Эколого — биологическое мероприятие «Сохранить природу — сохранить жизнь»

Внеклассное мероприятие по экологии для 5, 10 классов.

«Сохранить природу – сохранить жизнь»

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование экологической культуры. Показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека; способствовать формированию бережного отношения к природе.
Задачи:
- осознать свое положение в природе;
- развивать экологическое мышление;
- формировать экологическую совесть;
- учиться принимать правильные решения в различных ситуациях.
Художественное оформление: лозунги.
Музыкальное оформление: песни о природе, Бетховен «Лунная соната»
Технические средства: мультимедийная система, презентация, доска, видеоролики.
Эпиграф: «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить».
Ф. Жолио – Кюри
План
1. Значение природы для человека.
2. Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?
3. Какова экологическая обстановка в нашем селе?
4. Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?
5. Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?

Форма проведения. В брифинге принимают участие:
Учащийся -эколог,
Учащийся – участник комитета «экология города»
Учащийся - медицинский работник,
Учащийся - экономист.
В их роли выступают учащиеся 10 класса, подготовившие свои выступления заранее .

Ведущий.
Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» – сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи «чудесах», искали и находили восьмое, но кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной.
Слайд 2. Это чудо – сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным.
Единственным, потому что остальные планеты нашей солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли.
Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.
Слайд 3. Это чудо – Природа. Человек ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека.
Аэродромы,
пирсы
и перроны,
леса без птиц
и земли без воды
Все меньше – окружающей природы.
Все больше – окружающей среды.
Всего четыре поэтические строки Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для нас сегодняшних и для последующих поколений?
Слайд 4-5. «Сохранить природу – сохранить жизнь» – тема брифинга.
В брифинге принимают участие учащиеся в роли: эколог , представитель Комитета «экология города» , медицинский работник , экономист ...

Слайд 6. Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?

С информацией выступает эколог

Эколог.
Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.
Указ Петра I от 1718 г. предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.
Согласно Указу 1719 года об охране водоемов «если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь».
Тысячелетиями вторжение человека в природу расширялось.
Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить
К сожалению, не все понимали важность охраны окружающей среды. Природа стала посылать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди, созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, города
Еще несколько десятилетий назад академик В.И. Вернадский, создатель науки биогеохимия, предостерег от хищнического отношения к природе и ее богатствам: результат может быть только один – полное ее уничтожение.
Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды дни, а без воздуха минуты.
За последние 25 – 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2 – 3 миллиона лет. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что может привести к потеплению, к частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.
50 городов России имеют уровень загрязненности окружающей среды, превышающий санитарные нормы, в том числе и наш город.
Все острее становится проблема источников чистой пресной воды.
Леса – «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины – это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.
Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействие так называемых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.
В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.
Слайд 7.
Ведущий. Приведенные экологом факты тревожны. Они могут показаться вам далекими. Но есть проблемы, которые вы сталкиваетесь в своем городе
И только ахает Природа

Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
Зачем все это, Человек?!
Иду таежною долиной
И снова – горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах – черные болячки –
Беда, куда ни погляди
И разъяснил мне егерь мрачно:
А что? Кислотные дожди
Лес плакал точно в непогоду
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –

Шибали запахи волной.
Не море – сточная канава
Плескала тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы –
Ее созданье – Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг.
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
Да сын ли ты мне, Человек? Слайд 8. Какова же экологическая обстановка в нашем городе?

Слово предоставляется учащемуся: слайды в презентации с фотографиями и общей характеристикой об экологической обстановке городе.
Заканчивается выступление стихотворением В. Глебова «И только ахает Природа».

Ведущий. Экологическая ситуация в нашем городе тоже не радует и заставляет задуматься каждого.

Слайд 9. Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?
С информацией выступает учащиеся - медицинский работник

Медицинский работник.
Загрязнение воздуха на 43 – 45 % повинно в ухудшении здоровья населения.
На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. Установлено, что прямое влияние химического загрязнения приводит к возникновению заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, токсикозов беременности, увеличении мертво рождаемости и врожденных аномалий.
Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций.
Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом.
На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске, Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, эндокринными заболеваниями. Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17 – 24 %.
Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья.

Слайд 10. Ведущий. Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновению с лица Земли исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн. человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения ).
Слайд 11. Видеофильм «Гибель животных». Слайды с черными списками вымерших организмов.

Слайд 12. Что необходимо сделать для сохранения природы?

Слово экономисту
Экономист.
Прежде всего необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны больницы с современным оборудованием На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережливому отношению к природным ресурсам и сообществам.
Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2000 лет. Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить и оберегать ее от разрушительных последствий.
У нас в Росси уже десять лет существуют экопоселения, цель которых жить в гармонии с природой.
Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник?
Слайд 14. «Будьте активными защитниками природной среды»
Соблюдайте правила поведения в лесу,
на берегу водоемов
Соблюдайте правила сбора даров леса (грибов, лекарственных растений)
Заботьтесь
о братьях наших меньших
(муравьях, птицах, ежиках )
Украшайте
в зеленый наряд
города и села

Слайд 15. Учащиеся заполняют таблицу «Проблемы» и «Меры». Примерная таблица:
«Проблемы»
«Меры»

Загрязнение атмосферного воздуха
Применять очистительные сооружения

Вырубка леса
Запретить вырубать лес

Загрязнение реки
Очистить реку и запретить загрезнять

Мусор
Открыть заводы по переработке мусора

Люди болеют
Лечить людей

Животных убивают
Запретить охоту


Слайд 16. Ведущий. Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами ее мыслящие частицы. Это налагает огромную ответственность за сохранность природы на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле.
А теперь разрешим ситуации на экологическую тему:
Слайды 17-24 с экологическими ситуациями. Учащиеся оценивают свое поведения в природе.
В одном из стихотворений М. Дудин пишет:

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, –
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите









13PAGE 15


13PAGE 15


13PAGE 14115


13PAGE 15


13PAGE 15


13PAGE 14715




15