Разработка урока по истории Казахстана Историческое значение деятельности Тауке хана и Абылай хана


«Есіл ауданының БББ Дальний ОМ» ММ
ГУ «Дальнянская СШ ОО Есильского района»
Тема: Историческое значение деятельности Таукехана и Абылай хана
Разработка урока по истории Казахстана (10 класс)

Подготовила и провела: учитель истории, ОПР, ООЗ 1 категории
БЕКТЕМИРОВА ГАМОДА ДУЙСЕНБАЕВНА
2013 г.

Сынып/Класс10
Тақырып/Тема: Историческое значение деятельности Тауке хана и Абылай хана.
Мақсат/Цель: Изучить деятельность Тауке хана и хана Абылая, определить главные цели и основные принципы внутренней и внешней политики, выявить общие черты, раскрыть историческое значение их деятельности.
Міңдеттері /Задачи:
формирование прочных знаний об основных направлениях внутренней и внешней политики выдающихся ханов, способствовать разностороннему изучению исторических событий, связанных с ханами Тауке и Абылай;
развитие умение анализировать, выделять существенные признаки, делать выводы, характеризовать исторические события, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, развитие навыков самостоятельного освоения знаний, работы в группах;
воспитывать устойчивую мотивацию к учебе, целеустремленность, высокие нравственные качества: уважение к историческому прошлому страны, гордость за настоящее-независимый Казахстан, чувство сопричастности к событиям современности, стремление приносить пользу своей Отчизне, способствовать самоутверждению, самореализации личности,формировать лидерские качества.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Историческое значение деятельности Тауке хана и Абылай хана», рабочие листы с разноуровневыми заданиями, карта, атласы, фломастеры,постеры.
Тип урока: «Путешествие в прошлое».
Методы: игровые моменты, стратегии ТРКМПЧ «Кластер», мозговый штурм, письмо по кругу (завещание из прошлого).
Ход урока.
Оргмомент. Психологический настрой ( Тренинг «Один,два,добрый день» )
Актуализация знаний. Знакомство с темой урока. Почему имена ханов Тауке и Абылая поставлены в один ряд? Что общего между ними? (слайд №1, 2)
Изучение нового материала. Представьте себе , что вы на машине времени попали в прошлое. А куда попали, решит жребий. (Представитель команды выходит и вытаскивает жребий – конвертики с надписями « Тауке» и «Абылай»)
1 задание. Таким образом, вы находитесь в ханстве Тауке (1 группа), а вы (2 группа)- в ханстве Абылая. Находясь в этих ханствах, вам нужно познакомиться с внутренней политикой, проводимой правителями и охарактеризовать ее. На ваших столах лежат рабочие листы, которые помогут справиться с этим заданием. Красные листы содержат сложные задания, оранжевые – задания средней сложности, желтые – несложные, легкие задания . Вы сами выбираете уровень сложности и работаете по ним. Даю вам несколько секунд на размышление.
Начинаем работу. Прочитайте свой текст, запишите основные направления внутренней политики ханов индивидуально. А теперь обсудите вопрос в парах. В группах на постере ( красочный плакат, афиша) составьте кластер.
Кластеры или “грозди” –  графическийспособорганизацииучебногоматериала. Кластеры – рисуночнаяформа, сутькоторойзаключаетсявтом, чтовсерединелистазаписываетсяосновноеслово (идея, тема), апосторонамотнегофиксируетсяинформация, как– тоснимсвязанная. Вцентре – тема; вокругнее –  крупныесмысловыеединицы( фразы), соединяемихпрямойлиниейстемой, уфразы – могутбытьсвоичерты, особенности.
Через одну минуту спикер (уполномоченный, представитель, председатель) группы расскажет о внутренней политике хана от первого лица.
2 задание: охарактеризовать внешнюю политику в ваших ханствах, т.е. с кем они союзничали, а с кем враждовали. Помогут вам в этом атласы, рабочие листы (по уровням). Работаем индивидуально 1 мин., в парах 2 мин., обмениваемся информацией, работаем в группе , обсуждаем. Спикер группы познакомит нас о внешней политике ханства от 1 лица по карте.
3 задание. Зная, что вы пришельцы из 21 века и скоро покинете их государства, ханы пригласили вас к себе на прием, чтобы передать письмо-завещание потомкам.
- Каково содержание завещания? Запишите на своих листочках несколько строк, фраз.(1 мин.) Обменяйтесь информацией, идеями в паре(2 мин.) Теперь на постере запишите свои мысли, идеи, следующий продолжит (можно поручить одному ученику, который будет записывать ваши предложения, идеи). Спикер группы зачитывает «завещание».
Прием «Письмо по кругу». У каждого ученика группы лист бумаги. Предлагается учащимся записать на листке одно- три предложения(фразы) по определенной теме. На это отводится одна- две минуты. Обсуждение в парах, обмен строкой, предложением. Потом каждый должен написать на общем листке свои мысли , следующий продолжает записи(можно поручить одному ученику, который будет записывать ваши предложения, идеи). Затем предоставляется слово одному ученику( спикеру), который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
Машина времени возвратилась в 21 век.
- С возвращением, ребята! Что же нам завещали великие ханы - ханы золотого века? Попрошу спикеров озвучить завещания.
(зачитываются завещания).
- Мы живем в независимом Казахстане. Нашли ли место в политике нашего государства озвученные принципы? (стабильность, единство, консолидация общества, процветание,улучшение , повышение благосостояния народа, миролюбивая внешняя политика,национальная безопасность,сильная экономика, целостность государства) .
Обобщение. Какие выводы можно сделать, сопоставляя возможное завещание знаменитых ханов и политику Республики Казахстан? (Выводы учащихся об историческом значении деятельности ханов Тауке и Абылая.)
- Действительно, это основополагающие принципы политики нашего суверенного государства. Они нашли отражение сначала в долгосрочной Стратегии «Казахстан-2030»(слайд № 6), основные задачи которой уже достигнуты. 14 декабря 2012года Президент Республики Казахстан представил народу Казахстана новую Стратегию «Казахстан-2050».
- Какова роль подрастающего поколения, т.е. вас, в реализации грандиозных планов построения Казахстана в предстоящие 4 десятилетия? (После ответов учащихся чтение текста слайда № 7.)
Рефлексия. В заключение я попрошу выразить свое мнение об уроке, о том, что дал вам он, что понравилось, а что не понравилось « Пять слов об уроке»
Итог урока. Предлагаю оценить свое участие на уроке самостоятельно с помощью вот этих оценок.
Большое спасибо, ребята, за активную помощь в проведении урока. Мне очень понравилось с вами работать. Всего хорошего!


Тренинг «Один,два,добрый день»

Группа «Тауке» пишет завещание потомкам - в 21 в.


Учащиеся работают по разноуровневым заданиям

Учитель истории Бектемирова Г.Д. разъясняет этапы заочного путешествия


Характеристика внешней политики Тауке хана.

Работа в группе. Внутренняя политика Абылай хана.