Открытый урок по Геологии с применением технологии РКМЧП


Технологическая карта урока
Преподаватель ГБПОУ «ОНТ»: Абдрахманова Тамара Константиновна
Общепрофессиональная дисциплина: ОП.04 Геология
Специальность: 131018 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
Тема урока: Солнечная система, строение Земли
Формы работы: Проблемно-диалоговая
Тип урока: Урок сообщения (приобретения) новых знаний
Используемые технологии: Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП); Игровые технологии
Цели урока:
Образовательные:
обеспечить в ходе урока усвоение основных понятий;
формировать у обучаемых умение выделять главное, существенное;
в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;
подвести обучаемых к пониманию сущности изучаемого материала;
сформировать навыки учебного труда: понимание задания, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе, соблюдение рационального режима труда.
Развивающие:
развивать мотивационные качества обучаемых, мотивы учебной деятельности;
развивать интеллектуальные качества обучаемых, познавательный интерес и способности, используя создание презентаций, учебные дискуссии и прочее;
развивать эмоциональные качества и чувства обучаемых, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности (а иногда и парадоксальности), используя яркие примеры, иллюстрации, демонстрации, воздействующие на чувства обучаемых;развивать волевые качества обучаемых, самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении.
Воспитательные:
воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства;
воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости;
воспитание интереса к предмету, к учению;
воспитывать доброжелательное отношение студентов друг к другу, обеспечивать доброжелательное отношение к обучаемым со стороны преподавателя, в сочетании с требовательностью, его педагогический такт;
воспитывать экологическое мышление, гуманистическое мышление, терпимое отношение к чужим взглядам, позиции, образу жизни.
Методическая:
использование технологии критического мышления- приемы: "INSERT", "Маркировочная таблица", " Синквейн"
использование игровых технологий: Игра «Как вы думаете» («обучение сообща»)
Задачи урока:
актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающегося знания по данной теме или проблеме;вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать обучающегося к учебной деятельности;
сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
побудить обучающегося к активной работе на уроке и дома;
получить новую информацию, осмыслить ее;
соотнести с уже имеющимися знаниями;
искать ответы на вопросы, поставленные в начале занятия;
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
присвоение нового знания, новой информации обучающегося;
формирование у каждого из обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Наглядные пособия:
раздаточный материал;
презентации.
Технические средства обучения: компьютер, экран, проектор.
Литература:
Основные источники (ОИ):
№ п/пНаименование Автор Издательство, год издания
ОИ 1 Геология Лазарев В.В. Учебное пособие. - Волгоград: Издательский дом «Ин-Фолио», 2010. - 383 с.
Дополнительные источники (ДИ):
№ п/пНаименование Автор Издательство, год издания
ДИ 4 Геология Покрепин Б.В Учебное пособие. - Волгоград: Издательский дом «Ин-Фолио», 2010. - 466 с.
ДИ 5 Геология с основами геоморфологии Ганжары Н.Ф. Учебник. - М.: Колос, 2010. - 290 с.
Интернет-ресурсы (ИР):
ИР 1 Информационно-аналитический портал Нефть России http://www.oilru.com
ИР 2 Литература по нефти и газу, http://www.no-fire.ru/oil.htmОбучающийся должен знать:
- физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры,
общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней
полезных ископаемых;
- классификацию и свойства тектонических движений;
- генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений;
- эндогенные и экзогенные геологические процессы;
- геологическую и техногенную деятельность человека;
- строение подземной гидросферы.
Формирование профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Контролировать и соблюдать основные показатели разработки месторождений.
Формирование общих компетенций:
ОК 1. Формирование понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 9. Развитие способности к частой смене видов деятельности
Основные этапы урока Код формируемой компетенции Деятельность преподавателя Деятельность обучающегосяМетоды обучения Средства обучения Планируемое время, мин
1. Организацио-
нный этап (приветствие, отметка отсутствующих) ОК 2 Обеспечивает благоприятный настрой.
Настраиваются на работу. Словесный метод Раздаточный материал 2 мин
2. Мотивация.
Целевая установка.
ПК 1.1
ОК 2 Раскрывает цели занятия, организует действие обучающихся по его принятию.
Определяют цели и задачи занятия, определяют последовательность действий.  Словесный метод Презентация 3 мин
3. ВЫЗОВ
Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы. ПК 1.1
ОК 2
ОК 6 Объясняет и дает задание 1 обучающимся.
Наблюдает и консультирует. Обучающиеся выполняют задание 1: фиксирует в таблице 1 все, что знает о Вселенной, Солнечной системе и Земли.
Обучающиеся работают индивидуально, затем в паре, далее в группе.
Словесный метод
Методы наглядного воздействия Таблица 1 15 мин
4. ОСМЫСЛЕНИЕ Чтение текста и заполнение маркировочной таблицы ПК 1.1
ОК 2
ОК 9
Преподаватель дает и объясняет задание 2
Наблюдает и консультирует. Обучающиеся выполняют задание 2: работают над текстом с применением приема INSERT, то есть обучающиеся при прочтении текста, делают пометки и заполняют "маркировочную таблицу"
Репродуктивный метод Текст
Маркировочная таблица 25 мин
5. Игра «Как вы думаете» («обучение сообща») ПК 1.1
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 9 Преподаватель объясняет правила игры.
Наблюдает и консультирует. Обучающиеся играют - Обучающиеся делится на группы по 4 – 6 человек, преподаватель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Интерактивный метод
Методы наглядного воздействия Карточки с суждениями
20 мин
6. РЕФЛЕКСИЯ
Размышление ПК 1.1
ОК3
ОК 6
ОК 9 Преподаватель дает и объясняет задание 3
Наблюдает и консультирует. Обучающиеся выполняют задание 3: составить "Синквейн " Репродуктивный метод Таблица- эталон синквейна17 мин
7. Подведение итогов ОК 1
ОК 2
Преподаватель проводит опрос мнения обучающихся о занятии Обучающиеся высказывают свое мнение об уроке, «+» и «-» занятия Словесный метод
8 мин
ЭТАПЫ УРОКА
3. В Ы З О В - субъект должен начать думать ( работа до того как обучающиеся взяли источник информации)
Задачи 3 этапа
1. "Мозговой штурм " - актуализация уже имеющихся знаний и представлений начинается с индивидуального этапа - чтобы обучающийся пришел в пару со знаниями - начал думать!
2. Пробуждение интереса к теме - мотивация через актуализацию. Захотел читать текст.
3. Формирование вектора в изучении материала (направленность чтения у каждого своя)
Работа над таблицей проходит в течение 15 мин.
Задание 1.
зафиксируйте в таблице все ваши знания по теме и подчеркните – закройте таблицу (индивидуальнО, затем в паре, далее в группе)
Таблица 1
Что Вы знаете о Вселенной? Характеристика Солнечной системы? Что Вы знаете о Планете земля?
Индивидуально В паре В группе
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Затем обучающимся раздается текст и маркировочная таблица
IV. О С М Ы С Л Е Н И Е - субъект должен осмыслить собранную информацию
( работа до того как обучающиеся взяли источник информации)
Задачи 4 этапа
1. Получение новой информации
2. Сопоставление новой информации с уже имеющимися знаниями и представлениями
Задание 2.
Читать текст и маркировать:
«V» - я это знал;
«+» - новое для меня;
«-» - я думал иначе, в голове не укладывается;
«?» - нужна дополнительная информация
Солнечная система и планета Земля
Земля является одним из бесчисленных небесных тел, рассеянных в безграничном пространстве Вселенной.
Солнечная система, в состав которой входит Земля, является частью Галактики, или Млечного Пути, - гигантской звездной системы.
На безоблачном вечернем небе можно увидеть туманную полосу – Млечный путь, состоящий из миллиардов звезд, удаленных от нас на огромные расстояния. В Галактике насчитывается более 150 млрд. звезд. Невооруженным глазом мы видим 6 тысяч.
Строение Галактики сложное: если смотреть «сбоку», она имеет форму двояковыпуклой чечевицы с большим диаметром (80 тыс. световых лет), в плане – напоминает спираль. Установлено, что Галактика распадается на подсистемы, различающиеся формой и типом входящих в нее звезд. К подсистемам отнесены также всевозможные группы, скопления, светлые и темные туманности – гигантские облака разреженного вещества.
Многие туманности – галактики – имеют спиралевидную форму. Такова туманность в созвездии Андромеды, Гончих Псов и Большой Медведицы.
Солнечная система располагается в одной из спиральных ветвей нашей Галактики, причем не в ее центре, а ближе к концу. Солнечная система совершает один оборот вокруг центра Галактики за 180 млн. земных лет со скоростью 250 км/секунду. Земля обращается, вокруг Солнца со скоростью 28 км/сек.
Звезды являются шарами, состоящими из раскаленного газа. Они подобны нашему Солнцу, но в миллионы и миллиарды раз превышают его по объему. Солнце – рядовая звезда, являющаяся центральным телом Солнечной системы. Оно имеет на поверхности температуру 6000 градусов по Цельсию. По диаметру Солнце в 109 раз больше Земли, а по объему – в 1 млн. 300 тыс. раз.
В Солнечной системе выделяют две группы планет: планеты земной группы и планеты-гиганты. К первой группе относятся: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Плутон, а ко второй – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Как и Земля, все планеты вращаются вокруг своих осей и обращаются вокруг Солнца.
Первые представления о форме Земли начали складываться задолго до нашей эры. Суша, окруженная морем, круглая линия горизонта и другие наблюдения способствовали появлению представлений о дискообразной форме Земли.
Перешагнуть за пределы этих представлений на ранних этапах развития человеческого общества не представлялось возможным. Мысль о шарообразной форме Земли впервые возникла у Пифагора (IV в. До н.э.), а несколько позже ее подтвердил Аристотель. Первый основывался в своих утверждениях на расчетных, второй – на наблюдениях лунных затмений, во время которых можно видеть на Луне круглую тень Земли.
Появившиеся в глубокой древности представления о форме и размерах Земли с течением времени менялись и трансформировались вместе с общим развитием естественных наук и их достижениями. Длительное время Земля рассматривалась как некое шарообразное тело.
В ХVII – XVIII вв., когда для изучения размеров Земли стали применяться более точные оптические методы геодезии, было выяснено, что Земля не представляет собой идеальный шар, так как полярный и экваториальный радиусы неодинаковы (сегодня известно, что разница между ними составляет немногим более 21км). Это свидетельствует о сплюснутости ее по оси вращения. Фигура Земли образовалась под совместным действием гравитационных и центробежных сил. Равнодействующая этих сил называется силой тяжести. Она перпендикулярна земной поверхности и выражается в ускорении, которое приобретает каждое тело у поверхности Земли.
Она совпадает с уровнем Мирового океана и продолжается, погружаясь под материки, как бы сглаживая рельеф.
Таким образом, геоид – это уровенная поверхность океанов гравитационного потенциала (т.е. во всех своих точках перпендикулярная направлению отвеса), совпадающая с поверхностью Мирового океана.
Форма и размеры Земли были вычислены геодезистом А.А.Изотовым в 1940г. Выведенная им фигура впоследствии получила название эллипсоида Красовского. Вычисленные с помощью космических аппаратов основные параметры по эллипсоиду Красовского следующие:
экваториальный радиус - 6378,245км;
полярный радиус - 6356,863км.
Площадь поверхности Земли составляет около 5210 млн. км2, ее объем – 1,083 10 км3. Масса Земли равна 5,976 10 грамм или 5,976 10 трлн. тонн.
Земной шар не однороден по своему составу и строению. В твердом теле Земли выделяют три внутренние оболочки: центральную – ядро, промежуточную – мантию и наружную – земную кору. Каменное тело планеты окружено воздушной, водной оболочками и оболочкой жизни, соответственно называемыми атмосферой, гидросферой и биосферой. Эти оболочки называют внешними. Как внутренние, так и внешние оболочки объединяют общим названием геосфер Земли.
В конце 19 века, когда на службу геологии пришли геофизические методы и проведенные геофизические исследования показали, что Земля – твердый шар, состоящий из оболочек. Сейсмические волны – упругие колебания, возникающие в горных породах при землетрясениях или искусственных взрывах, в средах с разной плотностью меняют скорость. Она возрастает в более плотных породах и резко уменьшается в породах рыхлых. На границе разных сред скорость изменяется скачкообразно.
В 1986г., по данным сейсмических исследований немецкого геофизика Э.Вихерта, была выделена промежуточная оболочка Земли – мантия. В 1910г. югославским геофизиком А.Мохоровичичем на глубине около 50км устанавливается граница между мантией и земной корой. Эту границу впоследствии назвали поверхностью Мохоровичича, сокращено Мохо или граница М.
В 1912г. немецким геофизиком Б.Гутенбергом на глубине 2900км была зарегистрирована граница между ядром и мантией, а в 1936г. датской исследовательницей И.Леманн установлена граница, отделяющая внутреннюю часть ядра от внешней. Так сложилась сейсмическая модель Земли.
Ядро. Это наиболее плотная оболочка Земли. Большинство ученых считают, что его плотность от 10 до 12 г/см3. Теоретические расчеты допускают температуру в центральной части ядра около 5000оС, а давление 343 ГПа. Происхождение ядра объясняют дифференциацией первичной материи Земли, в процессе которой в центральной части планеты обособились наиболее тяжелые химические элементы, такие, как железо, никель, а более легкие сгруппировались в вышележащих оболочках.
Мантия. Промежуточная оболочка Земли сверху ограничена поверхностью Мохо. Нижняя ее граница, или граница Вихерта-Гутенберга, проходит на глубине 2900км. Плотность вещества мантии с глубиной возрастает с 3,64 до 9,4г/м3. Масса мантии в два раза превышает массу ядра и земной коры, вместе взятых, температура мантии на границе с ядром около 3000оС, давление 127,5-137,3 ГПа.
Земная кора. Она ограничена сверху поверхностью Земли, снизу – поверхностью Мохоровичича. И та и другая неровные, с большими перепадами отметок. Мощность коры сильно уменьшается под океанами (до 5км) и увеличивается под континентами (до 75км). Земная кора изучена лучше, чем глубокие слои Земли. Земную кору иногда неверно отождествляют с литосферой. Литосфера – это наружная каменная оболочка Земли, состоящая из осадочных и подстилающих их кристаллических пород земной коры и верхней мантии.
Работа над текстом проходит с применением приема (INSERT), то есть обучающиеся при прочтении текста делают пометки и заполняют маркировочную таблицу.
Маркировочная таблица
Таблица 2
«V» «+» «-» «?»
я это знал новое для меня я думал иначе
(в голове не укладывается) нужна дополнительная информация
Работа над текстом и маркировочной таблицей проходит в течении - 25 мин.
V. ИГРА «КАК ВЫ ДУМАЕТЕ» - групповое обучение в игровой форме
Задачи 5 этапа
1. Осмысление и обобщение изученного материала
2. Личностная рефлексия к изученному материалу
Игра «Как вы думаете»
Обучающиеся делятся на группы по 4 – 6 человек, преподаватель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Обучающиеся берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение.
Игра проходит в течение - 20 мин.
VI. Р Е Ф Л Е К С И Я - субъект должен начать размышление
Задачи 6 этапа
1. Ценностное осмысление и обобщение изученного материала (формируется уже при составлении таблиц Я + другие)
2. Формирование личностного отношение к изученному (составление синквейна - рефлексия содержания)
3. Анализ самого процесса работы с материалом
Задание 3
СОСТАВИТЬ "СИНКВЕЙН" (пятистрочие) - содержит ключевые слова, предполагает 11 слов
Пояснение
1 слово - тема (имя существительное или неделимое словосочетание)
2 слова отражающие качественную характеристику темы (2 прилагательных)
3 слова отражающие действие темы (глагол, деепричастие) - что делать?
целая фраза - предложение, состоящее из 4-х слов, отражающее личное отношение к теме (союзы и … не учитываются)
одно слово существительное или неделимое словосочетание – вывод и синоним к теме
СИНКВЕЙН
Варианты синквейна1. СИНКВЕЙН
Вселенная бесконечная звездная
содержать уносить
выделять
млечный путь
гигантская звездная система
Непостижимость
2. СИНКВЕЙН
Земля живая
прекрасная представлять
наблюдать исследовать
наша планета
часть безграничного пространства
Изучайте
Работа над Синквейном проходит в течении - 17 мин
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ - Мнение обучающихся об уроке, «+» и «-» занятия
«+» что помогло достичь цели?
«-» что не помогло?
Анализируя вопросы и противоречия ( «-», «?» ) при проведении занятия обучающимся предложено подготовить ЭССЕ в рамках выполнения самостоятельной работы (домашнего задания), указать источник получения дополнительных знаний по данной теме.
Проходит в течение - 8 мин
Формулировка задания: составить таблицу, перенести информацию, зафиксировать информацию