Урок внеклассного чтения по литературе Эдгар По-основатель приключенческого жанра. Анализ рассказа Золотой жук


Тема: « Эдгар По основатель приключенческого жанра. Знакомство с рассказом «Золотой жук»
Цель:1.Развивать умение обобщать и анализировать полученные знания, делать выводы.
2.Развивать устную речь, логическое мышление.
3.Развивать межпредметные связи
Задача: способствовать формированию развитого воображения; содействовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей.
Ход урока
!.Оргмомент, приветствие.
2.Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке исходя из темы? (ответы кадет).
Молодцы! Я уверена, что все вы любите приключения, а Эдгар По справедливо считается основателем приключенческого жанра. Говорят, что без него не было бы ни Шерлока Холмса, ни Эркюля Пуаро. Вот что сказал о Эдгаре По Джордж Бернард Хемингуэй( слова на слайде)
3.В конце сентября 1849 года в вагоне поезда, отошедшего из города Балтимора в Филадельфию, кондуктор заметил невысокого худого человека в потрёпанной одежде. Человек был без сознания. Когда он пришёл в себя, его высадили, полагая, что у человека должны быть родственники. Неизвестный шёл как во сне. Чемодан его был набит рукописями.
В Балтиморе он несколько часов просидел на скамейке, потом упал, его подобрали и отвезли в больницу. Через несколько дней он умер. На груди его нашли медальон с портретом молодой женщины. Это была его мать. Так кто же был этот человек, которого не понимали и боялись одновременно?
4( краткие биографические сведения о писателе рассказывают 2 подготовленных кадета. Рассказ сопровождается слайдами)5.Учитель: Как вы думаете, почему у писателя двойная фамилия? (ответы кадет)
6.Посмотрим на портрет писателя. К. Бальмонт написал о нём следующие строки: В его глазах фиалкового цвета
Дремал в земном небесно-зоркий дух.
И так его был чуток слух,
Что слышал он передвиженья света.
Как вы понимаете эти строки? Что можете сказать о внешности Эдгара По?
Да, его лицо хранило отпечаток страданий, но держался всегда с достоинством подлинного джентльмена.
Сам Эдгар по считал себя больше поэтом, но мы знаем его всё-таки благодаря его замечательным рассказам. В год издания (1845) это был том в 228 страниц в золочёном переплёте и состоял из 12 рассказов, которые стали известны всему миру как 11 том библиотеки американских книг.(слайд)
7.Перейдём к рассказу « Золотой жук». Вашим домашним заданием было прочитать рассказ. Очень интересна история его рукописи.
(Историю рассказывает подготовленный ученик, показывает слайды8.Чтобы вспомнить некоторые детали рассказа, давайте разгадает тест.(тест готовит один из учеников)
!. Что за стеклянный глаз помог в поисках клада?(подзорная труба, слайд)
2.На чем был нарисован план? (пергамент, слайд)
3.Имя пирата, спрятавшего клад? (капитан Кидд, слайд)
4.Имя слуги Леграна? (Юпитер, слайд)
5.Как называли пираты скалу( трактир, слайд)
6.Название лодки, с помощью которой Легран и его друзья перебрались на остров? (ялик,слайд)
7 . Как называли пираты выступ скалы? (чёртов стул, слайд)
8. От названия какого цветка было дано название дереву, возле которого был зарыт клад( тюльпан,слайд)
(Если ответ учащихся правильный, то на экране появляется картинка)
9.Физминутка.
10.Подумайте, на какие 2 части можно условно разделить рассказ? (1-поиски клада,2-расшифровка плана).
11.Поработаем с первой частью.
Где жил Легран и почему?
Как Легран нашёл жука?
Найдите в тексте описание жука, зачитайте.
А как вы представляете себе жука( рисунки учащихся выполнялись на уроке ИЗО)
Как пергамент попал в руки Леграна?
Как он обнаружил план? Что привлекло его внимание?
Как воспринимает Юпитер поведение своего хозяина?( зачитать диалог из текста)
Расскажите, как происходил поиск клада.
Клад найден! Он действительно существовал! И всех интересует вопрос, как же Легран обо всём догадался?
12.Это 2 часть рассказа.
Как Легран понял, что в его руках именно пиратский план?
Появилась криптограмма( даю этимологию слова).Но нам понятно что-либо? (Нет)
Как же рассуждал Легран? От чего он « оттолкнулся»? ( Все этапы показываю на слайдах)
Получился текст. Давайте зачитаем его. ( читаем вначале на английском, затем-перевод)
Что-нибудь прояснилось? (нет)
Как Легран справился с этой задачей?
Как вы считаете, какой можно сделать вывод?
Учитель: Да, вы все правы. Эдгар По стремился воспроизвести сложный процесс работы человеческого разума как в области наук, так и в области различных тайн. Он считал, что разум всегда одерживает победу над неизведанным.
13.Существует легенда, что перед своей смертью По рассказал доктору Грегори о сокровищах капитана Блейка, зарытых на острове Джекиля. По подробно описал место, где якобы зарыты сокровища. Для писателя это был придуманный на ходу рассказ, но настолько он прозвучал убедительно, что доктор Грегори поверил в него. И вот через год после смерти писателя в холодную ветреную ночь к могиле подъехал на коне доктор Грегори. Он соскочил с коня, огляделся и подошёл к надгробию. Вытащил из-под плаща молоток и изо всех сил ударил по плите. Она раскололась на две части. Грегори выбросил молоток в океан и медленно поехал назад. Весной из трещин появились ростки нежных цветов как торжество жизни над смертью.
* Вы ,наверное, догадались, что Эдгар По разыграл Доктора Грегори, и это было его последнее приключение.
* Как вы считаете, для чего мы изучаем приключенческую литературу? Чему она учит?
* Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке?( игра « Микрофон»)
* У вас на столах листочки самооценки. Пожалуйста, поставьте себе баллы.
* Сейчас вы посмотрите буктрейлер по рассказу « Золотой жук», а я посмотрю, совпали ли мои баллы с вашими.
* Объявляю оценки.
* Домашнее задание: написать отзыв о рассказе « Золотой жук»