Конспект урока по математике на тему Окружность и круг 3 класс


"Окружность и круг"
Тип урока: Первичный
Цели:
Формировать представления о понятии – окружность и круг
Формировать умения строить окружность с помощью циркуля,
развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, развивать математические способности, мыслительные операции
способствовать развитию логического мышления, речи
содействовать воспитанию у школьников отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг к другу, умение слушать товарищей) и сознательной дисциплины
Задачи:
получить теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах;
развитие практических умений- пользование циркулем;
развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;
воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать; воспитывать толерантность, самостоятельность, аккуратность.
Оборудование:  мультимедийный проектор, листы с заданием на повторение, листы для пробного действия, модели фигур из листа пробного действия.
Универсальные учебные действия.Личностные: проявлять внимание, удивление, желание работать; считаться с мнением другого человека; проявлять доброжелательность.Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность своих действий; анализировать свою работу, уметь находить свои ошибки.Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; уметь презентовать свою информацию в словесной форме.Коммуникативные:  приходить к общему ответу; воспринимать текст с учётом учебной задачи.
Ход урока.
Этап урока, цель Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
I. Эмоциональный настрой. Мотивация к деятельности. Самоопределение к деятельности. - Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости.
- Поприветствуем гостей,
Скажем: «Здравствуйте!» -смелей.
А поможет нам девиз,
Он для нас ведь не сюрприз!
(Учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух)
Мы - умные!
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
(слайд 2) Приветствуют гостей и учителя.
Организуют рабочее место.
Личностные:самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиII. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Отдохнуть мы все успели,
А теперь пора за дело.
Математика нас ждёт
Начинаем устный счёт.
(слайд 3)
(интерактивная доска- дети работают по очереди, остальные в учебнике)
- Среди данных чисел обведите кратные числа 8.
- Запишите в рабочих тетрадяхэти числа, расположив их по возрастанию (убыванию).
- Назовите кратные чисел 8,16,24,32.
- Какой делитель из этих чисел самый маленький, а какой самый большой?
(слайд 4)
-Посмотрите на слайд. Как можно назвать предметы, изображённые на слайде?
- Посмотрите, что в них интересного?
(слайд 5)
- Назовите лишнюю фигуру.
Составьте слова, которые помогут определить тему урока.
Одно слово состоит из букв, стоящих на границах фигур, а другое – из букв, стоящих внутри границ.
Составьте эти слова.
Какова же тема урока?
(слайд 6)
У нас проблема! Чем отличается окружность от круга?
Какие цели поставим?
(18,24,16,48,8,56,64,32,82)
Работа в рабочих тетрадях (записывают дату и число).
Работа по вариантам.
1-маленький,
само число - большой
- Геометрические фигуры
- Это геометрические фигуры, точки, отмеченные на них, обозначены буквами.
- Круг – остальные многоугольники; треугольник – у него одни ворота, а у остальных – двое; квадрат – у него домик расположен не в центре, а у остальных – в центре…
- Круг, окружность.
- Дети высказывают свои предположения: окружность представляет границу круга, а круг - это окружность вместе с внутренней областью, ограниченной этой окружностью
- Узнаем, что такое окружность и что такое круг. Научимся строить эти геометрические фигуры
Личностные: самоопределение
Регулятивные: прогнозирование, целеполагание
Коммуникативные:
овладение навыками оформления своих мыслей в устной речи.
Познавательные:
организовать повторение, формулирование познавательной цели
активизировать мыслительные операции:
анализ, синтез, сравнение, обобщение
III. Выявление места и причин затруднения. С кругом вы знакомы с детства. Где мы можем встретить круг?
Правильно, ребята. Но у нас снова проблема! Угадайте, зачем я принесла крышку для консервирования?
Консервная крышка тоже имеет форму круга. (Показываю.) Границы любого круга – это окружность. Резинка, которую можно вынуть из консервной крышки (показываю) – это “окружность”.
Кто же может ответить, что такое окружность?
Каким свойством обладают и круг, и окружность?
А в чем отличие окружности от круга?
Регулятивные: проведение
учащимися анализа своих действий;
выявление и фиксация учащимися причины затруднения
Коммуникативные:
овладение навыками оформления своих мыслей в устной речи
Познавательные:
мотивировать учащихся к выполнению пробного действия, организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании правильности полученного результата
IV. Построение проекта выхода из затруднения. У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность,
Она идёт по краю круга
И называется - (окружность).(слайд 8)
Инсценировка
Учитель
Встретилась Окружность с Кругом,
Спорить стали вот о чём:
Кто главнее всех в округе,
Кто сначала, кто потом?
Круг сказал, что он главнее:
Круг
«Я большой и, посмотри, -
Весь заполнен в середине,
Есть по краю и внутри».
Учитель
Тут воскликнула Окружность:
Окружность
« Жить не сможешь без меня.
Я ведь линия сплошная
И граница я твоя».
Учитель
Долго спорили фигуры
Кто из них кого главней,
И соседей опросили
И знакомых, и друзей,
Но закончить этот спор
Не смогли и до сих пор.
- Как бы вы ответили?
(слайды 9, 10, 11)
-Попробуйте начертить окружность.
Итак, посмотрим, что у вас получилось.
Какое задание вы должны были выполнить?
Каким способом вы пытались воспользоваться?
В чем затруднение?
Почему возникло затруднение?
10 человек выйдите к доске, взявшись за руки, изобразите окружность. Вы – точки окружности.
Ещё один из вас будет «точкой». Я попрошу «точку» встать в центр «окружности». От какой точки «окружности» «центр» будет дальше всего? Ближе всего? (Центр будет находиться на одинаковом расстоянии от всех точек окружности.)
Как доказать это при помощи тесьмы?
Итак, вы видите, что расстояние не меняется. На математическом языке говорят, что центр окружности равноудалён от всех её точек. А расстояние от центра окружности до любой точки окружности называется радиусом.
Если соединить линией две противоположные точки окружности, то такая линия будет проходить через центр окружности. Называется такая линия диаметром окружности.
Выступление детей
- Это геометрические фигуры.
Сходство: равноудаленность, Различие: круг-заполняет плоскость, а окружность нет
Дети работают на интерактивной доске
Работа на листках
- Мы должны были начертить окружность
- Нарисовать от руки, на глаз
- Окружности получаются не правильные, кривые, неровные.
- У нас нет способа построения окружностей
- Надо взять один конец тесьмы в руки «центру», а другой конец – «точки» окружности по очереди передают друг другу Регулятивные:планирование, прогнозирование;
Познавательные:
Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
V.Применение знаний, первичное закрепление - Проверьте ваши наблюдения по учебнику. Рассмотрите чертёж в рамке.
Что вы видите на чертеже?
Что отмечено внутри окружности?
Сколько радиусов проведено? Назовите их.
Сколько диаметров? Назовите их.
Какими фигурами являются радиус и диаметр окружности?
Прочтите, что об этом написано в рамке под чертежом (работа с правилом).
Проверьте свои результаты.
Как вы думаете, удобно ли чертить окружность на бумаге с помощью тесьмы?
С помощью, каких предметов можно провести окружность на бумаге?
- Окружность
- Центр О- 3 радиуса: ОА, ОВ, ОС
- 1 диаметр – АС
- Отрезками
- Нет
- Можно использовать стакан, тарелку… Регулятивные:построение учащимися нового знания с использованием предметных действий с моделями на основе задания, вызвавшего затруднение; фиксация нового знания в речи;
преодоление возникшего ранее затруднения
Коммуникативныеовладение навыками оформления своих мыслей в устной речи.
VI.Физминутка«Видят глазки всё вокруг»Глазки видят всё вокруг,Обведу я ими круг.Глазком видеть всё дано-Где окно, а где кино.Обведу я ими круг,Погляжу на мир вокруг.
Личностные:понимание важности проявления заботы о своем здоровье.
VII. Практическая работа Какой чертёжный инструмент для этого предназначен?
Послушайте загадку:
Мой предмет – циркач лихой,
Чертит круг одной ногой.
Может он согнуть колено,
Если выйдет на арену,
А другой проткнуть бумагу,
Уцепился и ни шагу!
(слайд 21,22, 23, 24, 25)
-Посмотрите – какие разные бывают циркули. Само слово циркуль происходит от латинского «циркулюс» - круг, окружность. Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя. Самый старый железный циркуль нашли во Франции. Он пролежал в земле более 2000 лет.
С каким словом созвучно? «Цирк – циркуль «циркулюс» (круг). У цирка арена круглая, что представляется удобным для просмотра выступления артистов цирка.
(дать распечатанный вариант Карине)
Возьмите циркули. Найдите ножки, головку, иглу, грифель (стержень внутри карандаша). На ножке игла – значит, как обращаться с циркулем?
(слайд 26)
Как правильно пользоваться циркулем?
Начертите окружность с центром в точке D.
Что еще требуют выполнить в задании?
Поставьте точки.
- Какая из точек ближе к центру?
- Циркуль
Знакомство с устройством циркуля и правилами ТБ в обращении с колющим предметом.
Алгоритм
Берем циркуль в правую руку за головку.
Разводим концы его ножек
Упираем ножку с иглой в поверхность
Поворачиваем ножку с грифелем, касаясь бумаги
Замыкаем линию.
- Поставить точки
Внутри окружности ставят красную точку, на окружности – синюю, вне – зеленую.
Красная
Познавательные: применение нового знания с проговариванием во внешней речи
VIII. Включение в систему знаний и повторение. 1. Окружность – это:
в) замкнутая кривая линия, центр которой одинаково удален то всех точек окружности.
2.Радиус окружности-
в) отрезок, соединяющий центр и любую точку окружности
3. Все радиусы одной окружности:
а) равны между собой;
(слайд 27(ответы 28)Фронтальная проверка текста
Дети работают с цветными кружками (красные и зеленые) и проверяют с доской Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено
Личностные: самоопределение
IX. Рефлексия учебной деятельности. – Достигли ли мы цели урока?
Продолжите предложения (устно):
Сегодня на уроке:
я узнал…
я научился…
(слайд 29)
- Молодцы! Благодарю за урок!
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности
Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные:
рефлексия
Личностные:смыслообразованиеX. Домашнее задание. (Слайд 31) сканер учебника вставить