Конспект занятия по ПДД Опасная дорога. Дорожные ловушки.


Образовательная деятельность
по социально-коммуникативному развитию
«Опасная дорога. Дорожные ловушки»
Лукина Людмила Владимировна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Работа с дошкольниками
Цель занятия: Обучать детей правилам безопасного поведения на дорогах. Создавать ситуацию радостного эмоционального настроения, воспитывать в детях грамотных пешеходов, умеющих самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познание развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Познавательное развитие: расширить знания детей о скрытых опасностях - дорожных “ловушках” и умений их распознавать. Формировать представление о ремне безопасности, о его назначении, на основе опытно - экспериментальной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие: Продолжать учить детей различать дорожные знаки: «Остановка», «Пешеходный переход», «Опасный поворот», «Движение пешехода запрещено», «Дорожно-патрульная служба», уметь расставлять их согласно дорожной обстановке. Повторить правила перехода проезжей части, уметь объяснять ошибки пешеходов. Формировать познавательно - поведенческие реакции, направленные на сохранение жизни и здоровья.
Речевое развитие: Развивать устную связную речь; активизировать словарь детей: дорожные «ловушки», использовать в речи слова «слева», «справа»;
Физическое развитие: физкультминутка «Мы водители» снимет усталость и восстановит положительное эмоциональное состояние психики. Обеспечивает смену видов деятельности, повышения работоспособности.
Виды детской деятельности: коммуникативная, опытно-экспериментальная, проблемно-поисковая, игровая.
Методы и приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, художественное слово, прием проблемной ситуации: ориентировка на местности (перекресток).
Предварительная работа: экскурсия к дороге, наблюдение за движением пешеходов на перекрестке, регулируемым светофором; игры детей на макете дороги, магнитной доске, на детской площадке, беседа «Опасная минута», чтение художественной литературы, рассматривание альбомов о транспортных средствах.
Оборудование: презентация «Дорожные знаки», макет дороги для проблемно-поисковой деятельности, игрушки – персонажи мультфильма «Маша и Медведь», набор ЛНГО для опытно-экспериментальной деятельности на каждого ребенка (автомобили, человечки), резинка офисная, кубики.
Средства ТСО:
- ноутбук, диапроектор, экран.
Место проведения
- кабинет ПДД
Размещение детей
- организационный момент, стоя полукругом;
- в течение ОД перемещение по кабинету
Содержание организационной деятельности детей:
Ход ОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами пришли в кабинет ПДД. Что мы с вами будем изучать?
Дети: Правила дорожного движения.
2. Д/и “Каждому знаку свое место” Слайд 3
Цель: повторение дорожных знаков.
Воспитатель: Маша пошла в гости к Медведю и узнала, что он уехал в город. Она очень расстроилась, что Медведь не взял её с собой. И тут ей приходит в голову гениальная мысль: она едет в город искать Медведя. Вот Маша в городе и на своем пути увидела одну неприятную ситуацию. Предлагаю вам разобраться и помощь нашему мультипликационному герою. Садимся на стульчики и посмотрим на экран. Что вам кажется необычным?
Дети: Кто-то стер все дорожные знаки.
Воспитатель: Для чего нам нужны дорожные знаки?
Дети: Чтобы знать, где переходить дорогу. Чтобы водители не попали в аварию.
Воспитатель: Знаки предназначены для нашей с вами безопасности и являются незаменимыми помощниками в сложном дорожно-транспортном мире. Наша задача – расставить знаки в нужных местах. (ответы детей с объяснением, дети показывают знак на карточках, проверяют на экране).
3. Разбор дорожных ситуаций.
Воспитатель: Маша стала уже большой, собирается в школу, но как вести себя в городе на улице не знает. Давайте подойдем к макету дороги, и расскажем ей, как надо переходить дорогу, покажем, какие опасности подстерегают её на пути. Эти опасности еще называют «Дорожные ловушки». Что такое дорожная ловушка?
Дети: Это неожиданное препятствие. Скрытая опасность.
Воспитатель: Дорожные ловушки – это ситуации обманчивой безопасности. В таких ситуациях пешеход в первое мгновение не видит транспорт и спокойно выходит на проезжую часть дороги, но уже в следующий момент вдруг обнаруживает, что на него несется автомобиль. И, бывает, не успевает осознать свою ошибку. Поэтому, ребята, очень важно научиться распознавать “дорожные ловушки” и избегать их.
Работа с детьми на макете дороги.
Ситуация 1
Воспитатель: Ребята, кто стоит на остановке?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Он уже приехал в город, вышел из автобуса, и начинает переходить дорогу. Какую ошибку он допускает?
Дети: Обходит автобус спереди (сзади).
Разбор ситуации на макете – мимо автобуса проезжает машина, Медведь не видит её и выходит на проезжую часть дороги.
Воспитатель: Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!
Как же он должен поступить?
Дети: От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.
Воспитатель: Медведь дошел до пешеходного перехода, что он должен делать?
Дети: Посмотреть налево и направо, ещё раз налево, если нет машин, то можно переходить дорогу.Воспитатель: Нельзя обходить автобус ни спереди, ни сзади, так как автобус закрывает обзор и не видно транспортные средства, которые едут следом за автобусом.Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода или перекрестка. И выполняй все правила дорожного движения. Если рядом нет установленного для перехода места, подождать, когда автобус уедет, и дорога хорошо будет просматриваться слева и справа. Помни переходить дорогу вне пешеходного перехода опасно.
Ситуация 2
Воспитатель:
Маша увидела на другой стороне улицы своего друга - Медведя и решила перебежать дорогу. Что может случиться в данный момент.
Дети: Может сбить машина, так как транспортное средство не сможет сразу остановиться.
Воспитатель: Как должна поступить Маша?
Дети: Она должна дойти до пешеходного перехода. Остановиться посмотреть в обе стороны дороги и переходить, если нет рядом автомобилей.
Воспитатель:
Нельзя бежать к друзьям, стоящим на противоположной стороне дороги. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода или перекрестка и перейти через проезжую часть в установленном для перехода месте. Друзья вас подождут.
Воспитатель: Ситуация 3
Маша дошла до пешеходного перехода, и стала переходить дорогу. В какую дорожную ловушку здесь попадет Маша.
Дети: Из-за кустов не видно машин, сначала надо хорошо посмотреть на дорогу слева и справа.
Воспитатель: На пешеходном переходе нельзя выходить на проезжую часть, не убедившись в безопасности перехода. Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Если обзор закрыт, надо отойти на безопасное расстояние, где дорога хорошо просматривается и осмотреться.
Воспитатель: Ситуация 4
Маша посмотрела в обе стороны дороги, машина её пропускает. Она идет по пешеходному переходу, как всегда балуется, но вдруг. Что случилось?
Дети: Маша не увидела вторую машину, водитель машины не увидел Маши.
Воспитатель: Как должна была поступить девочка?
Надо даже на пешеходном переходе, прежде чем выйти на проезжую часть остановиться, посмотреть налево и направо и убедиться, что водители пропускают. Пока идешь до середины проезжей части, надо смотреть налево и контролировать ситуацию слева. Опасность представляют автомашины второго ряда, которых сначала было не видно. Потом контролируй ситуацию справа. Если увидел приближающийся автомобиль справа и он тебя не пропускает – остановись и не делай ни шага назад. Это очень опасно.
Воспитатель: Ситуация 5
Когда Маша переходила дорогу и у нее из рук упала игрушка. Она побежала обратно. Что может случиться?
Дети: Маша попадет под автомобиль.
Нельзя самостоятельно поднимать вещь, упавшую на проезжую часть.Надо уйти с проезжей части и попросить взрослых принести вещь.
5. Физкультминутка
Физкультминутка «Мы шофёры»
Едем, едем на машине - круговые движения руками (крутим руль)
Нажимаем на педаль - ногу согнуть в колене, вытянуть
Газ включаем, выключаем – рычаг к себе, от себя.
Смотрим пристально мы вдаль – ладонь ко лбу.
Дворники счищают капли
Вправо, влево - чистота! – движения руками в стороны.
Волосы ерошит ветер – пальцами взъерошить волосы.
Мы водители хоть куда! – большой палец руки вверх.
4. Опытно-экспериментальная деятельность «Ремень безопасности в автомобиле»
Воспитатель: Правила безопасности необходимо соблюдать и в транспорте. Какие правила вы знаете?
Дети: Сидеть на детском кресле, не мешать папе, пристегиваться ремнем безопасности.
Воспитатель: Как проверить, для чего необходим ремень безопасности? Дети предлагают варианты своих ответов.
Воспитатель: Давайте с вами проведем эксперимент. Выдаются коробки с материалами для эксперимента: ЛЕГО - машина, человечек, офисная резинка, кубики. Приведем автомобиль в движение в движение и увидим, что при лобовом столкновении, когда машина резко останавливается, не пристегнутый пассажир «летит» вперед, вылетает из машины на дорогу или может удариться головой о лобовое стекло, а пристегнутый пассажир остается на сидении. Удар может вести к сотрясению мозга и другим неприятным последствиям, но пристегнутые ремни безопасности позволяют нам этого избежать.
Воспитатель: Ребята мы с вами убедились, что ремень безопасности необходим нам.
Есть брючный ремень, чтоб держались штанишки,Ремень для часов и застежка для книжки.В машине, ты знаешь, есть тоже ремни.Случится беда - нам помогут они!
  5. Итог
Воспитатель: что нового вы узнали сегодня в ходе нашей деятельности?
Что вы расскажите своим маме и папе?
Что расскажите ребятам из группы и воспитателю?
6. Сюрпризный момент
Воспитатель дарит детям световозвращающие элементы – фликеры.
Вам задание - дома с родителями в темной комнате при помощи фонарика провести эксперимент с фликером и убедиться, как он ярко светится в темноте.