УРОК ПО ИСТОРИИ ДЛЯ 7 КЛАССА «ОБРАЗОВАНИЕ МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ»

Урок по истории для 7 класса:
Образование Монгольской империи.
Создание Монгольских улусов.

Цель урока: выявить характер монгольских завоеваний, дать понимание исторической роли
Монгольской империи в истории Казахстана.
1. Обучающая: Учить анализировать, характеризовать, обобщать, делать выводы.
2. Развивающая: продолжить формирование умений выполнять сравнительный анализ,
развивать логическое мышление;
3. Воспитывающая: воспитывать уважение и любовь к родине, воспитание трудолюбия,
творческого мастерства.
Тип урока: интерактивный, системный подход, беседа.
Вид урока: смешанный
Метод урока: изучение новой темы.
Материалы и оборудование: наглядности.
План урока:
I.Организационный момент.
II. Опрос домашнего задания.
1. Вопросно- ответная беседа
2. вывод
III. Изучение нового материала
1.учебно- поисковая работа
IV. Закрепление темы:
1. Вопросно- ответная беседа
2.Вывод
V. Домашнее задание.
Ход урока:
I.Организационный момент.
1. Приветствие с учениками.
2. Подготовка к уроку.
II. Опрос домашнего задания
1- Что способствовало развитию науки в Казахстане?
2. Что вы знаете об Абу Насыре аль-Фараби?
Кто был первым тюркским ученым-языковедом? Автором какого известного труда он является?
Расскажите о Юсуфе Баласагуни.
Кого из средневековых авторов письменных литературных произведений вы знаете?
В чем заключается смысл стихотворных строк, касающихся языка и образованности?
Запишите в тетради по истории сведения о Ходжа Ахмеде Йасауи.


III. Новая тема: § 21 Образование Монгольской империи. Создание Монгольских улусов.
Создание Монгольской империи. Монгольские племена, граничившие с Керейским, Найманским и Жалаирским ханствами, в начале XIII века жили между собой то в дружбе, то в раздорах. По сведениям летописи «Сокровенное сказание», Керейское ханство и монгольские племена в тот период находились в мирных, добрососедских отношениях. Большую роль в воспитании будущего великого монгольского хана Чингисхана сыграл керейский хан Торы. Основатель первой монгольской империи Чингисхан (в детские годы - Темучин) родился в 1155 году (по некоторым источникам, в 1162 году) в местности Кендитау на берегу реки Онон в Монголии в семье Есугей-батыра. Отец его погиб в схватке с монгольским племенем татар, когда Темучину исполнилось 9 лет.
В 1206 году в междуречьи Онона и Керулена состоялся курултай кочевой знати - сторонников Темучина, к тому времени хана нескольких монгольских племен, на котором он торжественно, под развевающимся белым священным знаменем, был провозглашен великим всемонгольским ханом. Вместе с этим курултай утвердил за Те-мучином имя Чингисхан, заменившее его прежнее. Также, объединив все монгольские племена под властью единого вождя, курултай создал Монгольскую империю, избрав ее великим ханом Чингисхана.
Общественный строй Монгольской империи. Чингисхан единолично управлял Монгольским государством. Его окружали ве-зиры, знающие письменность и иностранные языки. Он разделил империю на 95 административных туменов. В каждом было по 10 тысяч воинов. Тумены в свою очередь состояли из аймаков. Каждая тысяча воинов делилась на десять сотен, сотня - на десятки. Система управления войсками начиналась с десятков. Аймаками и туменами, а также тысячами правили ближайшие родственники Чингисхана и поддерживавшие его нойоны - представители монгольской знати. В военном отношении вся Монголия и ее население подразделялись на три военно-административных улуса: Правое крыло (Барунгар), Левое крыло (Жонгар) и Центральное крыло (Кул). Эти крылья управлялись на основе деления их на вышеуказанные тумены. Чингисхан поручил охрану и защиту системы управления империей самому преданному и сильному из туменов, а самой отборной из тысяч - свою личную охрану. Но и за ними осуществлялся строжайший контроль.
Основным законом государства являлась «Яса». Она состояла из двух частей. Первая часть включала в себя слова-назидания Чингисхана и конкретные, неукоснительно выполняемые условия по управлению страной. Вторая часть содержала общие законы по военным и гражданским делам и различные правила, установления по наказанию нарушителей этих законов.
По «Ясе» высшим органом государства был курултай - учредительное собрание. Он созывался раз в год в летнее время. Главным образом на нем разрабатывались планы предстоящей войны. Решались также вопросы, где должен состояться сбор войск, и сколько людей обязаны выделить каждая семья, род и племя для выполнения воинской службы. Определялись на курултае и сроки начала войны. Кроме того, на нем обсуждались внутренние вопросы жизни империи.
Создание улусов. Завоеванные территории Чингисхан поделил между своими четырьмя сыновьями. Земли Казахстана полностью перепгли в руки его трех сыновей. Розданные земли стали называться улусами.
Улусу Жошы (Джучи), старшего сына Чингисхана, принадлежали земли к востоку от Иртыша до Восточной Европы, куда дошли монгольские завоеватели. На территории Казахстана к улусу Жошы относились восточная часть Дешт-и-Кыпчакской степи, Приаралье, нижнее течение Сырдарьи и северо-восточная часть Жетысу, весь Центральный, Северный и Западный Казахстан. Судя по некоторым источникам, центр улуса находился на берегу Иртыша, а по другим - у слияния рек Сарысу и Кенгир. По всей вероятности, вторая версия ближе к истине, потому что захоронение Жошы (Джучи) находится в местности этого междуречья.
В улус Чагатая, второго сына Чингисхана, входили юг и юго-восток Казахстана (Жетысу), а также Средняя Азия. Центром улу са являлся город Алмалы. Летняя ставка Чагатая располагалась в местности Куяш на берегу реки Или. В состав улуса входили также земли Восточного Туркестана.
Во владения улуса Угедея, третьего сына Чингисхана, входили земли Западной Монголии, Алтая, Тарбагатая, верхнее течение Иртыша. После получения титула хана он жил в Каракоруме на берегу реки Орхон. Младший сын Чингисхана Тулуй правил Монголией.
Между этими улусами, которые управлялись путем насилия и произвола, не было никаких политических, экономических и этнических связей. Между улусами все время происходили междоусобные распри за власть и захват территории. Со временем, после смерти Чингисхана в 1227 году, родственные отношения между его сыновьями были практически прекращены. После смерти в 1259 году великого монгольского хана Монке междоусобная борьба между потомками Чингисхана еще более обострилась.
IV. Закрепление темы:
Расскажите о создании Монгольской империи. Что вы знаете о курултае кочевой знати, на котором великим ханом был избран Темучин? Каков был общественный строй империи? Что такое «Яса»?
Запишите в свети тетради по истории сведения о завоевании монголами соседних стран.» В какое время монголы стали завоевывать территорию Казахстана?
Какие города оказали монголам ожесточенное сопротивление?
Какие последствия для Казахстана имело монгольское нашествие?
В состав каких монгольских улусов вошли земли Казахстана?
Вопросы для самопроверки
1. Укажите год создания Монгольской империи Чингисхана.
A. 1155 г. С. 1207 г.
B. 1206 г. D. 1208 г.
2. На какое количество административных владений - туменов была разделена Монгольская империя?
A. на 59 С. на 95
B. на 80 D. на 55
3. В каком году монголы вторглись в Жетысу?
A. в 1207 году С. в 1218 году
B. в 1217 году D. в 1219 году
4. В каком году монголы осадили и захватили город Отрар?
A. в 1218 году С. в 1217 году
B. в 1219 году D. в 1211 году
V. Домашнее задание. ПОВТОРИТЬ