Технологическая карта занятия по ФРС и ПСУР на тему Звук Ц. Правило орфоэпии — ТС как Ц. Восприятие речевого материала уроков


Технологическая карта подгруппового занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи
Тема РРС: Восприятие речевого материала общеобразовательных уроков (литература, биология, история).
Тема ФПСУР: Звук Ц. Правило орфоэпии «ТС как Ц».
Цель: Развитие речевого слуха слабослышащих и кохлеарно имплантированных обучающихся через формирование навыков восприятия и воспроизведения на слух с ИСА речевого материала для формирования достаточно внятной выразительной членораздельной устной речи с соблюдением правильной интонации, слитности и словесного ударения.
Задачи:
Образовательные - Создавать условия для восприятия речевого материала на слух с голоса учителя, как в ситуации учебного общения, так и в специально организованных речевых ситуациях;- Обучать восприятию на слух речевого материала сложного по содержанию, включающего незнакомые по смыслу слова и выражения, требующие разъяснения;- Закреплять произносительные навыки, правильное использование в речи простых распространенных синтаксических конструкций, осложненных однородными членами; сложно-сочиненных, сложно-подчиненных предложений;- Формировать навыки самоконтроля за произношением (обучать слушать собственную речь и речь одноклассников);Коррекционно-развивающие
- Закреплять сформированные произносительные навыки;- Развивать словесно-логическое мышление (анализ, синтез, установление связей, формулирование выводов) на материале творческих заданий ;- Развивать кратковременную и долговременную память на материале разговорно-обиходных фраз.
Воспитательные:- Воспитывать положительную мотивацию к ношению ИСА;- Воспитывать навыки слухового контроля за своей речью и речью одноклассников;
Ход занятия
Этапы занятия Задачи Речевая деятельность педагога Речевая деятельность обучающихся Средства обучения Формируемые УУД
1. Орг.моментЗакреплять навык коммуникации;
Воспитывать положительную мотивацию к ношению ИСА - Сегодня на занятии у нас гости. Ребята, поздоровайтесь, пожалуйста.
- Проверьте, аппараты работают? Вы меня хорошо слышите? - Здравствуйте!- Аппараты работают. Мы вас слышим хорошо (отлично). Экран Слушают собеседника и ведут диалог. Воспринимают и понимаютобр. речь в соотв. с уч.задачей2. Формирование произносит. навыков Автоматизировать и закреплять правильное произношение звука Ц;
Закреплять навык нотирования предложений;Закреплять в речи правильное орфоэпическоепроизношение «ТС=Ц». - Послушайте и повторите за мной:цо-ыльцо-крыльцо;
ца-ица-горница; це-енце-полотенце; тся-ца-находятся-используется; цве-цвет.Придумайте прил.от слова цвет.А полотенце какое?Цветное полотенце.А какая цитоплазма? Бесцветная цитоплазма.Для чего используются цветные карандаши?Для рисования используются цветные карандаши.- Пронотируйте предложения, используя обозначения. Кто быстрее и правильней справится?Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. Исправьте простым карандашом. Если сомневаетесь, то задайте мне вопрос. Выполняют задания.В горнице находится цветное полотенце.Для рисования используются цветные карандаши.
У клетки есть бесцветная цитоплазма, которая всегда движется.
Миша поставил ударение …, а я думаю, что надо … . С.А., как правильно? Экран, на доске - надстрочные знаки, карточки с предложениями для нотирования. Правильно произносят слоги, слова и с/с со звуком Ц в самостоятельной речи; орфоэпически правильно произносят сочетания «ТС» в сам.речи; отвечают на вопросы и самостоятельно строят с/с, предложения правильно нотируют предложения, осуществляют самоконтроль за произношением, контролируют правильность выполнения заданий одноклассниками; формулируют свою точку зрения, задают вопросы.
3. Восприятие разговорно-обиходных фраз.
Обращение с просьбой по схеме (учитель – ученик – ученик) на материале общеобразовательных уроков Закреплять
правильное использование в речи синтаксических конструкций;
Развивать кратковременную и долговременную память. - Послушай предложение и повтори его целиком.
- Миша, спроси у Кирилла, во сколько заканчиваются уроки…?
- Саша, узнай у Миши, что такое клетка?
- Кирилл, спроси у Саши, кто написал повесть «Станционный смотритель»? 1.Уроки начинаются в 8 ч.20мин., а заканчиваются в 14ч.40 мин.2. В 6А классе со мной учатся 6 мальчиков. Их зовут …3.Назови адрес нашей школы: город, район города, улицу и номер здания. Экран Правильно используют в речи простые распространенные, ССП; выполняют действия самоконтроля за речью, коррекции.
Слушают собеседника и ведут диалог; сотрудничают.
4. Восприятие речевого материала уроков.

Развивать словесно-логическое мышление (анализ, синтез, установление связей, формулирование выводов).
Обучать восприятию на слух речевого материала, сложного по содержанию.
Обучать творческому осмысливанию речевого материала уроков.Обучать восприятию на слух речевого материала, включающего незнакомые слова, требующие разъяснения.
Развивать словесно-логическое мышление (анализ, синтез, установление связей, формулирование выводов).
Закреплять правильное использование в речи сложно-сочиненных, сложно-подчиненных предложений.
- Послушай внимательно и ответь, из какого произведения я это прочитала?
«Вижу самого хозяина – человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с 3 медалями. Через несколько лет смотритель постарел. На его лице были глубокие морщины».На каком уроке ты это слышал: Клетка – это целая биологическая система.Древние египтяне верили, что если боги разозлятся, то навлекут на них бедствия.
Повтори: Она питается, дышит, размножается, выделяет ненужные вещества, то есть живет. Скажи по-другому: Смиренный, но опрятный дом смотрителя. Питание клетки – это целая операция.
Повтори: Дом смотрителя украшали картинки на стенах, а под ними - приличные немецкие стихи. Египетского бога Солнца звали Амон-Ра, а покровительницу женщин – Бастет.Горшки с бальзамином; кровать с пестрою занавеской.
Я начну, а ты закончи: При питании в клетку поступают … Я увидел в его волосах …, сгорбленную ... Люди строили для богов жилища – …, в которых находились служители богов - … У клетки есть бесцветная …, которая всегда … .На окнах уже не было ... .Дыхание клетки – это процесс поглощения и выделения … .
Ответь на вопросы:
Как назывались жилища богов в Древнем Египте? Кто служил богам? Амон-Ра – это бог чего?
Что случилось со смотрителем через несколько лет? Что появилось на лице?
Питательные вещества. Седину, спину. Храмы, жрецы. Цитоплазма, движется. Цветов. Газов.
В Египте жилища богов назывались храмами, и в них жрецы служили богам.
Через несколько лет смотритель постарел, на его лице появились морщины. Экран, толковый словарь (+слайд со скриншотом из интернета), таблички для глобального чтения с синонимами и словами для вставки в предложения.Таблички для глобального чтения с синонимами.Таблички для глобального чтения со словами для вставки в предложения. Слушают и отвечают на вопросы; формулируют
свою т. Зрения;сознательно строят речевое высказывание;
выполняют самоконтроль за речью, коррекцию.
Слушают и формулируют выводы, проводят классификацию.
Воспринимают и воспроизводят речевой материал;Осуществляют поиск, выделение подходящего по смыслу речевого материала; анализируют, сравнивают, подбирают.
Слушают, анализируют и устанавливают причинно-следственные связи, формулируют выводы.
Слушают учителя и отвечают на вопросы, формулируют и аргументируют свою точку зрения.
Строят речевые высказывания указанной синтаксической структуры.
5. Восприятие речевого материала без ИСА, восприятие шепотной речи
Обучать восприятию на слух речевого материала, знакомого по содержанию; восприятию шепотной речи. Что украшало дом смотрителя? Сколько лет было смотрителю? Какой он? Уралмаш; скромный –смиренный-тихий; чистый-прибранный-убранный-опрятный; бальзамин – с бальзамином;
операция-процесс; седина - седину;
храмы - в храмах; спина-спину; жрецы; цветов; движется; газов. Дом смотрителя украшали картинки на стенах, под которыми были немецкие стихи. Смотрителю было 50 лет, и он был свежий и бодрый. Экран Слушают учителя, воспринимают и воспроизводят речевой материал; осуществляют самоконтроль, коррекцию
6. Итог занятия