Образование монгольской империи в начале 13-го века

Тема: Завоевание монголами земель Казахстана.

Цель: сформировать представление об образовании Монгольской империи.
Задачи:
Образовательная: создать условия для усвоения материала об административном устройстве Монгольской империи, внутренней и внешней политике, а также последствиях завоевания монголами территории южного Казахстана и Жетысу.
Развивающая: развивать память, мышление, способности сравнительного анализа, умения работать индивидуально и в паре.
Воспитательная: способствовать формированию научного мировоззрения, воспитание патриотизма.
Тип урока: усвоение нового материала.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: схемы, таблицы, атласы.
Термины: Яса, нойоны.

Ход урока:
1.Схема «Образование Монгольской империи»
Выделить и определить ту информацию, которая отсутствует в данной схеме.

Монгольская империя
Границы

Керейское ханство

В состоянии войны и
Основатель -

Родился в 1152 г.


1206 г. – в междуречье Онона



Курултай








2 этап. Обращение к 1-му музейному залу «Темучин» ученики-консультанты.
Выступления с дополнительной информацией по вопросу. Образование Монгольской империи, личности самого Темучина.
Какая информация была для вас новой?

Схема «Общественный строй Монгольской империи».

Чингисхан 95 туменов



Ближайшие родственники тумен
и нойоны 10 000


аймак
1000



100


10

Высший государственный орган.

«Яса»



слова – назидания общие законы по военным и
гражданским делам.

Работа с датами. Найти соответствие дат историческим событиям.
1207–1208 г.г. Старший сын Жошы подчинил себе енисейских кыргызов и
1207-1209 г.г. северные сибирские народности.
1217 г. Захват Тангутского государства самим Чинхисханом, затем
1218 г. Турфанское, уйгурское княжество.
1211-1215 г.г. Нападение на Китай переняли стенобитные, камнеметные
1219-1220 г.г. орудия. Чингисхан направил в Жетысу войско во главе с
Джебе - нойоноя.
Вторглись в Жетысу.
Все присырдарьинские города оказались полностью под
властью монголов.


4. Закрепление.
Составьте слова и назовите события связанные с ними.
а)Нучтмие б) Ытор в) Санихчинг г) Ркуеели
д)Когабыл е) Трора и) Йчаагат к) Йдугее

1.Темучин 2.Торы 3.Чингисхан 4.Керулен 5.Гобылын
6.Отрар 7.Чагатай 8.Угедей


Опережающее задание. Ученики инсценируют фрагмент произведения Хасена Адибаева «Гибель Отрара».

Чингисхан разглядывает пленных.
Чингисхан: Вот этот! - указывает на правителя Отрара. – Снимите с него цепи! Странно, ты убил моих войнов, украл мое время у стен, которые все равно рухнули, но в моем сердце нет ненависти к тебе. Почему?

Каир-хан: Есть достойная жизнь и позорная смерть. Я выбрал свою судьбу.

Чингисхан: Хорошо! Твое последнее желание?

Каир-хан: Если не лукавишь, прекрати резню и пожары! Иначе Аллах покарает тебя!

Чингисхан: Ты опять ошибаешься! Твой Бог прощает слабых и глупых, а мой мчится вперед на белом коне и мои тумены устремляются ему вслед.

Каир-хан: У меня нет иного желания, как умереть.

Чингисхан: Напрасно. Ты мой враг, но ты смел, и я хочу сделать тебе один подарок, Приведите. (Нукеры приволокли избитого Караджу).

Караджа: Великий, пощади! – упал на колени и стал целовать его гутулы.
Чингисхан надменно молчит.

Чингисхан: Да каждому жить хочется. Ты предал своих сородичей. Завтра Что можно ждать от тебя завтра?

Караджа: (бьется в истерике) Алдияр, таксыр! Даруй мне жизнь!

Слова от автора: Нукеры накинули на шею хаджиба аркан и потащили к храпящему жеребцу. Конь рвал удила, приседая на задние ноги. Караджа повалился на землю, пытаясь вырваться и подползти к Чингисхану. Хаджиб скулил, царапался, пинал войнов, удар плети свалил его на землю и, пока его привязывали к хвосту лошади, сильные руки держали обезумевшего Караджу. Так он погиб мотой смертью.
В это время идет подготовка к казни Каир-хана: высыпав в медный котел кусок серебра, палач развел огонь.

Чингисхан: Ты хотел этого, и я исполню твое желание.

Автор: Каир-хан шагнул к месту казни. В наступившей тишине донесся гул пожара, охватившего умирающий город, он плыл, обволакивал, рос нестерпимо –оглушительно, наливаясь дикой, необузданной силой, затягивая в гибельную пучину; там, где еще недавно стоял Отрар, в сполохах зарниц, клубясь, поднимались столбы огня и дыма.

Кто из героев сценки у вас вызвал симпатию? Почему? Каир-хан или Караджа. Чем поступок достоин уважения?

Учитель читает предложения, а ученики записывают в тетради положительные и отрицательные последствия завоевания монголами.
+ -

1.Стимулировали развития торговли, Уничтожение оседло-
международной связи. земледельческих оазисов,
2.Ввели повсеместно систему ирригационных сооружений,
почтовой и пассажирской службы. превращение пахотных земель
3.Были установлены связи между в пастбища.
прежде далекими народами. Упадок городской жизни,
4.Двигались торговые караваны, разрушение городов. Временное
дипломатические миссии. сокращение роли ремесла.
5.Монголы принесли в степь идею Разорение и уничтожение населения.
централизованной власти, Замедление этической консолидации
объединили прежде неорганизованные племен.
племена. Гибель многих памятников
культуры, архитектуры, литературы,
искусства.
Проверка выполнения задания.

5. Итог урока. Подведение итогов. Инструктаж домашнего задания. Прочитать $21, ответить на вопросы.








Приложение.
Инсценировка по произведению Хасена Адибаева «Гибель Отрара».

Автор.Чингисхан разглядывает пленных.
Чингисхан: Вот этот! - указывает на правителя Отрара. – Снимите с него цепи! Странно, ты убил моих войнов, украл мое время у стен, которые все равно рухнули, но в моем сердце нет ненависти к тебе. Почему?
Каир-хан: Есть достойная жизнь и позорная смерть. Я выбрал свою судьбу.
Чингисхан: Хорошо! Твое последнее желание?
Каир-хан: Если не лукавишь, прекрати резню и пожары! Иначе Аллах покарает тебя!
Чингисхан: Ты опять ошибаешься! Твой Бог прощает слабых и глупых, а мой мчится вперед на белом коне и мои тумены устремляются ему вслед.
Каир-хан: У меня нет иного желания, как умереть.
Чингисхан: Напрасно. Ты мой враг, но ты смел, и я хочу сделать тебе один подарок, Приведите. (Нукеры приволокли избитого Караджу).
Караджа: Великий, пощади! – упал на колени и стал целовать его гутулы.
Чингисхан надменно молчит.
Чингисхан: Да каждому жить хочется. Ты предал своих сородичей. Завтра Что можно ждать от тебя завтра?
Караджа: (бьется в истерике) Алдияр, таксыр! Даруй мне жизнь!
Слова от автора: Нукеры накинули на шею хаджиба аркан и потащили к храпящему жеребцу. Конь рвал удила, приседая на задние ноги. Караджа повалился на землю, пытаясь вырваться и подползти к Чингисхану. Хаджиб скулил, царапался, пинал войнов, удар плети свалил его на землю и, пока его привязывали к хвосту
лошади, сильные руки держали обезумевшего Караджу. Так он погиб мотой смертью.
В это время идет подготовка к казни Каир-хана: высыпав в медный котел кусок серебра, палач развел огонь.

Чингисхан: Ты хотел этого, и я исполню твое желание.

Автор: Каир-хан шагнул к месту казни. В наступившей тишине донесся гул пожара, охватившего умирающий город, он плыл, обволакивал, рос нестерпимо –оглушительно, наливаясь дикой, необузданной силой, затягивая в гибельную пучину; там, где еще недавно стоял Отрар, в сполохах зарниц, клубясь, поднимались столбы огня и дыма.
Если чан огромный взять, Букву «А» на « И»сменять, К топливу от газплиты Те же меры все принять, То получим без обмана Знаменитейшего хана. ( Чингигхана).

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415