Методическая разработка урока по теме: «Русь в борьбе с монголо-татарами».


ГОБПОУ «Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий»
Методическая разработка урока
по теме: «Русь в борьбе с монголо-татарами».
Предмет: «История ».
Группа 22-15
Подготовила:
Преподаватель истории и обществознания
Пугачева М.М.
г. Липецк
2015 -2016 уч. Год
ТЕМА УРОКА: Русь в борьбе с монголо-татарами.
Цели урока:
1.Образовательные: показать организацию, вооружение и тактику монголо-татар, раскрыть причины монгольских завоеваний, выявить последствия монголо-татарского нашествия, определить его влияние на весь ход русской истории.
2.Развивающие: развивать умения работать с картой, логически мыслить, работать с текстом, дополнительной литературой, сравнивать, делать выводы, систематизировать
3.Воспитывающие: воспитывать познавательный интерес, чувство патриотизма, ненависти к угнетению.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, презентация по теме, карта «Нашествие монголов на Русь»
Учебно-методический комплекс: История России с древнейших времен до конца ХVІ века. 10 класс. Сахаров Н.А., Москва, Русское слово, 2013. Тесты для промежуточной аттестации
Ход урока.
І. Организационно-мотивационный момент. ( Эпиграф к уроку, совместное с учащимися формулирование темы, целей урока)
Эпиграф к уроку: «Монголо-татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему все, что встречалось на его пути. Они разоряли города, жгли деревни, грабили…Именно в это злосчастное время, длившееся около двух столетий, Россия и дала обогнать себя Европе» (А.И.Герцен).
Студенты самостоятельно формулируют тему, цели урока.
ІІ. Актуализация знаний.
Преподаватель предлагает вспомнить все, что студенты уже знают (помнят) о монголах и сначала индивидуально в тетради составить кластер на тему «Монголо-татары». На доске затем составляют общий кластер и дополняют свои кластеры в тетрадях.
ІІІ. Изучение нового материала.
Преподаватель сообщает студентам, что сегодня на уроке они будут искать информацию в учебнике, дополнительной литературе, слушать сообщение товарища и отвечать на вопросы плана урока.
План изучения нового материала.
1. Монголы (занятия, быт, воспитание) Задание для студентов: прочитать текст в учебнике и определить чем занимались монголы, кто это такие и т.д., т.ж. продолжить заполнять кластер. 2. Чингисхан. Задание: прослушать сообщение товарища, продолжить заполнять кластер, записать новые понятия (хан, нойоны, нукеры, тумен, курултай) 3. Завоевание монголов. Битва на Калке. Завоевание Руси.
Задание: работая с картой, учебником и дополнительной литературой студенты заполняют таблицу:
«Завоевание монголо-татар»
Дата Завоевание
1211-1215г. Завоевание Северного китая1219-1221гг Завоевание Средней Азии
1223г Битва на реке Калке
1236г. Волжская Булгария1237-1240гг Рязань Москва, Владимир, Коломна, Суздаль, Ростов, Ярославль, Городец, Переяславль, Кострома, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь, Торжок, Козельск.1240г Киев
1241-1242гг Попытка вторжения в Восточную Европу(Польша, Венгрия, Чехия)
Задание: прочитать текст пункта монголо-татарское иго и ответить на вопрос, согласны ли вы с высказыванием А.И.Герцена (эпиграф урока)
Вопросы:
Как вы считаете, Русь спасла Европу от уничтожения?
В чем главная причина поражения русских княжеств?
ІV. Закрепление изученного материала.
Тест.
1. Первое сражение русских дружин с монголо–татарами произошло у реки:
А) Угры Б) Калки В) Сити Г) Днепра
2. Грамота "На великое княжение Владимирское", получаемая русскими князьями от татар, называлось:
А) нукер Б) найон В) ярлык Г) таньга
3. Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 г.?
А) Мамай Б) Чингисхан В) Тохтамыш Г) Батый
4. Киев был взят монголами в:
А)1223г. Б)1240г. В)1237г. Г)1242г
5. Создателем Монгольской империи был
А) Субедей Б) Чингисхан В) Джучи-хан Г) Бату
6. Основой хозяйства монголов было
А) пашенное земледелие
Б) оседлое скотоводство
В) кочевое скотоводство
Г) рыболовство
7. Первым поверглось монгольскому нашествию
А) Владимиро-Суздальское княжество
Б) Киевское княжество
В) Галицко-Волынское княжество
Г) Рязанское княжество
8. Столица Золотой Орды
А) Саркел Б) Азов В) Сарай Г) Каракорум
9. Сборщиков дани Золотой Орды на Руси назывались:
А) баскаки Б) темники В) басмачи Г) нукеры
10. Дань Золотой Орде –
А) ярлык Б) выход В) таньга Г) басма
V. Рефлексия.
Преподаватель:
Вам было интересно на уроке?
Что вас удивило, поразило?
Что бы вы хотели узнать еще?
Как вы оцениваете свою работу и работу товарища?
Были ли у вас трудности в работе сегодня?
VІ. Домашнее задание (на выбор). 1. Составить кроссворд по изученной теме 2. Написать эссе на тему: «Батый» 3. Написать эссе на тему: «Завоевание Руси монголами»