Урок внеклассного чтения в 6 классе: Особенности жанра рождественского рассказа ( на материале рассказа Л.Улицкой Капустное чудо).


Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 109"
Автор: Макаренко Ирина ВикторовнаУрок внеклассного чтения: "Особенности жанра рождественского рассказа ( на материале рассказа Л.Улицкой "Капустное чудо").
Класс: 6
Цель урока: углубить понятие рождественского рассказа.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с рассказом Л.Улицкой "Капустное чудо";
- уметь находить основные жанрообразующие признаки рождественских текстов.
Развивающие:
- творчески подходить к анализу текста;
- умение задавать вопросы и отвечать на них.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся чувство сопереживание к чужой беде, уверенность в том, что чудо можно совершить своими руками, имея доброе сердце.
Ход урока:
Вступительное слово учителя: Рождество - это время милосердия, доброты и всепрощения. Это единственные дни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца, когда люди ждут чуда или делают его своими руками.
Учитель: Отмечают ли Рождество в вашей семье?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Да. Рождество в нашей семье отмечается.
- Нет. Мы отмечаем только Новый год.
Учитель: Что вы ждёте от этих праздников? Праздников Рождества и Нового года?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Ёлку, подарков, весёлого празднования Нового года.
- Гости, друзья, много света, огни на ёлке, огни на улице, свечи, бенгальские огни.
-Ждём, что исполнятся все наши желания.
- Ждём чуда.
Учитель: Какие рассказы вы читали, в которых герои тоже ждут чуда, которые мечтают об исполнении всех их желаний, потому что скоро придёт самый добрый праздник, праздник Рождества.
Ответы учащихся: "Мальчик у Христа на ёлке" Ф.М.Достоевского, "Ангелочек" Л.Андреева
Учитель: А рассказ Л.Улицкой, который вы прочитали дома, можно отнести к жанру рождественского рассказа?
Предполагаемые ответы учащихся:
-Нет, нельзя.
- Действие в рождественском рассказе происходит в канун Рождества.
- В рассказе Л.Улицкой время - поздняя осень, ноябрь: "Позднее ноябрьское утро, ещё не убрали тяжёлые, тёмно-красные от сырости флаги...".
Учитель: А какие ещё жанрообразующие признаки рождественского рассказа вы знаете.
Ответы учащихся:
- Действие рассказа происходит в канун Рождества: и в рассказе Ф.М.Достоевского, и в рассказе Л.Андреева.
- Одним из героев является ребёнок (Сашка "Ангелочек", маленький мальчик "Мальчик у Христа на Ёлке".
- Счастливый финал: в прочитанных нами рассказах финал несчастливый.
- Ожидание чуда: Сашка мечтает об ангелочке, и получает его в подарок, мальчик из рассказа Ф.М.Достоевского мечтает попасть на ёлку, он попадает туда, но, к сожалению, после смерти.
- Двоемирие : мир праздника и мир действительности, в которой живут герои рассказов Ф.М.Достоевского и Л.Андреева.
Учитель: Всё правильно, хочу добавить: нравственная христианская проблематика.
Учитель: И всё же рассказ Л.Улицкой - рождественский. И на уроке мы с вами найдём жанровые признаки рождественского рассказа.
Расскажите о героях прочитанного вами рассказа.
Ответы учащихся:
- Две маленькие девочки, обутые в городские ботинки, по-деревенски повязанные толстыми платками. Первое время они боялись всего, что их окружало, но постепенно они обжились, привыкли к новому жилью и старуху Ипатьеву стали называть бабой Таней.... " Господь с ними, пусть живут", - решила старуха Ипатьева.
- Один признак есть - главные герои-дети.
-В конце сорок пятого девочек привезли к старухе Ипатьевой, по прозвищу Слониха, они сироты. Отец погиб на фронте, а мать умерла годом позже. Ипатьева оставила их у себя, но без большой радости.
- Главным атрибутом рождественских ( новогодних) праздников является ёлка: Сашка приглашён на Рождественскую ёлку; мальчик из рассказа Ф.М. Достоевского видит дерево, - это ёлка, на ёлке огни, золотые игрушки, яблоки... А в рассказе Л.Улицкой ни ёлки, ни какого- либо другого дерева нет.
- Зато во всех трёх рассказах герои-дети мечтают о чуде: Сашка мечтает об ангелочке, и " все мысли и мечты были только о нём", мальчик из другого рассказа мечтает согреться и что-нибудь поесть. Девочки из рассказа Л.Улицкой мечтают, чтобы не было так холодно, чтобы очередь за капустой была меньше.
- Чтобы тётка не прогнала их из дома"Горе ты моё! Что теперь с нами будет! прогонит она нас, и куда мы пойдём?"
- "Дуся всё думала, что бы такое сказать Ипатьевой, чтобы она их не прибила или, хуже того, не прогнала".
- Второй признак рождественского рассказа есть - герои в ожидании чуда, хотя чудом трудно назвать то, о чём мечтают девочки.
Учитель: Почему совсем маленькие девочки мечтают совсем не о том, о чём обычно мечтают дети в канун Рождества?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Девочки в своей жизни видели много горя.
- Они сироты, и Ипатьева - это их надежда на тепло, уют , семью.
Учитель: Какой ещё один жанровый признак рождественского рассказа мы можем видеть?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Двоемирие .
Учитель: В Рождество (Новый год) люди ждут чуда. Происходит ли чудо в рассказе Л.Улицкой?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Нет, чуда не происходит.
- Чудо, но какое-то... "Машина вильнула возле них , рванулась и проехала мимо, сбросив к их ногам два огромных кочана. Один распался на двое, второй покатился, слегка подпрыгивая, прямо к ногам Ольги".
- Рассказ назван "Капустное чудо", чудо ведь.
- Чудо происходит, ведь они потеряли деньги, не смогли купить капусту, за которой их послала в ларёк Ипатьева, Слониха могла рассердиться и отдать девочек в детский дом, а тут как будто с неба свалились на девочек два кочана, и есть надежда, что их не выгонят из дома. Это и будет ещё одним жанровым признаком рождественского рассказа.
Учитель: В момент рождение Христа воссияла на небе Вифлеемская звезда. И пришли на её свет Волхвы и принесли младенцу Иисусу дары. Поэтому принято в Рождество ходит со звездой и дарить подарки. Поэтому красавицу ёлку венчают звездой, и она сверкает под потолком наших домов, напоминая людям о рождестве Христовом. И свет это волшебный есть и в рассказе Л.Улицкой. Давайте найдём его.
Ответы учащихся:
- "Под фонарём машины сверкнул бледно-голубым сиянием её груз..."
- "...Два светло-голубых изумлённых глаза смотрели в другие, точно такие же..."
Учитель: А как заканчивается рассказ? Видим мы счастливы финал?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Счастливый финал не столь очевиден. Горестное сожаление Ипатьевой по поводу исчезнувших девочек : "...Как же они без меня? А я-то, я-то как без них ?- проговаривается , когда ещё никому не известно, что произошло на самом деле.
- Согласен, финал пока нельзя считать счастливым: последняя фраза рассказа начинается с союза "а" и заканчивается многоточием: "А девочки в темноте выложили на стол капусту, сели, не раздеваясь, на стул и ждали..."
Учитель: Почему автор не делает финал счастливым?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Не всё в жизни заканчивается счастливо и радостно.
- Всё теперь в руках Ипатьевой. От того, какой она человек, зависит судьба девочек.
- А я не считаю, что финал грустный. Ипатьева переживает за девочек, она несколько раз бегала к ларьку, плакала, называла девочек "своими", "золотыми", "ласковыми".
Учитель: Такой финал в литературе называют "открытым". Читатель на основании всего предшествующего повествования может сам предположить, "домыслить" тот или иной вариант завершения сюжета.
Учитель: Какое главное чудо, которое ждут не только девочки, но и читатели, может совершиться в рассказе?
Предполагаемые ответы учащихся:
-Ипатьева примет девочек в свою семью.
-Оля и Дуся обретут в лице Ипатьевой новую семью, которую потеряли во время войны.
- Всё зависит от Ипатьевой. Если она добрый, хороший человек, чудо совершиться и девочки обретут семью.
Учитель: Чему учит рассказ? Зачем автор взялся за перо?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Милосердию, состраданию, доброте, сопереживанию
-Чудо можно совершить своими руками.
Домашнее задание: Придумайте сами концовку рассказа (письменно).