Конспект урока по истории по теме Русские княжества под властью Золотой Орды (6 класс)


Конспект урока для 6 класса по теме «Русские княжества под властью Золотой Орды».
Приветствие.
Проверка домашнего задания.
Выдать 3 карточки с вопросами
Пересказ о Невской битве (п.19 пункт 2). Все в это время повторяют про Ледовое побоище.
Рассказ по схеме на презентации про Ледовое побоище. В это время класс делает в тетради тест из 5 вопросов на слайде презентации + 1 чел. у доски.
Взаимопроверка с поднятием рук по ошибкам.
Переход к новой теме.
Выводим слайд со словами: «России определено было великое предназначение: её необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы».
Вопрос: в чём смысл данного высказывания?
Ответ: Русь сыграла роль «щита» от монголов для всей Европы, приняла на себя основной удар их силы.
Риторический вопрос учителя: каковы же были дальнейшие взаимоотношения Руси и монголов?
Изучение новой темы.
Тему записать в тетрадь с презентации.
Спросить о целях урока.
Выводим слайд о Золотой Орде (карта). Риторический вопрос учителя: что же из себя представляло государство монголов?
Выступление ученика с индивидуальным заданием – рассказ параграфа 20 пункт 1 про Золотую Орду (2 слайда на презентации про территорию, столицу).
Далее учитель на доске, а дети в тетради схематично зарисовывают территории русских княжеств и Золотой Орды, обозначают их столицы (Сарай и вместо Киева Владимир).
Выводится слайд про 1242 год. Учитель говорит: «В с-в княжества были оправлены послы с требованием явиться к хану Батыю. Как вы думаете: зачем????» Ответ: для получения ярлыка.
Выводится слайд про ярлык. Записать его определение и добавить стрелочкой к схеме от Золотой Орды к Руси, подписав стрелочку «Ярлык».
Вывести слайд про смерти русских князей в Орде. Устно привести примеры князей, там погибших: галицкий князь Даниил Романович, Александр Невский (отравлен), младший брат Александра Невского – Андрей Ярославович и т.д.
Учитель говорит: «помимо ярлыка, что еще теперь должны были монголам русские люди?» Ответ: дань. Выводится слайд про дань. Записать определение «ордынский выход». Задать вопросы по картинке на презентации:
Что платили в качестве дани?
Как ведут себя русские люди?
Как ведут себя монголы?
Кто собирал дань?
Выводится слайд с определением слова «баскак». Его записать + рассмотреть картинку.
Выводится слайд с текстом из песни «О Щелкане». Прочитать. Дополнить схему в тетради стрелкой от Руси до Орды, написав на ней «Выход».
Вывести слайд о насилии и грабежах при сборе дани и поставке воинов (2). Пояснить.
Учитель: «Монголы были очень скурпулезны. Им надо было точно знать, сколько дани может каждый год поставлять Русь. Поэтому они первыми догадались провести на Руси перепись населения». Вывести слайд о численниках. Записать определение и зачитать его.
Учитель говорит: каковы же были последствия таких отношений между Русью и Золотой Ордой? Выводится слайд – таблица последствий (политические, экономические, культурные). 3 ученика зачитывают по столбику вслух. Делаем общий вывод с классом и записываем его: Развитие Руси в целом замедлилось на 100-200 лет».
Закрепление пройденного.
Выводится слайд с текстом с пропущенными словами. Сами слова внизу. Устно вставить в текст пропущенные слова. 1 ученик – проверка.

* Если есть дополнительное время, то выполнить анализ текста на стр. 141 учебника.

Рефлексия.
На слайде презентации начало фразы по самооценке. Ученики дополняют их, исходя из своих ощущений. Опрос 2-4 ученика (по времени).
Запись домашнего задания.
Параграф 20 выучить понятия, пересказ пункта 2. Контурные карты на стр. 10 про нашествие монголо-татар.









Тест.
1. Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году?
А) Мамай
Б) Батый
В) Чингисхан
Г) Тохтамыш
2. Какой город монголо-татары назвали “Злым городом”?
А) Торжок
Б) Рязань
В) Козельск
Г) Владимир
3. Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?
А) половцы
Б) печенеги
В) византийцы
Г) гунны
4. Какой город был спасён от монголо-татарского нападения по разным причинам?
А) Новгород
Б) Смоленск
В) Чернигов
Г) Москва
5. Битва на реке Калке произошла:
А) 31 мая 1322 года
Б) 8 сентября 1237 года
В) 1 сентября 1322 года
Г) 31 мая 1223 года

Карточка № 1.
Почему шведско-немецкие рыцари хотели завоевать земли северной Руси, Новгородского княжества?


Карточка № 2.
Какую военную хитрость применил Александр Невский при подготовке к битве на Чудском озере?


Карточка № 3.
Значение Невской битвы и Ледового побоища. Почему на севере отразили нападение врагов, а от монголо-татар не смогли?
15