Урок окружающего мира «Ориентирование на местности» (2 класс)

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «СОШ №17»
г. Новотроицка


Методическая разработка урока
окружающего мира
2 класс
(Школа России)
Тема: «Ориентирование на местности»


Учитель: Путилина Ульяна Сергеевна

2015 г.

Технологическая карта урока
Учитель: Путилина Ульяна Сергеевна
Предмет: Окружающий мир
УМК: «Школа России»
Тема урока: Ориентирование на местности. Компас
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Технологии: технология деятельностного метода, ИКТ – технологии, здоровьесберегающие технологии, технология учебного диалога.
Форма проведения: урок – путешествие
Формы организации работы на уроке: Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре.
Оборудование:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. М.: «Просвещение», 2011.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь: В 2 ч. М.: «Просвещение», 2012.
3. Карта поиска сокровищ.
4. Карточки «Порядок действий»
5. Компас
6. Карточки рефлексии
7. Сундук с монетами – конфетами.


Ресурсы: отрывок из м/ф «Остров сокровищ»
Цель урока:
- создать условие для формирования умения научиться ориентироваться на местности с помощью компаса.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить учащихся с космосом.
2. Ввести определение «компас» познакомить с его устройством и правилами работы.
Развивающие:
1.Развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы;
2. Развивать умение работать с различными источниками информации,
3. Формировать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать стремление к познанию нового, продуктивной совместной работе.
2. Воспитывать умение соотносить результат действия с поставленной целью
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности:
- оценка результатов учебной деятельности, используя знаково-символические средства.
Предметные:
- изучают устройство компаса;
- приобретают умение ориентироваться на местности по компасу;
- отрабатывают правила выполнения практических работ.
Метапредметные:
регулятивные – формируется умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные – отрабатываются навыки поиска необходимой информации для ответа на вопрос; коммуникативные – вырабатывается умение формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты формирования УУД

Организационный момент
Прозвенел звонок – начинается урок.
Посмотрите-ка на парты,
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Здравствуйте, ребята, давайте начнём наш урок.
Приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность. Садятся за парты.
Личностные: формирование положительной мотивации к обучению.
Предметные: развитие речи.
Познавательные: развитие образного мышления.

Постановка целей и задачей урока
Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в путешествие, но путешествие будет не простым. Оно потребует от вас определённых знаний.
Посмотрите на экран.
Показывается фрагмент из м/ф «Остров сокровищ»
Догадались из какого м/ф этот фрагмент?
Кто может предположить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Отвечают на вопросы учителя
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Регулятивные: целеполагание;
Личностные: самоопределение

3. Актуализация знаний
- Итак, для того чтобы пойти и найти клад, нам необходимо подготовиться, т.е. определить порядок действий.
(помогает уч-ся спланировать свои действия и размещает на доске карточки с названиями этапов).
1.Собраться.
2.Определить место отправления.
3.Выбор направления.
4. Научиться пользоваться компасом.
5.Следовать по маршруту.
У вас на партах, такие же карточки, соберите правильно последовательность наших действий.
Выполняется проверка на доске.
Молодцы! А теперь давайте проверим, Как вы умеете собираться?
Я буду называть вам вещи. Если они нам нужны, вы говорите АГА, если нет УУУ.
Мы с вами верно собрали вещи и стали на один шаг ближе к нашему кладу.
Работают в парах, отвечают на вопросы учителя
Познавательные: развитие логического мышления;
Коммуникативные: - использование критериев для обоснования своего суждения;
Регулятивные:- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии


4.Первичное усвоение новых знаний
Чтобы двигаться дальше, нам с вами нужно определить наше местоположение – с ориентироваться на местности. А как это можно сделать?
- Дальше нам в работе поможет учебник.
(работа в парах с информацией учебника с.74-75).
- Что такое ориентирование на местности?
- С помощью чего можно определить стороны горизонта?
- Что такое компас?
- Как вы считаете, необходимо нам сегодня научиться ориентироваться по компасу?
- Рабочая тетрадь подскажет, как это лучше сделать.
- Кто догадался, что мы будем делать?
(выполнять практическую работу в парах- №1, № 2 с. 29)
Молодцы, мы стали ещё ближе к нашему кладу.
Отвечают на вопросы учителя, читают, выполняют работу в ТПО
Познавательные: контроль и оценка процесса и результата деятельности;
Личностные: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Динамическая пауза
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.
Выполняют движения за учителем
Личностные: стремятся к ЗОЖ

5.Первичная проверка внимания
Практическая работа.
Прочитайте инструкцию. Давайте научимся самостоятельно пользоваться компасом
Читают инструкцию «Как пользоваться компасом» с.75 учебника и осваивают приёмы работы с компасом
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; самооценка.
Предметные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
Познавательные: планирование работы по устранению неуспеха;

6. Первичное закрепление
- Все ли поняли, как ориентироваться по компасу?..
- Закончите мои фразы:
Ориентирование на местности – это.
Компас – это.
Чтобы правильно определить стороны горизонта по компасу нужно
Отвечают на вопросы учителя.
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: сотрудничество;
Регулятивные: саморегуляция;

7. Рефлексия
Заполняются карточки рефлексии
Узнали ли вы интересное что-то сегодня на уроке?
- Испытывали трудности? Какие?
- Уверены, что научился по компасу определять стороны?
Вот мы и добрались до нашего клада. Давайте посмотрим, что там внутри.
Заполняют карточки рефлексии
Регулятивные: оценивают свою готовность, обнаруживают пробелы в знаниях;
Познавательные: находят причины затруднений.

8. Домашнее задание
Задание в рабочей тетради №6 с. 31-32
Записывают домашнее задание в дневник
Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную разных источниках.



Список литературы

Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2013. – 173 с.
УМК «Школа России»
Дмитриева, О.И., Максимова, Т.В. Поурочные разработки по курсу окружающий мир 2 класс / О.И. Дмитриева. – Москва: «ВАКО», 2012. – 400 с.
Плешаков, А.А. Учебник Окружающий мир 2 класс 2 часть / А.А. Плешаков. – Москва: Просвещение, 2013. – 143 с.


15