Конспект урока русского языка на тему Обобщение знаний о падежах имён существительных (4 класс, УМК Школа 2100)


Класс: 4
УМК: «Школа 2100»
Тема: «Обобщение знаний о падежах имен существительных».
Планируемый результат:
Личностный: проявляют познавательный интерес к русскому слову, стремятся совершенствовать свою речь, аккуратно ведут свои записи в тетрадях.
Метапредметный: учащиеся совместно с учителем ставят цель урока, осуществляют самоконтроль, демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание, демонстрируют умение выстраивать логические цепи рассуждений, сотрудничают с учителем и сверстниками, демонстрируют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметный: демонстрируют знания о падежах имен существительных; определяют падеж по вопросам, предлогам.
Цель урока: обобщение, систематизация знаний и способов действий, связанных с падежами имен существительных; совершенствование умений определять
падеж по вопросам, предлогам.
Задачи:
Воспитательная: пробуждать познавательный интерес к русскому слову, стремление совершенствовать свою речь, воспитывать аккуратность.
Развивающая: развивать регулятивные УУД (целеполагание, контроль, оценка); развивать познавательные УУД (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия; логические: – построение логической цепи рассуждений; развивать коммуникативные УУД ( планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью).
Образовательная: обобщить и систематизировать знания обучающихся о падежах имен существительных; совершенствовать умения определять падеж по вопросам, предлогам; активизировать словарный запас.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). По дидактическим целям:
Методы приобретения новых знаний;
Методы формирования умений и навыков, применений знаний.
По уровню включения в продуктивную деятельность: проблемное изложение изучаемого, частично – поисковые. Методы организации учебно – познавательной деятельности:
Методы получения новых знаний (объяснение, демонстрация)
Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение)
Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (постановка проблемы или создание проблемной ситуации)
Методы контроля и самоконтроля.
Методы воспитания:
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; поручение.
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог, рассказ.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
Демонстрационные: презентация
Индивидуальные: тетрадь, карточки с заданиями, вопросы падежей; знаки для рефлексии.
Тип урока: Урок общеметодологической направленности.
План урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем.
Комплексное применение и систематизация знаний.
Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.
Рефлексия учебной деятельности.
Информация о домашнем задании (на творческом уровне).
Ход урока:
Этапы урока, задачи работы Методы и приемы обучения и воспитания Деятельность учителя, обучающихсяПланируемый результат с учетом формируемых УУД
1.Мотивация к учебной деятельности
Задача: сконцентрировать внимание детей на предстоящую работу
По источнику получения знаний: словесные (беседа), наглядные (демонстрация),
По дидактическим целям:
Методы формирования умений и навыков, применений знаний.
Методы контроля и самоконтроля.
-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, проверьте вашу готовность к уроку.
-Давайте улыбнемся друг другу, чтобы у каждого из нас было хорошее настроение. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.
Пословица: «Всякое умение трудом даётся».
- Как понимаете значение этого высказывания? (Чтобы получить результат нужно упорно трудиться и прилагать усилия.)
Сундучок знаний. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок. (Учитель из сундучка достаёт листок и читает загадку.)
Часть речи восхитительная,
Она даёт прямой ответ:
Что перед нами за предмет?
А если тот предмет живой,
Вопрос задай совсем иной
Кто? Кого? Кому? О ком?
Будешь дружен с языком.
- О какой части речи говорится?
- Расскажите всё что вы знаете об имени существительном. (Устные рассказы детей)
Личностные УУД:
формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.
Познавательные УУД:
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем.
Задача: способствовать обогащению и активизации словаря, актуализировать знания об имени существительном По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).По дидактическим целям:
Методы формирования умений и навыков, применений знаний.
По уровню включения в продуктивную деятельность: проблемное изложение изучаемого, частично – поисковые.Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (постановка проблемы или создание проблемной ситуации)
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог. -А теперь откройте свои тетради, запишите дату, классная работа.
Ребус (падежи)
-сформулируйте тему нашего урока.
Прочитайте на доске название темы.
- Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах имен существительных. Будем готовиться к проверочной работе по этой теме.
Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок?
1.Повторить названия падежей, вопросы каждого падежа.
2. Повторить предлоги падежей.
3. Потренироваться определять падежи имён существительных.
Повторение падежей. (Работа в парах, повторить падежи.)
Сколько падежей в русском языке? (6)
-Молодцы, ребята! Мы вспомнили падежи и вопросы падежей.
В листе самооценки у друг друга поставьте отметку.
Личностные УУД:
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Познавательные УУД:
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение работать с классом;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
3.Комплексное применение и систематизация знаний.
Задача:
Обобщить и систематизировать знания о падежах имени существительного, совершенствовать умения определять падеж по предлогам и вопросам. По источнику получения знаний: наглядные (демонстрация), практические (упражнения).
По дидактическим целям:
Методы формирования умений и навыков, применений знаний.
Методы организации учебно – познавательной деятельности:
Методы выработки учебных умений инакопления опыта (упражнение)
Методы контроля и самоконтроля.
Методы воспитания:
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог, рассказ.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. -Выполним работу на карточках для того, чтобы потренироваться в определении падежей имен существительных. ( работа в парах)
Определите, в каких падежах употреблено слово банты.Банты Алла потеряла,И о бантах плачет Алла.«Нету бантов!» Не беда,Бабочки летят сюда!Банты эти прилетели,На косички Алле сели.Бантами довольна Алла:О таких давно мечтала.
-Прочитайте задание, что нужно сделать?
-Сверху над словом бант вы указываете падеж, в котором употреблено данное слово.
-А сейчас, мы проверим, верно ли вы определили падеж. Проверка по слайду. вы проверяете, если верно-ставим «+», если неверно «- ».
-У кого все плюсы-молодцы, у кого 1 минус-нужно быть внимательнее, у кого больше 2 минусов-следует еще раз повторить падежи.
-Кто выполнил без ошибок?
-Какие умения вам помогли?
Какие еще ставили задачи на урок? Повторить предлоги.
Запишите, подбирая подходящий по смыслу предлог. (1человек у доски)
пришла … лес
кружит … озером
подарок ….сестры
ползёт …стволу
спряталась … дуплеживёт … оврага
срывает … ветер
Взаимопроверка. ( 1ч. проверяет у доски)
Укажите падеж в словосочетаниях.
- Как определить падеж им. сущ.?
- У кого нет ошибок? При определении какого падежа затруднялись?
- Как различить?
-Назовите предлоги, с которыми употребляются имена сущ?
Какие предлоги употребляются с существительными в разных падежах? Назовите вопросы и предлоги.
И.п. - кто? что? -
Р .п. — кого? чего? от, до, из, у, без, для, около, с, вокруг, после,
кроме,
Д.п. - кому? чему? к, по
В.п. - кого? Что? через, про, в, на, за,
Т.п. - кем ? чем? над, между, с, за, под
П.п. - о ком? о чем? при, о, об, в, на-Можно ли по вопросам ГДЕ? и КУДА? отличить один падеж от другого?
( Нет. Нужно ставить падежный вопрос.) Существительное в каком падеже отвечает на смысловой вопрос ОТКУДА ?
(только в Р.п.)
-Хорошо, мы вспомнили предлоги, с которыми употребляется имя существительное, и как по ним определить падеж. А теперь немножко отдохнём.
Физминутка «Падежи»
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны Познавательные УУД:
формируем умение извлекать информацию из текста;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
4.Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.
Задача:
Проверить уровень усвоения изученного материала По дидактическим целям:
Методы формирования умений и навыков, применений знаний.
Методы организации учебно – познавательной деятельности:
Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение)
Методы контроля и самоконтроля.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. -Теперь для того, чтобы вы продемонстрировали свои знания в определении падежей имен существительных, выполним самостоятельную работу.
Самостоятельная работа (на карточках)
Запиши предложения по порядку. Вставь пропущенные буквы, измени слова. Обозначь падежи существительных, выдели окончания.
Пришла з..ма и прин..сла х..лода.
Около моего (дом) много (д..ревья).
На них часто садятся воробьи, синицы, сн..гири и даже дятел.
Жалко мне птичек, и я стал сыпать им хлебные (крошка).
Самопроверка по слайду, самооценка.
- Проверь свою работу на слайде! Будь внимателен! За каждое правильно выписанное предложение, в соответствии с таблицей поставь себе знак +
-Беседа о птицах.
Задание – тест на определение падежной формы существительных.
- Ребята, запишите в тетради в строчку числа от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на экране, а вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.
Заблудился в лесу;
Перепрыгнул через лужу;
Вышел из ворот;
Побежал по коридору;
Беспокоились о сыне;
Стучали в дверь;
Разрезал ножницами;
Подарила бабушке;
Стучал молотком;
Отвечать у доски.
Самопроверка. Нет ошибок -5
1-2 ош. – 4; 3-4 ош.-3 5 и более ош. – надо повторить падежи Личностные УУД:
формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности;
Познавательные УУД:
формируем умение извлекать информацию из текста;
Регулятивные УУД:
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других.
5.Рефлексия учебной деятельности
Задача:
Подвести итог урока, дать оценку деятельности
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог, рассказ.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение -Давайте подведем итоги нашего урока.
-О чём сегодня шла речь на уроке? Какие задачи мы ставили перед собой? Какие умения отрабатывали?
-Где нам пригодятся эти знания?
- Оцените свою работу на уроке в листах по самооценке.
-Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными.
Личностные УУД: формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
Регулятивные УУД:
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое
высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
6.Информация о домашнем задании
Задача:
Дать инструктаж на выполнение домашнего задания. По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа). -Ребята, наш урок подходит к концу, поэтому откройте свои дневники и запишите домашнее задание: с.102 упр.№108 написать мини-сочинение вид из окна, определить падеж имён существительных из 10-12 предложений, указать падеж имен существительных.