План урока мастер класс Нашествие монголо-татар


Ф.И.О. и место работы Брянцева Наталья Александровна
учитель истории Каргалинской СШ № 1 с ДМЦ
с. Каргалы, Жамбылский р-он, Алматинская обл


Тема занятия: «Монголо-татарское нашествие».
Общие цели: Обобщить знания уч-ся о нашествии монголо-татар на территорию Казахстана, о создании Монгольского государства, о его общественно- политическом устройстве, о нашествии Батыя на Русские земли и его последствии для казахского и русского народа.
Ожидаемые результаты: Умение вести исследовательский диалог, логически мыслить, сравнивать, анализировать, сопоставлять исторический события, делать самостоятельные выводы.
Ключевые идеи: Монголо-татарское нашествие и его последствия для нардов Казахстана, Средней Азии, России, иго, феодальная раздробленность, «Великая Яса».
Время Деятельность учителя Деятельность учеников
I
Вызов 10м.
Психологический настрой
Приветствие
Разминка Восприятие цели. Ввод в тему.
II Осмысление 30 м.
Обобщение новых знаний
Проверка усвоения пройденного материала.
Закрепление
Приветствие и пожелание всему классу.
Деление на группы (3 группы)
Проверка домашнего задания на знание терминов – исторический диктант.
Что такое «курултай
Кто такой «темник»
Что произошло в 1218 году
Что произошло в 1223 году
Из какого племени произошел Чингисхан?
Какой город монголо-татары назвали «Злым»
Взаимооценивание
Просмотр отрывка фильма о «Монголо-татарах».
2. Работа с текстом учебника. ДО
Дайте характеристику состояния русских земель накануне монголо-татарского нашествия.
1группа – Владимиро-Суздальское княжество
2 группа – Галицко-Волынское княжество
3 группа – Новгородское княжество.
2 Задание
«Исторический калейдоскоп».
Учащиеся в группах работают по стратегии «Пэчворк».
1- Чингисхан,
2 группа – Батый,
3 группа - иго
Взаимопроверка Защита.

Задание
«Защити город».
Историческая игра.
Ответы на вопросы.
Определяют тему урока.
Работают в группе.
Работают в группе с историческими датами. Сопоставляют хронологию событий
Работают в группе.
Играют.
III
Оценивание
3 м.
Подведение итогов.

4.Оценивание.
Итоги игры.
Подводят итоги игры
IV
Рефлексия 2м.
Домашнее задание.
Рефлексия
На индивидуальных листочках - рефлексия.
Рюкзак
Кофемолка
Урна
§ повторить пройденный материал Рефлексия.
Приложения. Презентация № 1.



Презентация № 2.




Дополнительный раздаточный материал.
Задание № 1. Исторический диктант
Что такое «курултай»___________________________________________
Кто такой «темник»_____________________________________________
Что произошло в 1218 году_______________________________________
Что произошло в 1223 году_______________________________________
Из какого племени произошел Чингисхан? __________________________
Какой город монголо-татары назвали «Злым»________________________
Взаимооценивание.
Название групп.

Задание № 2. «ПЭЧВОРК».

Баскаки Ярлык неволя плен экономический упадок Батый 1237год не стали преследовать их за приверженность к исламу и православию воинская повинность «Великая Яса» Меркиты, боржигины, татары Курултай 1240-1480 гг.
нойон Есугей – богатур Боржигин Енисейские киргизы, буряты 1211 год 1155 год ТЕМУЧИН курултай 140000 чел запретил грабежи и резню в крае Буддизм, ламаизм «Великая Яса» «Отрарская катастрофа» 1218-1219 гг. 1223 год р. Калка катапульты, тараны, горючая смесь, штурмовые лестницы Тангутское царство
Внук Чингисхана 1234год 1237 год Козельск «Злой город» Феодальная раздробленность Золотая Орда1238 год ВЛАДИМИР 1240-1480 гг. ИГО 14 городов Сарай-Бату Великая Яса.
Задание № 3.Игра «Защити город». (Примерные вопросы).
Когда было создано государство монголов?
Что такое «курултай»
Когда Чингисхан пришел к власти ?
Когда родился Чингисхан?
Кто такой «нойон»?
Укажите несколько названий монгольских племен?
Кто был отцом Чингисхана?
Из какого племени произошел Чингисхан?
Какие народности покорил Чингисхан до вторжения в Китай?
Какой род войск составлял основную часть монгольской армии?
Какими средствами вели разведку монголы?
Какое событие вошло в историю под названием «Отрарская катастрофа» ?
Под чьей властью находились Южный Казахстан и Семиречья в начале 13 века?
каково была численность войск монголов при вторжении в Казахстан?
Кто был руководителем племени найманов в это время?
Чем закончилось первое столкновение монголов с найманоми?
Где расположен город Отырар?
Что послужило поводом для вторжения монголов в Казахстан?
Каково была численность воинского гарнизона в г. Отыраре во время вторжения монголов Казахстан?
Кто руководил обороной г. Отырар?
Сколько времени монголы штурмовали г. Отырар?
Какие технические средства применяли монголы при осаде г. Отрара?
У кого монголы переняли это средства осады крепости?
Почему монголам все же удалось захватить г. Отырар?
Кто такой был Караул-ходжа?
Что произошло после того, как монголы ворвались в г.Отрар?
Как расправились монголы с Гаир- ханом после захвата цитадели?
Что такое «Тумен»?
Как отнеслись монголы к религии жителей покоренного Семиречья? (Монголы не стали преследовать их за приверженность исламу)
Что приказал Чингиз-хан своими войнам для избежание восстания тюркских племен у себя в тылу? (Он запретил грабежи и резню в крае)
Кто такой «темник»?
Из чего были сделаны доспехи монгольских воинов? (Из толстой воловьей кожи)
Какая религия была у монголов? (Буддизм, ламаизм)
Что такое «Великая Яса»?
После захвата Семиречья и Южного Казахстана монголы население этих регионов было обложено многочисленными налогами и повинностями. Какая повинность была самая тяжелая? (Воинская. Племена должны были отдавать в монгольскую армию самых крепких юношей)
Где и когда состоялась первая встреча русских и монголо-татар?
Какое княжество первым было завоевано – монголо-татарами на Руси?
Какое имя носил основатель Монгольской империи?
Кто возглавлял татаро-монгольское войско во время нашествия на Русь?
В каком году был захвачен Киев?
Какой город татаро-монголы назвали «злым»?
Время первого нашествия татаро-монголов на Русь
Время второго нашествия татаро-монголов на Русь?
Как называлось государство, возникшее на захваченных Батыем землях ?
Как называлась плата (продуктами, изделиями ремесла и людьми), которую население Руси отдавало монголо-татарам?

Рефлексия
Анализируя свой урок , я пришла к выводу, что изученную тему учащиеся усвоили, проанализировали и осмыслили. При планировании урока, я ожидала, что учащиеся будут знать о причинах вторжения монголо-татар на территорию Казахстана и на территорию Русского государства, старалась акцентировать внимание уч-ся на том, что главную роль в успехе монголо-татар играло не только их великолепная подготовка к походам, жесткая дисциплина, разведка и сильная конница, но и тот факт, что практически все завоеванные ими государства находились в стадии феодальной раздробленности.
Урок уч-ся понравился (это видно по рефлексии – хотя один ученик приклеил смайлик к «Урне», объяснив это тем что его не устраивал материал учебника и он изучил много дополнительной литературы при пподготовке к уроку,в основном уч-ся прикрепили смайлики к «Кофемолке» т.е. они переработали и переосмыслили полученнные знания и к «Рюкзаку», т.е. ребята унесли новые знания с собой). Очень плодотворным оказалось использование на уроке ИКТ, ученики с удовольствием знакомились с кадрами в/д фильма о нашествии Монголо-татар на Русские земли. ДО так же звучало абсолютно лаконично при выступлении уч-ся.

Навыки самостоятельной работы с источниками, защита собственного мнения, ведение диалога развивалось у уч-ся с помощью заданий для групповой работы. К сожалению, во время проведения стратегии «Пэчвок» я не достигла желаемого результата, так как ребята 3 группы запутались в исторических понятиях и датах связанных с термином «ИГО», и ребята 3 группы не отразили все события связанные с этим периодом. Хронологию событий, исторические термины необходимо знать четко, над этим я и планирую работать на следующих уроках.
Замечательно ребята выступили во время игры «Защити город». Были подготовлены вопросы и ответы с которыми ребята справились просто на отлично, т .е. они сумели «защитить город, потеряв раненными и убитыми минимальное количество защитников».