Урок русского языка в 3 классе по теме Написание предложений. Большая буква в начале слова.


Урок русского языка
3 класс
Тема: Написание предложений: большая буква в начале предложения. Правописание имен, фамилий людей, кличек животных, географических названий.
Цели:
уточнить представления детей о существительных, которые пишутся с заглавной буквы;
практически закрепить навык написания заглавной буквы в существительных;
научить детей работать со схемой
развивать память, мышление, внимание, речь
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
- Начинаем урок русского языка. А начнем мы его необычно. Со стихов.
Стихотворение Измайлова.
Буква обычная выросла вдруг,Выросла выше всех букв-подруг.Буква расти не сама захотела,Букве поручено важное дело.Ставится буква у строчки вначале,Чтобы начало все замечали.Имя, фамилия пишутся с нею,Чтобы заметней им быть и виднее,Чтобы звучали громко и гордоИмя реки, имя улицы, города.Буква большая совсем не пустяк!В букве большой уважения знак!
На доске появляется схема:
- Какое важное дело поручено большой букве?- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?- Правильно. Тема нашего урока: “Заглавная буква”.- Посмотрите на нашу схему. Все ли в ней верно? Может чего-то не хватает? Проверим на практике нашу схему. А пока мы это не сделали, поставим ?.В схеме появляется ?.1.
- Действительно ли любое предложение мы начинаем писать с заглавной буквы?- Откройте вашу домашнюю работу. Посмотрите, как написано начало предложений?- Значит, в нашей схеме мы можем пометить, что начало предложения пишется с заглавной буквы.
На схеме появляется галочка рядом с текстом “Начало предложения”.
2. - Разгадайте ребусы.  
- Сформулируйте правило о написании имен. Запишите их.- Сядьте удобно. Выпрямите спину, слегка наклоните голову, ноги касаются пола.- Проверьте свою работу.
Проверка на доске: Ваня, Настя, Наум.
- Напишите свое полное имя. - Проверьте его по обложке тетради.
3.
- У каждого из нас есть фамилия. Фамилии люди получали не просто так. Их давали по месту, где жил человек: Сергий Радонежский, Дмитрий Донской. Мастеровые люди получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров, Плотников.
- Послушайте об этом стихотворение.
Прапрадеды.
Кем был твой прадед ,Свою фамилию спроси.Есть в каждом классе Кузнецов.Кто прадед Кузнецова?Он был из рода кузнецов –Отец отца отцова.С пилою Пильщиков дружил.Мял Кожемякин кожи.В атаки Воинов ходил,Стрельцов сражался тоже.Звучат как музыка, как стихФамилии простые. Вглядись – и ты увидишь в нихИсторию .Г. Граубин.
На доске и у каждого ученика на карточке:
Кузнец - __________Стрелец - _________Плотник - _________Воин - __________
- Прочитайте слова.- Что обозначают эти слова?- Дайте фамилию людям, которые владеют этим ремеслом.- Возьмите правильно ручку.- Обратите внимание на правильное написание букв и соединений:
Один ученик работает на доске “в секрете”.
Выполняется проверка.
- Прочитай, что у тебя получилось.- От каких слов ты образовал фамилии?- Как ты написал фамилии?- Поднимите руки те, кто также справился с этим зданием.- Какой вывод мы можем сделать?
На доске в схеме ставится галочка у слов “Фамилия”.
- Знаете ли вы, как образовалась ваша фамилия?- Подумайте дома, спросите у родителей.
- У меня, кроме имени и фамилии, еще есть отчество? Есть оно и у вас.- Вы знаете свое отчество?- Как вы его получили?
- Действительно, слово отчество родственное со словом отец. Когда рождается человек, он получает еще и имя по отцу – отчество.
- Если слово произошло от имени, как его надо писать?- Мы можем дополнить нашу схему.
В схему добавляется слово “Отчество”.
- Давайте прочитаем фамилию, имя и отчество хорошо знакомых нам детских писателей.- Встаньте, повернитесь кругом. Хором прочитаем имя, отчество и фамилию писателей.
Дети хором читают.
- Какой вывод мы можем сделать?- Давайте отметим это в схеме.
В схеме у слова “Отчество” ставится галочка.
Физкультминутка.
- Послушайте стихотворения. Если вы услышите имя, поднимите руки.
Собирала МаргаритаМаргаритки на горе.Растеряла МаргаритаМаргаритки на горе.
Возвращаясь под вечер с поля,Потеряла сережку Поля.Ту сережку нашел Сережка,Прибежал, постучал в окошко:Отыскалась твоя сережка!
- Какие одинаковые и близкие по звучанию слова вы услышали?- Чем они различаются на письме?
4.
- Откройте учебник на странице 9
На схеме ставится галочка у слов “Название городов, улиц, рек”.
- Спишите название города, государства, озера.- Проверьте наклон тетради. Наклон влево.
5.
- Какие домашние животные у вас имеются?- Составьте предложения об этих животных. Что они делают и как их зовут.- Как бы вы написали клички этих животных?- Посмотрите на нашу схему. Что в нее надо добавить?
В схему добавляются слова “Клички животных”.
- Откройте учебник на странице 8. Найдите упражнение 24. - Прочитайте задание.- Прочитайте предложения.- Какое задание в упражнении? Прочитайте.- Выполните упражнение.
На доске в схеме появляются слова “Название стран, планет”.
- Запишем название планет, морей и океанов.
III. Закрепление. Самостоятельная работа Упр 25
Дополнительно – подчеркнуть главные члены предложения. У существительных указать род.
IV Итог урока.
- Чему ты научился на уроке?- Какие существительные пишутся с большой буквы?- Заглавная буква – это знак уважения к человеку и грамотное отношение у речи.- Дома выполните упражнение № 26 стр 9. Не забудьте устное задание, узнайте, как образовалась ваша фамилия.- Наш урок закончен, спасибо за работу.
Резервный материал.
- Для закрепления полученных знаний давайте заполним таблицу.
Таблица на доске и у каждого ученика.
Мужское имя  
Женское имя  
Название домашнего животного  
Фамилия писателя  
Отчество человека  
Название цветка  
Кличка собаки  
Название города