Урок истории в 6 классе по теме:Русь и монгольское нашествие


У Р О К П О И С Т О Р И И Р О С С И И В 6 К Л А С С Е.
Тема: Русь и монгольское нашествие.
Цели: - показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе с монголо – татарами; объяснить сущность монгольского государства и последствия захватов монголов;
отработка умений ориентироваться по исторической карте, продолжение работы по овладению технологией исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников( письменных и устных);
воспитание чувства ненависти ко всякому порабощению и угнетению;
Тип урока: урок-исследование;
Оборудование: 1. « История государств и народов России», учебник под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, § 10
2. Карта « Борьба русского народа с иноземными захватчиками в 13 веке»
3. Картина « Оборона города Владимира от монголо- татар»
4. Карточки – задания.
5. Материал – задание из русских летописей.
Структура урока:
Орг. момент.
Актуализация знаний учащихся.
Работа над изучением нового материала.
Практическое задание.
Закрепление.
Итоги урока.
Ход урока:
I. Орг. момент: Сообщение темы урока, совместная формулировка целей. На доске план урока:
А) характеристика державы Чингиз- хана
Б) завоевания монголов(причины)
В) поход Батыя на Русь
На доске написан эпиграф урока:
« России определено было высокое предназначение:
ее необозримые равнины поглотили силы кочевников
и остановили их нашествие на самом краю Европы;
монголы не осмелились оставить у себя в тылу
порабощенную Русь … Европа была сохранена
растерзанной Россией»
А.С. Пушкин
II. Актуализация знаний учащихся.
1)Дайте определение феодальной раздробленности?
2)Назовите положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности для русских княжеств?
III. Работа над изучением нового материала.
- Русские земли находились на очень высоком уровне культурного развития, не уступая передовым странам мира. Но нашествия врагов в 13 веке нанесло огромный вред стране: погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел… Для русских врагами в 13 веке были монголо – татары. Кто они?
( Учащиеся работают по карточкам)
А) Какие выводы можно сделать о монголо – татарах и их занятиях, используя пять версий происхождения слово « татарин»?( см. приложение, зад. №1)
Б)Назовите основные занятия монголо – татар?
В) Как выглядело войско монголо – татар?( см. приложение зад. №3)
Работа учащихся с учебником стр. 107( разбираются вопросы о войске монголо – татар)
Сообщение ученика « Чингиз- хан»
( после сообщения ученика учитель ставит проблемный вопрос: Определить причины завоевательной политики монголо – татар)
В двадцатые годы 13 века в русских летописях было записано:
« Пришла неслыханная рать. Их никто не знает, кто они и откуда пришли, и какой язык их, и какого они племени, и какая их вера» Русь не знала, что монголо – татары включили ее в свои планы захвата, поэтому некоторые князья ответили согласием на просьбу половцев принять участие в битве с монгольским войском в 1223 г у реки Калка. Позже внук Чингиз – хана – хан Батый в 1236г идет походом на Русь.
Практическое задание.
Учащиеся работают с документом.
Используя летописи, определите порядок и направление удар монголо – татарского войска под руководством Батыя и сопоставьте полученный материал с картой. ( см. приложение зад. №2)
Почему монголо – татары не пошли на Новгород?
Почему монголо – татары вынуждены были уйти в степи?
Приведите примеры героизма русского народа?
Закрепление. Опираясь на полученные во время урока знания, выскажите свое мнение о эпиграфе урока.
Итоги урока.
Домашнее задание: 1) учебник параграф § 10;
2) творческое задание напишите сочинение или нарисуйте рисунок по теме : « Героическая борьба русского народа с монголо – татарским нашествием»