Методический доклад на тему «Средства формирования вокально — хоровых навыков на уроках музыки и во внеурочной деятельности обучающихся начального звена».

Состояние всех областей современной системы образования и воспитания побуждает педагогов самых разных специальностей вести поиск новых методов и новых концепций обучения. Не является исключением и все, что связано с голосом: профессиональный вокал, вокально-хоровое обучение детей, сценическая речь. Одной из форм работы, возможных в любом из названных видов голосовой деятельности, является фонопедический подход (фонопедический метод развития показателей певческого голосообразования, автор-В. Емельянов).
Начиная с 1985 года, все больше хормейстеров применяют эту методику. Но справедливо будет отметить, что в масштабе страны данная технология имеет немало противников. Предложенные автором приемы развития голоса и концепция, лежащая в ее основе, до настоящего времени вызывают полярные оценки хормейстеров и просто педагогов, которые колеблются от восторженного энтузиазма до полного неприятия и отрицания, поскольку предлагаемая концепция, подход и метод существенно отличаются от традиционных форм работы с голосом.
Дело в том, что на всех уровнях существующей системы образования и воспитания от яслей до ВУЗа у нас практически не занимаются одной из важнейших функций, через которую человек реализуется как социальное существо - голосовой функцией. Исключение составляют лишь учителя музыки, музыкальные воспитатели, хормейстеры и пр., но руководствуются они при этом несколько иными целями. В результате подавляющее большинство граждан России приступают к трудовой деятельности не только необученными в голосовом отношении, но даже неосведомленными об элементарных гигиенических правилах пользования голосом. Итог печален: в медицинской статистике неуклонно возрастает заболеваемость голосового аппарата. Поэтому фонопедический метод разработан в первую очередь как средство восстановления голосовой функции при целом ряде расстройств и средство профилактики этих расстройств. Только после десятилетнего применения в практике фониатрического кабинета эти приемы были предложены в переработанном и модифицированном для вокально-хоровой работы виде хормейстерам, учителям музыки, вокальным педагогам и певцам.
Медицинский аспект особенно важен для меня, как учителя именно г. Медногорска-города экологического бедствия. Хронические ларингиты, трахеиты, ангины и пр. для жителей нашего города, особенно для его юных граждан - бич, бороться с которым приходится и родителям, и всем педагогам, так или иначе связанным с голосовыми функциями. Разумеется, в этой ситуации невозможно было пройти мимо вокальной методики, дающей кроме узкопрофессиональных результатов еще и заметный оздоровительный и профилактический эффект. Как учитель-практик, наблюдающий динамику развития детей, общающийся с родителями своих воспитанников, а также знакомый с опытом своих коллег, могу подтвердить оздоровительный результат данной методики. Даже дети младшего возраста, регулярно занимающиеся, как правило, только дыхательной гимнастикой и голосовыми развивающими играми, отличаются более стойким иммунитетом. У учащихся, занимающихся более длительный период (и особенно сольно) наблюдается еще более положительная динамика. Из собственной практики могу привести в пример ученика со слабой формой астмы, занимающегося шесть лет, в результате чего у ребенка значительно окреп дыхательный аппарат, о чем свидетельствуют его родители. И, конечно, при всем этом нужно не забывать о главном: с помощью фонопедического метода мы учим детей петь.
Конечно, многие хормейстеры успешно используют в работе вокально-хоровые методики Д. Е. Огородного, Г. П. Стуловой, В. О. Астровой и добиваются профессиональных успехов. Но, к сожалению, самое распространенное направление в вокально-хоровой работе сегодня, особенно в общеобразовательных школах,- «эксплуатационное». Момент эксплуатации заключается в том, что с детьми не ведется никакой специальной работы по постановке голоса, кроме обычных традиционных рекомендаций, в результате чего у детей нет никаких представлений о голосе, кроме обычной речи, и они интонируют речевым голосом, т. е. поют по мере их природных звуковысотных и динамических возможностей (в основном, в первой октаве и громко), что в результате дает специфический тембр хора (или класса), который характерен для пионерского репертуара.
Хотя нужно отметить, что мы знаем прекрасные образцы коллективов такого типа - хор ЦТ и ВР п/у В. Попова. Но при исполнении классики такие коллективы испытывают трудности как в тембровом, образном отношении, так и в реализации тесситуры и диапазона. С точки зрения дальнейшего развития и охраны детского голоса фонопеды говорят, что такой способ фонации физиологически нецелесообразен для детского голоса, в таких хорах часты заболевания детей, и во взрослом состоянии бывшие хористы эксплуатационных коллективов, как правило, не поют.
Аналогом именно эксплуатационного хора и является чаще всего вокально-хоровая деятельность класса в городской общеобразовательной школе. Ведь даже при условии владения учителем музыки прогрессивными вокально – хоровыми методиками наполняемость класса (25 – 30 человек) и количество учебного времени, отведенное для этого вида деятельности, мешают добиться устойчивой положительной динамики. Анализируя собственный опыт работы, могу сказать следующее: традиционно положительные результаты и высокую мотивацию учащихся обеспечивает введение в урок музыки дыхательной гимнастики, ритмической разминки, артикуляционной гимнастики, интонационно – фонетических, упражнений, упражнений, направленных на имитацию голосовых сигналов доречевой коммуникации (шип, крик, вой, визг, сип, хрип, писк и т. д.).
Правда, вышесказанное относится лишь к обучению детей младшего школьного возраста. Для более взрослых детей вышеперечисленные упражнения не адаптированы, а переход к более сложным циклам методики сильно затруднен из–за обозначенных уже организационных проблем. Поэтому дальнейшее вокально – хоровое развитие учащихся переносится в сферу внеклассной деятельности учителя музыки, организационные рамки которой позволяют сейчас вводить и сольное, и ансамблевое, и хоровое пение. Тем более, что вокальные и хоровые конкурсы, в большом изобилии организуемые сейчас в городе, области и стране, заставляют начать серьезный разговор о качестве вокального обучения в общеобразовательной школе.
В специализированных же учреждениях образования (ДМШ, ДШИ, ЦДО и пр.) организационный процесс позволяет применять данную методику на всех ступенях обучения и на хоровых, и на вокальных отделениях и просто хоровых занятиях. Обозначим специфику фонопедического подхода применительно к хоровому обучению. Любой хормейстер в своей работе так или иначе решает четыре группы задач:
координационные,
мышечно – тренировочные,
эстетические,
музыкально – исполнительские
Традиционная вокальная педагогика пытается решать эти воп-
росы комплексно, целостно. Фонопедический же подход – это приоритетное решение координационных и тренировочных задач, отношение к ним, как к базисным. Итак, целью фонопедического подхода и является решение координационных и тренировочных задач, т. е. формирование голосовой функции по этим критериям.
Повторим еще раз, что хоровое и вокальное обучение детей, имеющих от природы певческий голос, может вполне успешно проходить в рамках традиционной хоровой и вокальной педагогики с применением эмоционально – образной терминологии при всей неконкретности и расплывчатости рекомендаций. Но общекультурная обстановка в стране такова, что певческих голосов в выявленном пригодном к профессиональному (или даже любительскому) обучению виде будет в обозримом будущем становиться все меньше.
Резкий спад музыкальных данных наших детей коренится в том, что дети современной России практически лишены музыкально – исторической памяти, облагораживающего влияния профессиональной музыки и фольклора. Но наша «безголосая» половина на самом деле не безголосая, а с невыявленными голосовыми возможностями. Одна из задач фонопедического подхода – предложить способы выявления таких голосов, перевода их из неявного в явное состояние. Вопрос для таких детей стоит прежде всего не «как петь», а «чем петь», т. е. как сформировать певческий голос. Цель такой деятельности: прежде всего и как можно
·раньше выровнять координацию между слухом и голосом.
Ее помогает достичь теория внеязыкового общения, разработанная доктором биологических наук В. Морозовым. В основе голосовой активности человека лежат так называемые голосовые сигналы доречевой коммуникации (ГСДК), заложенные в человеке генетически, эволюционно. Развивающие голосовые игры, созданные В. Емельяновым, предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой – либо эстетики и традиций. В этом смысле применение фонопедического метода удовлетворяет важнейшую потребность ребенка в сигнализации – детям не закрывают рты, а дают «выкричаться», оповестить мир о том, что он (она) есть!
Неслучайно основная форма работы на этом этапе крайне активна – игровая деятельность (следует отметить, что элементы игровых ситуаций используются и в обучении более старших детей при развитии показателей певческого голосообразования). Именно в игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. Но если ребенок может сначала крикнуть, а потом – запищать и при этом осознает, что это разная механика, – это путь к интонированию. В. Емельянов предлагает нам для размышления нетривиальную идею (и практические результаты применения методики подтверждают ее): в основе интонирования лежат не слуховые представления, а мышечное движение. Голосообразую-щее движение – первично, слух – вторичен.
Следующий уровень обучения – развитие целесообразного использования режимов работы гортани (регистров), активного голосообразующего выдоха (фонационный выдох), певческого вибрато и управления его частотой и амплитудой, особой формы рта, глотки, положения языка, особой артикуляции гласных и произношении согласных. Все это – так называемые показатели певческого голосообразования.
И поскольку этот этап также предусматривает активную форму обучения – игру, то здесь наиболее практически целесообразны и необходимы те методы обучения, которые также максимально активны. Наиболее часто применяемый из них – показ.
Первое, что нужно сделать хормейстеру или учителю музыки, решившему воспользоваться фонопедическим методом – испытать его на себе, освоить практически, попытаться развить, улучшить свой собственный голос. Учитывая, что большинство представителей этих профессий – женщины, то это условие особенно важно, поскольку технология идентична. Но и мужчинам нужно овладеть фальцетом – для показа детям. Поскольку первая сфера, в которой происходит общение учителя и ученика – голосовая (обмен певческими звуками: показ – повторение).
Это – первейший метод обучения, предусматриваемый данной методикой. Без показа – урок по ней педагогически нецелесообразен. Кстати, самостоятельное освоение данной технологии по методической литературе весьма затруднено именно по этой причине – нет «живого» показа. Простой пример. Педагоги знают, как трудно научить детишек правильно открывать рот. А ведь уметь это делать совершенно необходимо, используя самый надежный в данном случае зрительный контроль. Детям лучше один раз увидеть (а еще лучше не один), чем много раз почувствовать, ибо движение непривычное: в быту нам крайне редко приходится открывать рот так, как это может понадобиться в пении. Приведем другой пример: формирование показателей певческого голосообразования. Певческий навык складывается из элементарных двигательных операций, каждая из которых абсолютно доступна любому ребенку или взрослому без какой – либо специальной одаренности и подготовки. Если навыка от природы нет, т. е. нет певческого голоса, то певческий навык в «черновом» технологическом виде может быть постепенно сформирован путем синтеза элементарных операций (фонации тона определенной частоты определенное время, произнесение фонетического элемента, начало фонации, прекращение фонации, открывание рта, закрывание его, приведение языка в какое – то положение или из одного положения в другое, придание губам определенной формы и т. д.) Надо ли говорить, что в такой деятельности более целесообразного и более активного метода работы, чем качественный, грамотный показ учителя найти трудно. И если хормейстер овладел этими навыками, то задача научить чисто интонировать «вокальных аутсайдеров» становится реально выполнимой.
Имея возможность наблюдать динамику развития вокально – хоровых навыков группы первоклассников хора младших классов ДШИ г. Медногорска в течение учебного года, могу констатировать следующее: группа, состоящая из «гудошников», детей, интонирующих только в фальцетном режиме, просто нечисто поющих учащихся, занимаясь по этой технологии, к концу года показывала чисто выстроенный унисон.
Эта первая ступень крайне важна в певческом развитии ребенка. Если базовый уровень сформирован, и сформирован технологически верно, то дальнейшее вокальное развитие детей происходит по аналогии со «снежным комом». Детский организм даже на физиологическом уровне получает грандиозный положительный эффект, который В. Емельянов определяет как «мышечную радость», практический результат которой заключается в том, что дети получают удовольствие от пения. Родители в этом случае удивленно констатируют, что ранее молчавшие сын или дочь днями напролет поют. Поют везде и всегда. Мама моего уже упоминавшегося ученика – астматика сказала следующее: «Сын дома вообще не говорит, он только поет. Вернее, он говорит, как поет».
Согласитесь, что имея такие исходные позиции, ребенок может открыть себе путь и к специфической эстетике академического вокала, который и предусмотрен в фонопедическом методе на высшем уровне обучения. Даже если у подростка сменятся приоритеты, и его (ее) потянет на эстраду, при сформированных защитных механизмах голосообразования (голосовая функция едина) пение в других жанрах будет примерно тем же, чем является «говорение» на другом языке.
Конечная цель работы любого хормейстера, независимо от того, какую методику избрал он для работы со своими воспитанниками- научиться развивать свой голос и голоса учеников с минимальной вероятностью ошибочных действий.
В этом деле от представителей нашей профессии зависит очень много. Ведь если все педагоги, соприкасающиеся с детским голосом - от музыкальных воспитателей детских садов до хормейстеров детских хоровых школ – будут работать с учетом соответствующих закономерностей и прививать детям физиологически целесообразные навыки управления голосом, то тогда говорить красивым выразительным голосом будет в нашем обществе также принято, как модно одеваться, чистить зубы и здороваться при встрече. А не уметь петь – так же странно, как не уметь пользоваться телефоном или ездить на велосипеде. Мечты эти не так у и фантастичны, если вспомнить культуру нашего народа и музыкальную культуру интеллигенции, бытовавшую всего сто лет назад.


































Литература:
Фонопедический метод развития показателей певческого голосообразования (методические рекомендации,автор – В. Емельянов, изд-во управления культуры Сахалинского облисполкома и областного методического кабинета по среднему специальному, начальному музыкальному и художественному образованию, г. Южно – Сахалинск, 1990 г.)
В. Емельянов «О фонопедическом методе развития голоса и вокально – хоровой работе» (Федеральная программа «Детский хор»), ж-л «Искусство в школе», №6,1998.
М. Осеннева, Л. Безбородова «Методика музыкального воспитания младших школьников», М., АКАДЭМА, 2001.
Методика Апраксиной
Настольная книга учителя – музыканта Алиева.
15