Урок русского языка на тему Обобщение знаний о падежах имён существительных


Тема урока: «Обобщение знаний о падежах» 4-й класс
Задачи: 1) Закрепить знания о падежах имен существительных.
2) Сформировать умение определять падеж имен существительных.
Ход урока:
1. Орг. момент. Мотивация
1) –  Сегодня урок у нас необычный, а необычен он тем, что к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Ребята, улыбнитесь, у вас хорошее настроение. Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте: голубое небо, кружатся белые снежинки, свежий морозный ветерок приятно дует в лицо. Лучик бодрости пронизывает вас. Вы готовы к работе?
-Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: "Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости". - Как вы ее понимаете? ( Мы узнаем что-то новое.) - Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.
2) - Отгадайте грамматическую загадку:
В английском языке их 2, в немецком -  4.В Эстонии-14, Финляндии - 15. У китайцев их нет! А в русском языке их 6.
2. Определение темы урока и цели урока.
- Угадайте, о чём пойдет речь сегодня на уроке? Назовите тему нашего урока. (Падежи)
- У нас есть полминутки для шутки.
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи, За что так ненавидишь ты,Не любишь падежи?Давным-давно все школьникиИх знают на зубок.Их за два года выучить Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.Пусть им сперва ученыеИзменят имена.Ведь я падеж творительныйНарочно не учу:Трудиться,А тем болееТворитьЯ не хочу.Такой падеж, как Дательный,Я с детства не терплю:Давать,Делиться чем-нибудьС друзьямиНе люблю.Предложный ненавижу я:Чтоб не учить урок,Приходится выдумыватьКакой-нибудь предлог.А на падеж ВинительныйИ вовсе я сердит:Отец во всякой шалостиВсегда меня винит.- Да, переделка, кажется, Серьезная нужна.А сам ты смог бы новыеПридумать имена?- Давно придумал:Взятельный,Грязнительный,Лежательный,Грубительный,ЛенительныйИ, наконец,Простительный!
- За что Лежебокин не любит падежи?
- А для чего нужны падежи? (они помогают правильно строить предложения, отличать подлежащее от дополнения, помогают связывать слова в словосочетаниях и предложении, делают нашу речь правильной и понятной)
- На уроках мы изучили все падежи, тогда подумайте и назовите цели нашего урока.
3. Словарная работа.
 - Мы живём в удивительной точке земного шара, которая дарит нам четыре времени года. И одно из них – волшебница-зима.
- Многие русские писатели и художники любили и любят русскую зиму и посвящают свои произведения этому времени года. Вспомните, как они называют русскую зиму? (Красавица, рукодельница, волшебница, гостья, чародейка.)
- Может, вспомните строчки стихотворений о зиме. (Дети читают отрывки из стихотворений.) Арон, Бичурина, Бурангулов, Иванова.
- Ребята, кто любит разгадывать ребусы? Тогда вперёд!
П.п. Т.п. Д.п. В.п. Р.п.
Ребусы: коньки, метель, мороз, сосулька, снегирь.
- Что объединяет эти слова? («зимние слова», словарные слова, имена существительные) Запишите слова в указанных падежах.
- Чем руководствовались, когда записывали слова? Проверка.
4. Актуализация знаний.
Игра «Доскажите словечко»
- Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать -… Именительный. Родился – стал …Родительным. Пока он был малышом, ему давали, и он стал… Дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал … Винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал… Творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали… Предложным.
- Каждая группа получила задание найти в дополнительных источниках информацию о своем падеже, составить рассказ о нем и подготовить соответствующую карточку для создания кластера. Послушаем выступление групп.
- Этот коллаж будет нашим помощником на уроках русского языка.
Физминутка «Зимой» Морозная русская зима – замечательное время для укрепления здоровья! Вот мы сейчас и покажем как.
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)5. Работа в парах ( карточка с пословицей)
Возьмите карточку, посмотрите, что вам нужно сделать.
светит, в, декабре, солнце, не, греет, но
- Что это такое? Объясните смысл пословицы. (Зимой Солнце не греет потому, что оно поднимается невысоко над горизонтом. Его лучи падают на поверхность под малыми углами и поэтому плохо нагревают поверхность земли)- Какие задания предлагаете выполнить? ( синтаксический разбор, схема предложения, определить падеж существительных)
- Какое важное астрономическое явление отмечается 21 декабря?
Выступление ученика: 21 декабря – день зимнего солнцестояния. Сегодня самый короткий день и самая длинная ночь. В этот день высота подъёма солнца на небосклоне является самой низкой. С этого дня Солнце начинает свой северный путь роста. Ведь уже со следующего утра день начнет по чуть-чуть прибывать. По астрономическому календарю считается, что в этот день приходит настоящая зима.
6. Самостоятельная работа.
- А сейчас внимание, опять задание.
В падежах показать знания.
Взаимопроверка
- Кто не сделал ни одной ошибки, погладьте себя по голове.
7. Работа в группах
- Составьте синквейн на тему “Падежи”
Падежи
Разные, шесть
Изменяют, согласуют, помогают
Падеж- характеристика имени существительного.
Склонение
Проверка
8. Итог урока. Рефлексия
- Что особенно понравилось на уроке?
- За что можете похвалить себя?
- Кто научился определять падежи имен существительных?
- Какую роль падежи играют в нашей речи? (они помогают правильно строить предложения, устанавливать связь между словами, делают нашу речь правильной и понятной)
- Оцените свою работу на уроке.
1) научился определять падежи имен сущ – зеленый2) допускаю ошибки – желтый3) не могу обходиться без помощи –красный
- Я всех благодарю за работу на уроке.
Отметки за урок.