Урок по географии на тему Ориентирование на местности 5 класс А.И. Алексеев Полярная звезда


План и карта
Ориентирование на местности
Содержание урока (перечень дидактических единиц)
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения местности на плане. Аэрофотоснимки.
Деятельность обучающихсяВиды
– определение направлений по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам»;
– определение азимута;
– определение особенностей плана местности.
Формы:
– работа со шмуцтитулом;
– работа с тексом учебника;
– работа со схемами по определению направлений, азимутом;
– ориентирование на местности;
– работа с планом местности.
Планируемые результаты.
Предметные
– знать определение понятий «ориентирование», «азимут»;
– раскрывать существенное понятие «румб»;
–называть и объяснять способы ориентирования;
– называть алгоритмы работы с компасом и гномоном;
– уметь определять азимут по компасу на местности и по плану
– уметь ориентироваться а местности по сторонам горизонта;
– раскрывать роль аэрофотоснимков в создании планов местности.
Метапредметные– планировать учебную деятельность при изучении темы;
– давать определение понятиям;
– владеть устной (письменной) речью, строить монологические высказывания;
–уметь объяснять содержание совершаемых действий;
–уметь аргументировать свою точку зрения;
–формировать действия целеполагания (в том числе преобразование практической задачи в познавательную);
–уметь планировать пути достижения цели;
–самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
– самостоятельно распределять своё время;
–создавать и преобразовывать схемы (модели) для решения задач;
– самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
–делать аргументированные выводы и умозаключения;
– осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
– осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности.
Личностные
– использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей.
Диагностический инструментарий
– задание 7 на с 32 учебника;
– аэрофотоснимки, космические снимки; таблицы и картины «Ориентирование в пространстве».
Ресурсное обеспечение программы
– п.8 учебника;
– таблица «План и карта»,
– таблица «Ориентирование на местности».
ХОД УРОКА
Организационный момент
МотивацияПеред изучением темы «План и карта» обратить внимание учащихся на фрагмент картины В. М. Васнецова «Витязь на распутье» на шмуцтитуле темы (с.29).
У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить своё местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Каждому человеку необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять своё местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов. В глубокой древности, когда люди ещё не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь на незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве. Умение ориентироваться в пространстве — одно из самых важных умений человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение его жизни и здоровья. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов (это не всегда надёжно: знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. п.). Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.
Что мы будем изучать сегодня?
Изучение темы
Вспомнить
– что такое горизонт.
– стороны горизонта (основные промежуточные),
Слова «ориентир», «ориентироваться» происходят от латинского oriens — восток. (Запись в тетрадь)
Для ориентирования в Древнем Китае был изобретён простейший магнитный компас. Компас — это прибор, который служит для определения сторон горизонта и магнитных азимутов (правило с.30 учебник ).
По компасу определяют азимут — угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки (правило с.30 учебник ).
– Текст с 31-прочитать
(Запись в тетрадь)
– Работа с рис 19
Румб — в морской терминологии 1/32 полной окружности, а также одно из делений картушки компаса (расчерченной на 32 части) и соответственно одно из направлений относительно севера.
– Работа с рис. 19 на с.30
Способы ориентирования. Для чего человеку необходим план местности?
Текст с 31- прочитать
Понятия:

– план местности
– топографическая карта
– аэрофотоснимок (роль аэрофотоснимков в создании планов местности)
– космический снимок
– Затем задача усложняется и, разбившись на группы, учащиеся находят
азимуты на предметы в кабинете географии, а также выполняют задания 4, 8, учебника.
(формирование умений определять азимут по компасу на местности и по плану).
Задание на дом
П.8 изучать; знать определения в рамке на с 32.
Письменно задание 9 с. 32
Подведение итогов
- Что нового узнали на уроке и чему научились?
- Оценки