Конспект урока по математике на тему: Окружность. Круг. Круговые шкалы

тЕМА: "Окружность и круг"
Цели: научить учащихся понимать, что такое окружность, круг, давать определения и строить радиус, диаметр, полукруг, полуокружность.
Оборудование: циркуль, линейка.
Ход урока
I. Анализ контрольной работы.
а) Общий анализ контрольной работы.
б) Объяснение заданий, с которыми не справились многие ученики.
в) Демонстрация лучших работ.
Карточки с индивидуальными заданиями для работы над ошибками ученики получают вместе с тетрадью для контрольных работ.
II. Устные упражнения.
1. Заполните клетки:

Является ли полученное число квадратом какого-либо числа?

Получившееся число возвести в куб и отнять 64.
2. № 861, 863.
III. Изучение нового материала.
Изложение учебного материала можно провести по плану:
1) Понятие окружности, определение круга, центра.
2) Свойства точек окружности.
3) Определение радиуса и диаметра.
4) Соотношение длин радиуса и диаметра.
5) Понятие полукруга, полуокружности, дуги, концов дуги.
IV. Закрепление.
1. Устно № 850.
2. Практическая работа № 851, 859, 855.
3. На повторение: № 868 (найти опечатку в учебнике: не сторона куба, а длина ребра куба).
№ 870, самостоятельно № 872 (1).
V. Итог урока.
Найти в тексте ответы на вопросы п. 22.
VI. Домашнее задание. п. 22 (то, что отмечено чертой); № 874, 875, 878 (а, в, д), 883 (а, в).











































тЕМА: "Окружность, круг. Круговые шкалы"
Цели: закрепить понятия окружности, круга, полукруга, полуокружности, дуги, навык построения этих фигур.
Оборудование: циркуль, линейка; модели шкал, расположенных по окружности и на дугах окружности; билеты с вопросами для проверки домашнего задания; плакат для устных упражнений, набор магнитов, магнитная доска.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Устные упражнения.
1. № 860 (в, г, д).
2. Плакат с заданием: укажите координаты точек А, В, С, D, если М(10). Сравните координаты точек В и С; С и D.

3. № 840.
Четыре человека у доски во время устных упражнений готовятся к ответу.
Содержание билетов.
Билет № 1
а) Рассказать, как строят окружность с помощью циркуля. Какой отрезок называется радиусом окружности? Построить окружность и радиус.
б) Перечислить свойства сложения.
Билет № 2
а) Какой отрезок называется диаметром окружности? Начертить его. Во сколько раз диаметр длиннее радиуса?
б) Как называются числа при сложении? Как найти неизвестное слагаемое (привести пример).
Билет № 3
а) Есть ли у окружности два радиуса различной длины? А два диаметра различной величины?
б) Как из числа отнять сумму двух чисел? Привести пример.
Билет № 4
а) Что называется кругом? Что такое окружность?
б) Как из суммы вычесть число? Привести примеры.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока.
2. Учащиеся читают соответствующий пункт учебника, а затем беседуют по содержанию пункта.
III. Закрепление.
1. Устно № 857, 858.
2. Письменно № 852, 854.
3. На повторение № 867, 871 (1) самостоятельно.
IV. Итог урока.
1. Узнайте, как называется наука, занимающаяся изучением происхождения слов. Для этого решите пример и заполните таблицу:


70
50
20
31
2
64
2
4
20
240













2. Верно ли высказывание: «Слово «цирк» и «циркуль» имеют одинаковое этимологическое происхождение». Для проверки дома воспользуйтесь этимологическим словарем.
V. Домашнее задание. п. 22, повторить п. 8, 9; № 876, 878, 880 (б, г, е), 883 (б, г).

тЕМА: "Доли, обыкновенные дроби (п. 23) "
Цели: научить понимать, что такое доля, половина, треть и четверть, уметь записывать дроби, изображать дроби на координатном луче.
Оборудование: ксерокопии с кроссвордом, калька; большое яблоко (или какой-либо предмет, который можно разрезать); костюм для девочки, исполняющей роль Обыкновенной Дроби.
Ход урока
I. Устные упражнения.
1. Учитель: Кто будет внимателен и активен на уроке, тот узнает о новом математическом термине (у каждого ученика ксерокопии с кроссвордом и калька).

1) ОА – 2) О – 3) 4) АВ – 5)

6) Название инструмента для вычерчивания окружностей.
Прочитайте слово, получившееся в выделенном столбце кроссворда.
Ответ: сектор – часть круга, ограниченная двумя радиусами. При проведении двух радиусов получаются два сектора.
2. № 910 (а, б), 913, 915.
II. Изучение нового материала.
План изложения.
1) Понятие и определение доли (продемонстрировать на яблоке, отрезке).
2) Название долей .
3) Запись обыкновенной дроби, определение числителя, знаменателя.
4) Что показывает знаменатель? Что показывает числитель?
III. Закрепление.
1. Какая часть фигуры заштрихована? Записать дробью.

2. Устно № 884, 888.
3. Письменно: № 886, 889, 891 (учащиеся решают за партами, объяснение «по цепочке»: один начинает рассуждение, второй ученик продолжает, затем третий и т. д.), № 896.
4. На повторение: № 918, 919.
IV. Итог урока.
1) Ролевая игра: выходит Обыкновенная Дробь.
– Здравствуйте, я Обыкновенная Дробь. Назовите мой знаменатель, что он показывает? Назовите числитель, что он показывает? (На груди приклеен плакат с дробью.)
2) Какое из чисел больше:
а) ; б) ; в) 0 или ; г) ?
V. Домашнее задание: п. 23; № 925, 926, 932, повторение п. 10, 11. В математический словарь: сектор.



тЕМА: "Доли, обыкновенные дроби (п. 23)"
Оборудование: карточки для проверки домашнего задания.
Ход урока
I. Устные упражнения.
Проводятся с классом, в это же время шесть человек за первыми партами и четыре человека у доски решают по карточкам.
Устно:
№ 910 (в, г), 912, 916.
За первыми партами:
Вариант I
1) Записать цифрами число: а) одна девятая; б) одна тридцатая.
2) В коробке лежит 18 мячей. часть –черные мячи, – желтые, остальные белые. Сколько белых мячей в коробке?
3) Решить уравнение:
р – 375 = 2341.
Вариант II
1) Записать цифрами число: а) одна семнадцатая; б) одна девятая.
2) Туристы проделали путь 36 км. часть пути прошли пешком, часть проплыли на лодке, остальной путь ехали автобусом. Сколько километров туристы проехали автобусом?
3) Решите уравнение: 85 – z = 36.
Карточки для тех, кто отвечает у доски.
Карточка 1.
1) Кусок материала разрезали на 12 равных частей. Какую долю всего куска составляет каждая часть? Что называется долей?
2) Что называется уравнением?
Карточка 2.
Как называют доли ; ; ? Чему равна половина часа? Какой доли метра равен 1 см?
2) Что называется корнем уравнения? Что значит решить уравнение?
Карточка 3.
1) Выразите дробью закрашенную часть круга.

Почему в знаменателе записано именно это число?
Что оно показывает? Почему в числителе записано такое число?
Что оно показывает?
2) Как найти неизвестное вычитаемое? Привести пример.
Карточка 4.
1) Выразить дробью незакрашенную часть фигуры.

Объяснить, почему в числителе и в знаменателе записаны эти числа.
2) Как найти неизвестное уменьшаемое? Привести пример.
II. Объяснение нового материала.
1. 1 м = 10 дм = 100 см
1 см = м; 1 дм = м;
1 кг = 1000 г 1 г = кг
2. Изображение дробей на координатном луче.
3. Запись обыкновенной дроби, определение числителя, знаменателя.
4. Что показывает знаменатель? Что показывает числитель?
III. Закрепление.
1. Устно № 926 (домашнее упражнение), № 896.
2. № 899, 898 (самостоятельно).
3. Отметьте на координатном луче точки С; Dи Е. Предварительно спросить учащихся: «Какой длины удобней взять единичный отрезок? Почему?».
4. № 900 (прочитать), № 901, 903 (самостоятельно).
5. На повторение: № 920, 924 (1).
IV. Итог урока.
Решить самостоятельно:
1. Длина куска провода 12 м. Во время ремонта настольной лампы израсходовали этого куска. Сколько метров провода осталось?
2. Завод получил 120 новых станков. В первом цехе установили полученных станков. Сколько новых станков установили в первом цехе?
V. Домашнее задание: п. 23; № 928, 927, 937, повторить п. 4, 11.













тЕМА: "Доли, обыкновенные дроби (п. 23)"
Оборудование: карточки тем, кто отвечает у доски; плакат.
Ход урока
I. Устные упражнения.
Шесть человек за первыми партами решают задания по вариантам.
Четыре человека у доски – по карточкам.
Устные упражнения:
1. Проверить домашние упражнения № 927, 928.
2. № 911, 914.
Варианты заданий учащимся, которые отвечают письменно за первыми партами:
Вариант I
1) Какую часть тонны составляет 1 кг? 1 ц?
Как называется одна сотая доля метра?
2) Единичный отрезок равен 5 клеткам. На координатном луче отметьте точки А; В и С.
3) Закончить фразу:
Отрезок ОА – это радиус.
Точка О – это центр.

Вариант II
1) Какую часть часа составляет 1 минута? 30 минут? 20 минут? Как называется миллионная доля квадратного метра?
2) Единичный отрезок равен 6 клеткам. На координатном луче отметьте точки М; N; Р.
3) Закончить фразу:
Отрезок MN – это диаметр.
Отрезок ОМ – это радиус.

Карточки для учащихся, отвечающих у доски.
Карточка 1.
1) Какая часть фигуры заштрихована? Записать дробью.
Что показывает знаменатель дроби?
2) Найти объем куба, если его ребро равно 3 см.

Карточка 2.
1) Какая часть фигуры заштрихована? Записать дробью.
Почему в знаменателе записано именно это число?

2) Найти объем прямоугольного параллелепипеда, длина которого равна 4 см, ширина – 2 см, высота – 5 см.
Карточка 3.
1) Какая часть фигуры заштрихована? Записать дробью. Почему в числителе записано это число? Что показывает числитель?

2) Вычислить: 32 + 53.
Карточка 4.
1) Начертить окружность и отметить на ней три точки А, В и С. Назовите дуги, на которые эти точки делят окружность.
2) ОЕ – единичный отрезок.
Записать координаты точек А, В, С и D.

II. Работа по теме урока.
1. № 902 (объяснение «по цепочке»), № 897: напомнить, сколько дней в каждом месяце,
№ 904.
2. № 905 (прочитать решение, прокомментировать).
3. № 907, 908.
4. На повторение № 921, 923 (2).
5. Решить задачу:
Миша прочитал книги. Сколько страниц в книге, если он прочитал 240 страниц?
III. Итог урока.
Назвать координаты точек А, В, С, D, М и Р.

IV. Домашнее задание: п. 23, повторить п. 11, 12; № 930, 933, 938, 934 (а). В математический словарь: доли, числитель, знаменатель, дробь.


15