Организация исследовательской деятельности на уроке математики в 4 классе посредством реализации технологии РКМЧП по теме Виды треугольников


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» П.Г.Т. РОЩИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛЖСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Виды треугольников
«Организация исследовательской деятельности на уроке математики
в 4 классе посредством реализации технологии РКМЧП»
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
Павловой Натальи Ивановны
ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский
муниципального района Волжский Самарской области
педагогический стаж работы в должности 25 лет
12.04.2016
Содержание
Методический комментарий …………………………стр.3- 4
Методическая разработка урока ……………………..стр.5-17
Список используемой литературы……………………стр.18
Методический комментарий
Данная тема урока входит в раздел математики УМК «Перспектива».
Актуальность темы очевидна. Исследовательская деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО и способствует формированию всех групп универсальных учебных действий. В наше время государству нужны люди, инициативные и самостоятельные, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Целью урока было формирование ценностного отношения к математическим знаниям четвероклассников, развитие осознанного навыка распознания и называния вида треугольника, через осмысление свойств по которому определяют вид треугольника. Для реализации этой цели была применена исследовательская деятельность посредством реализации РКМЧП.
Перед собой я ставила задачи:
● учить классифицировать треугольники по видам углов и сторон;
● развивать логическое мышление, умение работать в группах;
● формировать коммуникативные качества личности.
Работу с теорией я старалась организовать ненавязчиво, организовала в технологии критического мышления. На первом этапе «Стадии вызова» была предложена мотивационная работа, где ученики, работая в парах, узнавали тему и определяли цель урока, создали удачный кластер, тем самым систематизировали знания по этой теме.
Затем на этапе «Осмысления» была предложена исследовательская деятельность, было предложено исследовать треугольники по сторонам и углам, затем определить с помощью памятки в зависимости от сторон и углов вид треугольника. Получив задания, ученики чётко следовали предложенной инструкции, и каждая группа представляла свои результаты исследования. Работа в группе способствует формированию УУД, как: умение работать с информацией, способность работать в команде, работать самостоятельно.
На мой взгляд, форма представления результата способствует отработке умения осознанно строить речевое высказывание.
Результаты рефлексии показали, что данный урок целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации.
Таким образом, для организации исследовательской деятельности нужны следующие условия: определённый теоретический багаж знаний учителя, умение спланировать и организовать работу с обучающимися, подготовка демонстрационного материала, осуществление рефлексии, владение ИКТ.
Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого ученика.
Раздел: Рациональные способы вычисления.
Тема: Виды треугольников.
Цель: формирование ценностного отношения к математическим знаниям четвероклассников, развитие осознанного навыка распознания и называния вида треугольника, через осмысление свойств по которому определяют вид треугольника.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок - исследование
Планируемые результаты
Личностные результаты:
• Проявляет интерес к изучению темы;
• осознаёт собственные достижения при освоении учебной темы;
• развивает навыки сотрудничества со сверстниками в различных ситуациях, умеет не создавать конфликтов и находит выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
• раскрывает значение понятий «разносторонний треугольник», «равнобедренный треугольник», «равносторонний треугольник», «острый угол», «тупой угол», «прямой угол»;
• определяет разные виды треугольников и обосновывает своё мнение;
• определяет разные виды углов и обосновывает своё мнение;
• использует приобретённые знания при выполнении творческого задания;
• выполняет учебное действие в соответствии с целью;
• выполняет учебное задание, используя алгоритм;
• выполняет взаимооценку, самопроверку и корректировку учебного задания и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• выполняет учебное задание;
• соотносит полученный результат с поставленной целью.
• формулирует высказывание, собственное мнение, использует геометрические термины;
• адекватно использует речевые средства для представления результата.
Предметные результаты:
• чертит треугольник и обозначает их буквами;
• определяет вид треугольника;
• называет вид треугольника;
• изображает графически треугольники разных видов;
• измеряет длину сторон треугольника;
• рассказывает алгоритм определения вида угла;
• называет вид угла;
Оборудование: интерактивная доска, нетбуки для индивидуальной работы.
Дидактические материалы: флипчарт по теме, карточки для исследования треугольников, карточки для составления «синквейна», памятки.
Ход урока
I Организационный момент
Комментарий для учителя.
Ученики рассказывают стихотворение:
Прозвенел звонок,
Начинается урок,
Все ль на месте,
Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
Все ли правильно сидят.
Все ль внимательно глядят.
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5».
II .Стадия вызова (10 мин)
Мотивационная
Работа в парах.
Учитель: предлагаю вам узнать тему урока
Перед вами задание под №1 Приложение 1
Найдите там числа кратные трём. Соедините эти числа. Что получилось?

Учитель: так какая тема урока?
Комментарий для учителя.
Ученики соединяют числа кратные трём (27,99, 45) в результате получился треугольник.
Ситуация целеполагания
Учитель: если так звучит тема, то какие цели поставим перед собой?
Ученики: вспомнить, что знаем о треугольниках.
Комментарий для учителя.
Работа в парах. На столах лежат памятки. Приложение 2
Ученики читают текст, делая пометки «+» -знаю, «-»- не знаю»
Учитель: поделитесь своими знаниями о треугольниках с соседом по парте (1мин)
Информационная
Приём «Кластер»
Коллективное составление «Кластера» на интерактивной доске.
Ученики озвучивают свои знания.
Комментарий для учителя.
В центре доски записано ключевое слово – треугольник, от него идут стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д.


Учитель: давайте озвучим свои знания.
Учитель: что знаем о треугольнике? какая фигура называется треугольником? Из чего состоит треугольник?

Как различают треугольники?
Треугольники различают по каким элементам?

Какими могут быть треугольники в зависимости от сторон?

Какими могут быть треугольники в зависимости от величины углов?

Комментарий для учителя.
Называют всё, что знают о треугольнике.
Различают треугольники по сторонам и по углам.
В зависимости от сторон треугольник может быть:
равносторонним
равнобедренным
разносторонним
В зависимости от углов треугольник может быть:
остроугольным
тупоугольным
прямоугольным
III. Осмысление (15 мин)
Ситуация открытия нового знания
Исследовательская работа
Комментарий для учителя.
1 часть: класс разбивается на 6 групп. Каждая группа получает одно из заданий,  которые записаны на инструкциях. 3 группы исследуют стороны и называют треугольник в зависимости от сторон, 3 группы исследуют с помощью чертёжного прямоугольного треугольника углы треугольников и называют треугольник в зависимости от углов.
  В  процессе корректирую работу учеников. Приложение 3

Учитель: у вас на столах лежат инструкции, на которых изображены треугольники. Каждая группа исследует свой треугольник.
Учитель: назовите, что будете исследовать у треугольников?
Учитель: как исследовать стороны?
Учитель: как исследовать углы?
Учитель: как определить вид треугольника по сторонам?
Учитель: как определить вид треугольника по углам?
Расскажите алгоритм определения вида угла
Систематизационная
( Обмен информацией)
Комментарий для учителя.
Заполняют  общую на доске сводную таблицу. Каждая группа представляет свою информацию для заполнения сводной таблицы.

Учитель: какие результаты исследования у вас получились?
Учитель: как различают треугольники?

А) Например: мы исследовали стороны треугольника под №1. У данного треугольника все стороны равны. Значит, треугольник равносторонний.
В) Например: мы исследовали углы треугольника под №4. У данного треугольника 3 острых угла. Значит, треугольник остроугольный.


Учитель: какой вывод можно сделать?
IV. Рефлексия (10 мин)
Коммуникативная
Ситуация выбора
Учитель: ну, а чтобы закрепить наши успехи, я предлагаю выполнить работу на нетбуках.
Комментарий для учителя.
Работают на нетбуках.
Задание: Конструируют фигуры


Учитель: каким было задание?
Учитель: получил ли результат?
Учитель: сам или с помощью?
Учитель: правильно или с ошибкой?
Учитель: какую ставишь себе отметку?
Ситуация рефлексии
Приём «СИНКВЕЙН»

Учитель: ну, а чтобы закрепить наши успехи, я предлагаю написать вам СИНКВЕЙН.
Учитель: что это такое?
Учитель: верно, в переводе с французского СИНКВЕЙН - это "пять"
(вывесить схему-опору) Составляем синквэйн:
Назовите тему урока одним словом
Назовите 2 прилагательных, которые характеризуют треугольник.
Назовите 3 действия, которые можно выполнять с треугольником.
Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока.
Как иначе можно назвать треугольник? Проговаривают усвоенные знания.Отвечают  на вопросы, составляют синквэйн - стихотворение из пяти строчек, пятистишье

треугольник
разносторонний, равносторонний
Обозначать, чертить, измерять
Мне интересно её находить,
Фигура с тремя вершинами
Оценочная
Учитель: оцените свою работу, постройте треугольник успеха. Для этого выберите треугольник нужного цвета.
Считаю, что сегодня на уроке…
• У меня всё получилось, я доволен своей работой. Зелёный
• У меня не всё получилось, я доволен своей работой. Синий
•Я хорошо знаю теоретический материал, но в практической работе у меня получилось не всё. Жёлтый
Комментарий для учителя.
На интерактивной доске выбирают треугольник нужного цвета и составляют коллективный треугольник успеха.

V.Итог урока
Список использованной литературы
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Стандарты второго поколения.–
М.: Просвещение, 2010.
Учебник «Математика» УМК «Перспектива» для 4-го класса, ч. 1, Рабочая тетрадь № 1.
http://old.prosv.ru/umk/info.aspx?ob_no=3282 4-технологическая карта урока математики.
Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Кафедра открытых образовательных технологий [Электронный ресурс]. – Доступ в режиме: http: // www.oot – kaf.ru / oot / rkmhp.html