РЕЕСТР рабочих программ по учебному плану общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) 1 класс ФГОС НОО на 2016– 2017 учебный год


РЕЕСТР
рабочих программ по учебному плану общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) 1 класс ФГОС НОО
на 2016– 2017 учебный год

п/пНаименование
рабочей программы Наименование, автор, год издания учебной программы, на основе которой составлена рабочая программа Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение
Обязательная часть
1 Речь и альтернативная
коммуникация
срок реализации
4 года
(1-4 классы) * «Общение». Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант D). Проект.
* «Основы грамоты» Обучение и воспитание детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Методические материалы. / Под редакцией канд.псих. наук, профессора И.М. Бгажноковой
*Т.Л.Лещинская «Букварик» М: Владос, 2004г.
*А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И. Шишкова «Букварь», М: Просвещение, 2009г
*С.В.Комарова «Устная речь. 1кл» М: Просвещение, 2011г
•графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
•информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, ―Boardmaker‖, ―Alladin‖ и др.), компьютерные программы символов (например, ―Bliss‖); компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
•аудио и видеоматериалы.
2 Математические
представления
срок реализации
года
(1-4 классы) * «Математические представления». Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант D) . Проект
* «Математическая азбука». Обучение и воспитание детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Методические материалы. / Под редакцией канд.псих. наук, профессора И.М. Бгажноковой.
*Т.В. Алышева «Математика. 1кл.» Учебник 1 часть М: Просвещение, 2010г.
-различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); -наборы предметов для занятий (Монтессори-материал); -пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); - мозаики;
-пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; -карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; -макеты циферблата часов; калькулятор; весы;
-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
-обучающие компьютерные программы.
3 Окружающий
природный мир
срок реализации
года
(1-4 классы) * «Окружающий природный мир». Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант D) . Проект
* «Живой мир» «Программа для 0-4 классов школы 8 вида» (для детей с нарушением интеллекта) под редакцией И. М. Бгажноковой Составитель - институт коррекционной педагогики Российской Академии образования Рекомендована к печати Учебно-методическим экспертным советом МО РФ. Москва - 1997 г.
*Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. «Живой мир». Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2012г.
- объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); - аудио - и видеоматериалы;
- наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);
- муляжи овощей, фруктов;
- пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; - различные календари;
- изображения сезонных изменений в природе;
- рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;
- скотный двор (свиноферма), огород, теплица и др.
4 Человек
срок реализации
4года
(1-4 классы) *«Человек». Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант D) . Проект
- предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка;
- пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д.
- видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения;
- семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении.
- технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
5 Самообслуживание
срок реализации
4 года
(1-4 классы) * «Самообслуживание». Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант D) .
* «Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития» Программы под редакцией А.М. Царёва. 2004г. Рецензент: И.М. Бгажнокова, профессор, заведующая кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики Московского института открытого образования. - Кабинет социально-бытовой ориентировки квартирного типа (кухня, комната, санузел) с необходимым оборудованием;
- тренажеры для обучения обращению с одеждой и обувью;
- Предметные и сюжетные картинки, фотографии, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др.
- Видеофильмы, презентации.
- Методический кабинет со стеллажами для наглядных пособий.
6 Окружающий
социальный мир
срок реализации
4 года
(1-4 классы) * «Окружающий социальный мир». Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант D) .
- натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. - аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.;
- рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений.
- компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
7 Музыка и движение
срок реализации
4 года (1-4 классы) * «Музыка и движение». Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант D). * «Музыкально-ритмические занятия» (А.П.Зарин). Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы. / Под редакцией канд.псих. наук, профессора И.М. Бгажноковой. — М: ВЛАДОС, 2010 г.
Кабинет музыки
•дидактический материал:
-изображения (картинки, фото, пиктограммы) музыкальных инструментов, оркестров; -портреты композиторов;
-альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы;
-карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств для различения высотности, громкости звуков, темпа, характера музыкального произведения;
- карточки для определения содержания музыкального произведения; платки, флажки, ленты, обручи и др.
• Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, гитара, барабаны, бубны, маракасы, румбы, бубенцы, тарелки, ложки, блок- флейты, палочки, ударные установки, кастаньеты, конги, жалейки, трещетки, колокольчики, инструменты Карла Орфа.
• Оборудование: музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование, стеллажи для наглядных пособий, нот, музыкальных инструментов и др., ковролиновая и магнитная доски, ширма, затемнение на окна и др.
• аудиозаписи, видеофильмы, презентации (записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах, оркестровых коллективов; фрагментов из оперных спектаклей, мюзиклов, балетов, концертов разной по жанру музыки), текст песен
8 Изобразительная
деятельность
срок реализации
4 года
(1-4 классы) * «Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)». Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант D) . * «Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития» Программы под редакцией А.М. Царёва. 2004г. Рецензент: И.М. Бгажнокова, профессор, заведующая кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики Московского института открытого образования.
*Л.А.Кузнецова «Технология Ручной труд 1кл» Спб: Просвещение, 2012г
- наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие различные кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки- натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины;
- альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с содержанием учебной программы;
- рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования;
- видеофильмы, презентации, аудиозаписи,
- оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование;
- магнитная и ковролиновая доски.
- расходный материал для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые), бумага разных размеров для рисования;
- пластичные материалы (пластилин, глина) и др.
- наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие различные кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки- натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины;
- стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.
9 Адаптивная
физкультура
срок реализации
лет
(1-11 классы) * «Адаптивная физкультура». Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант D) . * «Адаптивная физкультура». «Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития» Программы под редакцией А.М. Царёва. 2004г. Рецензент: И.М. Бгажнокова, профессор, заведующая кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики Московского института открытого образования.
- Спортивный зал, оснащенный необходимым оборудованием и спортивным инвентарем: маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, бадминтон, 2-х- и 3-х- колесные велосипеды, самокаты, рюкзаки, туристические коврики, палатки, спальные мешки, наборы походной посуды, кольца.
- Лыжная база, оснащенная спортивным инвентарём: лыжи, лыжные палки, лыжные костюмы.
- Спортивная площадка для бега, прыжков, подвижных игр.
- Дидактический материал: * изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря *альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий - Мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, для переодевания, стулья, стол, столы-кушетки. По необходимости: *технические средства реабилитации: кресла-коляски, опоры для стояния (вертикализаторы, ходунки), тренажеры
Коррекционные занятия
1 Сенсорное развитие
срок реализации
года
(1-4 классы) * «Сенсорное развитие». Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант D) .
* «Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития» Программы под редакцией А.М. Царёва. 2004г. Рецензент: И.М. Бгажнокова, профессор, заведующая кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики Московского института открытого образования.
*«Сенсорная комната – волшебный мир здоровья» Учебно-методическое пособие. Рекомендовано к использованию в ОУ Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга. Спб: Издательство «ХОКА» 2007г.
*Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова «Развитие сенсорной сферы детей»
Пособие для учителей с(к)о VIII вида. М.: Просвещение, 2011г.
*сенсорная комната, оснащенная интерактивным оборудованием;
*оборудованная комната Монтессори; *вибромассажеры*игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами,
*образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, *сенсорные панели, *наборы аромо-баночек,
2 Предметно-практические действия
срок реализации
4 года (1-4 классы) * «Предметно-практические действия» Адаптивная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант Д)
* «Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития» Программа под редакцией А.М. Царёва. 2004г. Рецензент: И.М. Бгажнокова, профессор, заведующая кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики Московского института открытого образования.
*предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины),
*звучащие предметы для встряхивания,
*предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра),
*стаканчики одинаковой величины
*вазы с узким горлышком
*пирамидки, матрёшки *конструктор
*музыкальные инструменты *книги *прищепки и др.
*цветная бумага, клей, кисточки, фольга
* природный материал *нитки * пластилин, соленое тесто.
3 Двигательное развитие
срок реализации
4 года (1-4 классы) *«Двигательное развитие» Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант D). Проект.
*«Музыкально-ритмические занятия» (А.П.Зарин). Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы. / Под редакцией канд.псих. наук, профессора И.М. Бгажноковой. — М: ВЛАДОС, 2010г. Кабинет музыки и ритмики
- Музыкальные инструменты:
фортепиано, синтезатор, барабан, бубны, маракасы, румбы, бубенцы, тарелки, ложки, дудки, палочки, ударные установки, колокольчики. - Оборудование:
музыкальный центр, компьютер, ковёр, аудиозаписи, видео с показом различных простейших детских танцев, гимнастические предметы (гимнастическая палка, мяч, обруч), предметы для постановки танцев (флажки, цветы, куклы, маски).4 Альтернативная коммуникация
срок реализации
4 года
(1-4 классы) * «Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития» Программа под редакцией А.М. Царёва. 2004г. Рецензент: И.М. Бгажнокова, профессор, заведующая кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики Московского института открытого образования.
* «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития». Под ред. канд. псих, наук, проф. И.М. Бгажноковой. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
* Кабинет логопедии
Техническое оснащение курса:
- предметы, графические изображения, фотографии, картинки, знаковые системы (PECS, ЛЕБ), таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв пластмассовых, магнитных, коммуникативные таблицы, коммуникативные тетради, компьютер с компьютерными программами:- Логопедические тренажеры «Дельфа-142», «Игры для Тигры»
- Компьютерные программы: Azbuka Pro; Я учусь читать слова; Лунтик. Подготовка к школе; Учимся писать буквы с Лунтиком; Учим буквы; Весёлые игры для развития речи и слуха; Учимся говорить правильно.
- Трудные звуки (аудиопрограмма); Логоритмические распевки. Авторы: Железняковы- Детские песенки. - Логика.
- Формы и цвета. - Домашний логопед
- Учусь говорить. - Готовые презентации
5 Коррекционно-развивающие занятия
срок реализации
4 года
(1-4 классы) «Коррекционно-развивающие занятия». Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант D) .
«Развитие сенсорной сферы детей». Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова.- М.: Просвещение, 2011г. - Оборудованная комната М.Монтессори
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, «почтовые (проблемные) ящики», плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др.
- игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики: шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, кегли, флажки, гимнастические ленты, «сенсорная тропа» для ног, массажный коврик и др.;
- природный материал: коллекции плодов, семян, минералов, мох, засушенные растения и др.;
- оборудование для занятий, музыкой, ритмикой: магнитофон, видеомагнитофон, набор аудио- и видеокассет, звучащие музыкальные инструменты и др.;
- различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, костюмов;
- предметы оперирования — игрушки, имитирующие реальные предметы;
- иллюстративный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, условные схематические изображения предметов, специально разработанные так называемые наглядные пособия, репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей, пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. п.);
- нормативно-знаковый материал (наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др.);
- материалы и принадлежности для изобразительной деятельности: рисования, аппликации, лепки, выполнения графических заданий.
- Дидактические игры (настольно-печатные, с предметами, словесные).
Внеурочная деятельность
1 Групповые занятия
«Умелые ручки» (работа с солёным тестом).

* «Программа внеурочной деятельности» Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант D). Проект.
* «Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития» Программы под редакцией А.М. Царёва. 2004г. Рецензент: И.М. Бгажнокова, профессор, заведующая кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики Московского института открытого образования.
* Дополнительная образовательная программа по курсу тестопластики «Когда творим мы чудеса» Киселёва А.А. - наборы инструментов для занятий: кисти, стеки, пластиковые подложки.
- натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; изделия из соленого теста;
- альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с содержанием учебной программы;
- видеофильмы, презентации, аудиозаписи,
- оборудование: музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование;
- расходный материал для приготовления соленого теста (вода, мука, соль); клей, краски (акварель, гуашь, акриловые); - стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения работ
2 Коррекционные
занятия с элементами сказкотерапии.
* «Внеурочная деятельность». Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант D) .
* «Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития» Программы под редакцией А.М. Царёва. 2004г. Рецензент: И.М. Бгажнокова, профессор, заведующая кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики Московского института открытого образования. - Настольные игры «Сказки».
- Наборы фигурок по сказкам.
- Мягкие конструкторы (собери картинку).
- Индивидуальные наглядные пособия
- Демонстрационные наглядные пособия: таблицы, демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточный материал. - Презентации по темам.
- Различные музыкальные игрушки.
- Демонстрационный цветной круг-ковёр.
- Наборы магнитных букв и цифр. - Куклы-перчатки.
3 Коррекционные
занятия
«Танец и музыка».
«Внеурочная деятельность». Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант D) .
«Музыкально-ритмические занятия» (А.П.Зарин). Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы. / Под редакцией канд.псих. наук, профессора И.М. Бгажноковой. — М: ВЛАДОС, 2010г.
Кабинет музыки
• Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, бубны, маракасы, румбы, бубенцы, ложки, палочки, колокольчики• Оборудование: музыкальный центр, компьютер, стеллажи для наглядных пособий, нот, музыкальных инструментов и др.,
• аудиозаписи, видеофильмы, презентации (записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах, оркестровых коллективов; музыкальных фрагментов);
*игрушки, маски