз.К.Куатбаева – работа над интонацией. Точная передача мелодии. –Ребята, давайте представим бескрайнюю широкую казахскую степь... Мы очарованы красотой необъятных просторов так ,что очень хочется во весь голос запеть:э----эй!!! Работа над унисоном.
5.Театрализация музыкальной сказки «Репка на новый лад» в двух действиях, с участием и исполнением партий сказочных персонажей: деда, бабки, внучки, жучки, кошки и мышки. (Звучит отрывок песни «На зарядку»З.Компанееца, персонажи выходят маршируя,далее приложение№4)
6.-«Барбарики»!-повторение песни с поддержкой мелодии. Прохлопывание ритмического рисунка. Исполнение под аудио-минус в стиле флеш-моб.Учитель показывает танцевальные движения –дети повторяют.
7.-Ребята, мы с вами начали разучивать песню, которая называется «Зимняя сказка»Вопрос: о чём эта песня? Конечно, о самом любимом празднике взрослых и детей, который вот-вот наступит. Это...Новый год!!! Повторение текста слов и мелодии. Работа над дикцией. Появление сказочного персонажа «Санта Клауса», который проводит конкурс на лучшую тетрадь по хору с рисунками разученных песен. Создание праздничной атмосферы.
-Ребята,Санта Клаус прилетел к нам на оленях из далёкой сказочной Финляндии ,чтобы посмотреть как здесь ребята готовятся к празднику и привёз нам новогодние игрушки для нашей Ёлочки. Давайте украсим её ,все вместе встанем в хоровод и споём для нашего гостя «Зимнюю сказку». Исполнение под минус. Звучат пожелания успехов в Новом году от Санта Клауса. Наш урок окончен.
приложение №4
Музыкальная сказка «Репка» музыка И. Понаморевой, слова Ю. Кушака. 1 действие. Вед. Возле дома огород. Бабка с внучкой у ворот, Жучка – хвост колечком, дремлет на крылечке. На крыльцо выходит дед, он в большой тулуп одет. Из открытого окна деду музыка слышна: На зарядку, на зарядку, на зарядку становись! Дед. У меня здоровье крепкое посажу ка лучше репку я. Вед. Лопату берет, идет в огород. Бабка. А у бабки без зарядки, слава богу, все в прядке! Вед. Рот зазевает, сладко зевает! Внучка. Клонит бедную ко сну, с понедельника начну. Вед. На лавку садится, заплетает косицу. (появляются Жучка и Кошка) Вместе. Поиграем лучше в прятки, обойдемся без зарядки. Вед. Жучка за кошкой, Кошка в окошко! Выходит Мышка в спортивных штанишках Майка на теле, в руках гантели. Мышка. Раз и два и три четыре, стану всех сильнее в мире! Буду в цирке выступать, бегемота поднимать! Вед. Бегает, прыгает, лапками дрыгает. Дед. Ох, умаялся с утра Бабка. Да и мне на печь пора! Второе действие. Вед. Занимается рассвет, на крылечке снова дед. Видит репку в огороде и себе не верит вроде. Встал он возле Репки, а репка выше кепки! Из открытого окна та же музыка слышна. Дед. Эх, бульдозер бы сюда, без него совсем беда. Вед. Тянет – потянет, вытянуть не может! Дед. Где ты, бабка? Бабка. Я сейчас! Ай - да репка удалась! Вед. Бабка за Дедку, Дедка за репку, Тянут – потянут, вытянуть не могут. Дед. Как тянуть, с какого боку? Бабка. Выйди внучка на подмогу! Внучка. Ломит спину, ноют ручки Ох, не справиться без Жучки! Жучка. Разбудить придется Кошку, пусть потрудится немножко! Кошка. Мышку кликнуть бы на двор, мышку звать, какой позор! Мы пока и сами, кажется с усами! Вед. Тут из норки Мышка прыг, ухватилась зща турник. Мышка. Чем топтать без толку грядку, становитесь за зарядку! Чтоб за дело браться, надо сил набраться. Вед. Все выходят на зарядку, дружно делают зарядку. Все. Влево, вправо, влево, вправо – получается на славу! Встали, выдохнуть, вдохнуть, а теперь пора тянуть! Вед. Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку. Тянут, потянут, и вытянули Репку!!!
15