Конспект урока по математике на тему Окружность и круг (4 класс)


Тема: Окружность и круг.
Цель: формировать понятие «радиус» и «диаметр», научить чертить окружности с заданным радиусом или диаметром; закрепить изученные приёмы вычислений и совершенствовать умение решать задачи.
Ресурсы: циркуль, линейка, карандаш, презентация к уроку, листы бумаги с окружностями для каждой группы, учебник стр. 95-96
Ход урока
1. Организационный момент
Минута чистописания
-Запишите наибольшее четырёхзначное число (9999)
-Запишите наименьшее четырёхзначное число (1000)
2.Устный счёт СЛАЙД1
8000:80=100        5400:90=60       70·700=49000               80·700=56000         720:8=90
2400:3=800          4500:9=500       1800·100=180000         60·700=42000         800·80=64000
 Постановка темы и целей урока.
У: Продолжаем работать в нашей мастерской. На доске записана тема урока (закрыта). Мы должны ее узнать и поставить перед собой задачи.

1). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке убывания, и вы узнаете слово. Для этого нужно увеличить каждое из чисел в 9 раз.
5 – р4 – у
0 - г
7 - к
Ответ: 
2). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания, и вы узнаете слово.

Ответ: 
В группах ученики думают над тем, какая же тема урока.
У: - Кто догадался, какая тема урока? (Дети называют.)
Д:
- Я думаю, что мы узнаем о круге.
- А я думаю, что мы узнаем об окружности и вспомним, что знаем о круге.
У: Молодцы, ребята! Вы правильно догадались. А еще сегодня будем учиться пользоваться циркулем для вычерчивания окружности. Узнаем еще новые понятия: радиус и диаметр.
3. Знакомство с новой темой СЛАЙД 2, 3.
Что такое окружность?    (окружность - граница круга)
- Что такое круг?  (Круг-фигура ограниченная линией, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии).
Точка О – центр круга (окружности)
Работа в группе
Каждая группа получает лист бумаги с окружностями. Задание:  измерьте радиусы и запишите их в порядке возрастания, после чего замерить диаметр и записать ниже.
-Во сколько раз диаметр больше радиуса?
4. Первичное закрепление
№2 стр. 96 Измерь диаметр и радиус окружности. Вырази в миллиметрах. Есть ли среди данных окружностей одинаковые?
-Какую можно вывести формулу? (d= r·2)
   №3- практическая работа в тетради. Начертить при помощи циркуля окружности с радиусом 2см, 1см, 3см
-В сколько раз радиус меньше диаметра? Какой вывод  можно сделать?
5.Работа над ранее изученным материалом
№4- закрепление приёмов умножения и деления чисел. (у доски 1-ю строчку с комментированием)
Физкультминутка СЛАЙД 4
. Физкультминутка.
У: А сейчас немного отдохнем.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем –
Руки согнули назад.
У: Выберите на рисунке на доске те окружности, в которых проведен диаметр.

У: Сколько диаметров можно провести в окружности?
Д:
- Думаю, что диаметров может быть много.
- И я тоже так считаю.
У: Какие они все по длине?
Д:
- Они одинаковые.
- Еще можно сказать равные.
У: Согните ваш круг по диаметру. (Дети складывают.) Вы получили полукруг. А теперь сложите полукруг пополам. Где оказался центр круга? Покажите его. У этой фигуры, которую мы получили, есть свое название –сектор. Разверните ваш круг. Проведите пальцем от центра круга до его края по сгибу. Этот отрезок называется, словом радиус.
- Сколько радиусов на вашем круге?
Д:
- У меня получилось 4 радиуса.
- У меня тоже их 4.
У: Какие по длине все радиусы? Проверьте с помощью циркуля.
Д: - Радиусы одинаковые.
У: Прочитайте о радиусе в учебнике, стр. 94.
№5 стр.96 – составление выражений по задачам. СЛАЙД 5
6. Итог урока СЛАЙД 6
-Что такое круг?
-Как обозначается центр круга?
7. Оценивание с комментированием
8. Д/з стр.97 №6, №7