Открытый классный час Сохранить природу-сохранить жизнь


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАЙКОНУРСКИЙ ЭЛЕКТРОРАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
ИМЕНИ М.И. НЕДЕЛИНА











Открытый классный час:
«Сохранить природу - сохранить жизнь»








2013 г.

«Сохранить природу – сохранить жизнь»





Цель: привитие студентам бережного отношения к природе.
   Задачи:

· сформировать у студентов чувство ответственности за природу, экологическое сознание и соответствующие ценностные ориентации, преодолеть потребительское отношение к природе;

· дать характеристику понятию “экологическая среда”, углубить знания студентов о сложившейся экологической ситуации в мире;

· развить познавательный интерес у студентов к глобальным экологическим проблемам.

Защитить природу – значит, спасти самих себя!

«Природа не может перечить человеку, если человек не перечит законам» А.И.Герцен
План :

Значение природы для человека.
Есть ли угроза природе и жизни человека?
Влияние окружающей среды на здоровье людей.



VI. Вступительное слово преподавателя о значении природы для человека.



Человек – частица природы. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. «Сохранить природу - сохранить жизнь» - тема нашего открытого классного часа.

Студент 1. (Ниязова Жансая) (читает стихотворение В. Глебова «И только ахает Природа»):
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья, и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет
Растут те свалки год от года
По берегам озёр и рек,
И сокрушается Природа:
- Зачем всё это, Человек?!
Иду таёжною долиной
                                            И снова – горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берёз осыпалась листва,
На травах – чёрные болячки –
Беда, куда ни погляди
И разъяснил мне егерь мрачно:
- А что? Кислотные дожди
Лес плакал точно в непогоду
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
- Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море – сточная канава
Плескалась тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы –
Её создание – Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг?
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Всё может быть, всё может статься
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто из нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем всё час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.
Студент 2. (Тен Александра)
Мы привыкли к ошибочной мысли, что человек владыка, а она служанка, и говорим об этом искусственном противостоянии: человек и природа, вкладывая в смысл больше безродной надменности, нежели сыновней заботы. Да и ведём себя зачастую царственно, полагая, что она как дополнение к нам, неисчерпаема и доступна. Улавливая разлад в ней самой и в отношениях с нами, человек неотделим от природы, он тоже её суть. С колыбели мы постигаем своё кровное родство с природой-матерью, родной землёй, но так уж, видно, устроены не умеем дорожить тем, что получаем в наследство, без усилий, и с годами память о нашем родословии оттесняется повседневностью в потаённые уголки души. В пору нашей зрелости она не питается яркими впечатлениями от постоянного общения с родными просторами, не подкрепляется систематическими знаниями об окружающей среде и медленно угасает, не определяя наше сознание. Мы заблуждаемся, полагая, что есть дела поважней, нежели наша связь с природой, и разум уделяет ей слишком мало внимания. И странное дело, дорожить начинаем только тогда, когда теряем. Нам надо было сперва забыть о своём родословии, отстраниться от чудесного мира красоты и гармонии, разладить внутренние связи в нём, чтобы потом спохватиться и отправиться на поиск дороги к природе, заново постигать своё родство с ней, ибо, только осознав это кровное родство, мы можем, пока не поздно, в корне изменить своё отношение к природе и сохранить её для потомков.
(По В. Пелихову.)

Человек и его взаимодействие с природой.






1.Значение природы для человека.

Студент 3. Сардарбеков Бексултан.
Наша цивилизация подошла к опасному пределу напряженности в отношениях между природой и человечеством. Окружающая среда уже не может собственными силами справляться с пагубными последствиями деятельности человека. Теперь сам человек должен помочь природе выжить, а вместе с ней спасти себя, поскольку жизнь его просто невозможна без благоприятной окружающей среды.
В наше время бурно развивается наука. Которая пытается дать ответ на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно сделать? Эта наука – экология. Её название составлено из двух греческих слов « ойкос» -«жилище», дом и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. Наш общий дом – сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока он продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации. Природа Человек ее частица. Природа дает человеку питание. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека.
2. Есть ли угроза природе и жизни человека?
Студент
Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для нас сегодняшних и для последующих поколений? Давайте посмотрим видео.
(видео «Планета задыхается от мусора»).






Если бы природа умела говорить
Выступления студентов:
Тен Александра:
Как вы думаете, что бы мы услышали, если бы природа умела говорить на нашем языке? Я думаю, что ничего бы не расслышали, а может, оглохли бы от яростных криков представителей флоры и фауны, их неистового возмущения и зова о помощи. «Люди постоянно что-нибудь сбрасывают в море. Нередко приезжают и браконьеры Люди! Что же вы с нами делаете? Опомнитесь! Нас тоже создали не просто так! А если вы нас всех уничтожите, то потом, будете очень сожалеть о случившемся! »
Люди – исполины! Люди – великаны!
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашие, сила есть на вечно,
И должно быть сердце, сердце человечье.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Жортынбаева Перизат
«За несколько лет в озёрах и прудах накопилось столько разного хлама: бутылок, стекляшек и даже резиновых колёс от машин. У открытых водоёмов «отдыхают» нерадивые горожане, бросая всё под ноги и в водуЕсть угроза, что скоро водоёмы превратятся в болото. Когда туристы едут с отдыха на природе, то обязательно останавливают свои машины на берегу озера, чтобы смыть засохшую грязь. Вся эта грязь попадает в нашу воду, которую приходится пить нам и нашим малькам. Они потом болею
·т от ядовитых брызг. Уже с каждым годом всё реже и реже встретишь рыбака на берегу. Ведь есть заражённую рыбу нельзя»

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Были такие времена, когда зимой люди сверлили лунки во льду, чтобы кислород попадал в пруд. Мы задыхаемся на дне, просим позаботиться о нас. Но, увы, нас никто не слышит!»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
4) Мухамбетаминкызы Бахыт
И кричат безмолвно наши братья меньшие: «Люди, что же вы делаете? Задумайтесь, пока не поздно! Если человечество и впредь так же будет продолжать губить природу, то в скором будущем на Земле не останется ни одного водоёма, кроме искусственных. Погибнут деревья, мы тоже погибнем от нехватки кислорода. Земля превратится в планету, похожую на Марс или Венеру. Вас устроит то, когда в мире не останется ничего?».
Рыбы, птицы звери в душу смотрят людям,
Вы их пожалейте, не убивайте зря.
Ведь море без рыб – не море,
Небо без птиц – не небо,
Земля без зверей – не земля.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Стучать во все двери надо. Вдруг получится? Понятно, что решить проблему чистоты природы в большом масштабе у нас не получится, но у себя в доме мы можем навести порядок!

Чернобыль









Преподаватель:
Тысячелетиями вторжение человека в природу расширялось. Главный смертоносный шаг люди совершили своей научной деятельностью. Эти последствия воплотили заводы, фабрики, предприятия, занимающиеся выбросом в атмосферу химически опасных веществ, что губительно отразилось на нашей жизнедеятельности. Никому не удаётся дышать чистым воздухом, который царил ещё не так много лет назад.
Начинается паника, мутации животных, растений и людей. Люди сходят с ума, так как это влияет на психику человека. Мы становимся недееспособными, нет сил жить дальше. Утомляемость, болезни, стрессы губят множество людей. Смерть всё больше и быстрее забирает всё живое. Растения и животные гибнут.

Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить
Экологическая ситуация в нашем городе тоже не радует и заставляет задуматься каждого.
Над городом проходит трасса вывода ракет, стартующих с космодрома Байконур. Территория города превратилась в ядовитую свалку. Запах ракетного топлива гептила напоминает им запах гниющего мяса. Люди жалуются на головные боли и тошноту, высок процент в районе онкологических заболеваний. А также гептил травит сады и огороды.



Напомним, в начале июля на "Байконуре", на первой минуте старта, упала ракета-носитель "Протон-М" с тремя спутниками связи "Глонасс-М". Давайте посмотрим видео как это происходило. (видео «Неудачный запуск ракеты»).




А наше еще последствия жду горожан от разлива сотен тонн ядовитого топлива?
Стих «Стон Земли».
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала. Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь мое Земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею,
Своим добром сметает человек.
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.



3. Влияние окружающей среды на здоровье людей.
«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля» Антуан де Сент-Экзюпери
Студент Абдразаков. А. Загрязнение воздуха на 43 – 45 % повинно в ухудшении здоровья населения.
На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. Во многих областях установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, токсикозов беременности, увеличении мертво рождаемости и врожденных аномалий.
Бактериальное и вирусное загрязнение рек создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций.
Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом.
На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске, Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, эндокринными заболеваниями. Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17 – 24 %.
Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья.

Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновению с лица Земли исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн. человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения ).


Студент. Жарлыкасимова Д. Прежде всего необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны больницы с современным оборудованием На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережливому отношению к природным ресурсам и сообществам.
Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2000 лет. Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить и оберегать ее от разрушительных последствий.
Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый?

Защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами ее мыслящие частицы. Это налагает огромную ответственность за сохранность природы на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле.

Подведение итогов.
Заключительная часть.
Наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас!
Приложи силы и тому, чтобы предотвратить экологическую катастрофу, пусть это будет посажены твоими руками дерево или сохраненный уголок природы, вовремя потушенный пожар или костер, заботливо расчищенный ручеек, защищенные гнезда и муравейники. Сохранить природу зависит от нашей культуры, нравственности и милосердия!










Заключительные слова преподавателя.
Человек – частичка мира, природы. Только от него зависит, каким будет окружающий мир, как долго будет жить и радовать нас природа, насколько сохранится внешний облик планеты Земля.
Да, всё зависит от человека, от нас с вами. В силах каждого из нас сделать этот мир лучше, чище, красивее.
Если вы не будете загрязнять водоёмы, оставлять непотушенными костры в лесу, обижать животных и птиц, окружающему миру станет лучше.
Начинать нужно с себя! Накорми и приюти бездомного котёнка, насыпь зерна в птичью кормушку, убери кем-то оставленный мусор в лесу. Чувствуешь, как хорошо стало на сердце после этих маленьких, но очень важных дел? Представь: каждый человек на Земле сделает то, что сделал ты.
Как преобразится Земля! А природа в долгу не останется, она обязательно отблагодарит.
Задумайтесь над своими поступками, поменяйте своё отношение к природе, оставайтесь человеком и творите добрые дела.





Природа – наш общий дом. Природа – это жизнь. Если мы будем беречь ее, она нас вознаградит, а если будем убивать, умрем сами.


































Озоновая дыра-1Рисунок 1Озоновая дыра-1