Методическое пособие в помощь преподавателю-организатору НВП «Патриотическое воспитание на уроках НВП»


КГУ «Крымская средняя школа»
Методическое пособие в помощь преподавателю-организатору НВП
«Патриотическое воспитание на уроках НВП»
Автор: Иванов С.С.
2016 г.
Содержание
Содержание……………….2
Введение………………….. 3
Основная часть …………...11
Заключение………………..20
Введение
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие казахской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно казахстанского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
Что же означает понятие «патриотизм»?
Патриотизм – (греч. Patris – Родина, Отчество) – любовь к родине – одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями.
Вот таким должен быть, по нашему мнению, портрет настоящего патриота – это человек который:
– осознаёт свою роль в жизни государства;
– любит свою Отчизну;
– предан своему народу;
– гордится историческим прошлым и настоящим Родины, заботится о её будущем;
– знает и уважает государственные символы и традиции народа;
– отличается активной гражданской позицией;
– проявляет интерес к общественным и политическим событиям, жизни республики;
– должен защищать Родину и её государственные интересы;
– знает государственный язык, русский и один из мировых языков;
– проявляет толерантность и уважение к представителям других национальностей и
религий;
– испытывает чувство гордости за достижения своих земляков.
В своем Послании народу Казахстана Лидер нации призвал общество «вооружиться вечными качествами – усердием, трудолюбием и целеустремленностью, которые помогут нам устоять и принести нашей Родине достойное будущее». При этом нормой жизни государства и нации должны стать дух патриотизма и традиций, дух единства и состязательности. И каждый обязан сделать все, чтобы этот созидательный дух стал частью его жизни.
Сильный Казахстан немыслим без сильной профессиональной армии. Недаром девиз боевого состязания в Вооруженных силах в текущем году – «Профессионал – основа армии!». В нем заложен глубокий духовный смысл, соответствующий велению времени новаторских преобразований в системе развития военной составляющей государства. 
Основной упор в организаторской деятельности Министерства обороны в 2013 году был сделан на активизации военно-патриотического воспитания молодежи, формировании положительного имиджа защитника Отечества, укреплении престижа военной профессии и мотивации воинской службы. Большой комплекс мероприятий военно-патриотического характера среди допризывной и армейской молодежи организован в рамках Республиканской программы по профилактике правонарушений в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях на 2013–2015 годы в форме «уроков мужества», Дня юнармейца, дня открытых дверей.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. В современных школах работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства любви и гордости за свою страну, за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому, формирование чувства любви к родному краю, к природе.
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладают внеклассные мероприятия в школе.
Развитие казахстанского государства и общества ставит новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества.
Важность патриотического воспитания молодежи подчеркивает Президент
Казахстана Н.А.Назарбаев. В своём ежегодном Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» отметил: «что новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества. Наша главная цель в данном направлении проста и понятна: мы должны сохранить и укрепить общественное согласие. Это – непреложное условие нашего существования как государства, как общества, как нации.
Фундамент казахстанского патриотизма – это равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины.»
Также лидер нации выделил и то, что без уверенности в будущем нельзя построить полноценное государство. Жизненно важно, чтобы цели государства и гражданина совпадали по всем основным направлениям. Это и есть главная задача государства.
Граждане доверяют государству только тогда, когда есть перспектива, есть возможности для развития, личного и профессионального роста.
Государство и народ должны это осознавать и работать вместе.
Надо воспитывать в себе и наших детях новый казахстанский патриотизм. Это, прежде всего гордость за страну и ее достижения.
Но сегодня на новом этапе состоявшегося государства такое понимание уже недостаточно. Мы должны прагматично посмотреть на этот вопрос.
Мы любим страну, мы ею гордимся, если государство гарантирует каждому гражданину качество жизни, безопасность, равные возможности и перспективы.
Только такой подход дает нам прагматичный и реалистичный взгляд на вопрос патриотизма и его воспитания.
Наши дети и внуки также должны предпочесть жизнь на родине, потому что им здесь гораздо лучше, чем на чужбине. Каждый гражданин нашей страны должен обрести чувство хозяина на своей земле».
Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.
Воспитательные традиции казахского народа связывались с формированием у юношества чувства любви к родительскому дому и близким людям, к малой родине, к своему Отечеству, стремления собственным трудом приумножить его достоинство и благополучие. В наши дни в задачи образования входит укоренение в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это - фундамент становления личности.
Проблема патриотического воспитания требует изучения и всестороннего анализа происходящих в обществе изменений, процессов и явлений, оказывающих влияние на общественное сознание, мнения, настроения, традиции, взаимоотношения, на процесс воспитания и практику социально-педагогической деятельности в стране. Особое значение приобретает поиск и разработка новых подходов к воспитанию школьников, учитывающих систему их ценностей и интересов, соответствующих тенденциям развития казахстанского общества и системы образования.
Актуальность педагогического наблюдения за проблемой патриотического воспитания у современных казахстанских школьников обосновывается в следующем:
во-первых, необходимостью более глубокого и всестороннего анализа сущности, содержания, структуры патриотизма, его роли и места в системе воспитания подрастающего поколения в контексте основных изменений, происходящих в обществе и его военной организации.
во-вторых, противоречием между огромным потенциалом патриотизма (особенно духовно-нравственным, социальным, деятельностным) в формировании важнейших качеств современных школьников.
в-третьих, необходимостью коренного улучшения деятельности по воспитанию патриотизма у школьников с учетом их возрастных, психолого-педагогических особенностей, личных и групповых интересов и ценностей, происходящих в обществе изменений на основе создания в начале XXI в. в нашем государстве условий, способствующих патриотическому воспитанию, реализации соответствующих сегодняшним реалиям методов, форм, средств воспитания патриотизма у школьников.
в-четвертых, необходимостью обеспечения большей научности, системности, целеустремленности, активности и результативности патриотического воспитания школьников.
в-пятых, потребностью государства в обеспечении защищенности личности, общества и государства с учетом наличия многочисленных внешних и внутренних угроз национальной безопасности, в первую очередь связанных с резко активизировавшейся деятельностью террористических и экстремистских организаций.
Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что концептуальное и технологическое решение проблемы патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ является весьма актуальным для развития педагогики, в целом для казахстанского общества.
Патриотическое воспитание школьников призвано педагогическими формами и методами формировать и развивать у юного гражданина важнейшие морально-психологические качества, которые необходимы ему и как будущему защитнику Отечества, готовому и способному вносить свой вклад в обеспечение безопасности личности, общества, государства, так и в целом как человеку, личности, труженику, гражданину Казахстана: твердость характера, ответственность, трудолюбие, самоотдача, законопослушность, решительность, настойчивость.
Прежде всего, патриотическое воспитание призвано формировать морально-психологические, личностные качества, необходимые для решения задач обеспечения безопасности Отечества, личности, общества и государства.
Целью патриотического воспитания является формирование у школьников глубокого понимания патриотического долга, готовности встать на защиту Родины и в целом - воспитание граждан, способных обеспечивать безопасность Отечества и его граждан, решение задач укрепления целостности и единства страны, упрочения дружбы народов Казахстана.
С начала XXI в. в Казахстане во многом благодаря усилиям, как руководства страны, так и общественности, и непосредственно научного сообщества, гуманитариев, педагогов, работников сферы образования отмечаются процессы возрождения и активизации воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений, силовых структур. Происходит переоценка ценностей, возрождение значения и востребованности гражданских, патриотических взглядов и убеждений.
Складывается понимание того, что чувство национального самосознания и чувство любви к Отечеству должны формироваться не стихийно, а быть воспитаны в человеке семьей, школой, системой образования. С самого раннего возраста нужно закладывать в молодежи патриотизм с помощью родителей и в дальнейшем воспитывать его в учреждениях образования на всех его ступенях и уровнях.
Следовательно, задача воспитания граждан-патриотов, стоящая перед педагогами, работниками сферы образования, весьма сложная и ответственная.
С учетом указанных обстоятельств необходимо определить, комплекс каких форм, методов, приемов патриотического воспитания позволит педагогам, участникам процесса воспитания достигнуть требуемого результата - привить современному школьнику чувства патриотизма, гражданственности и соответствующие личностные качества.
Непосредственной нормативно-правовой основой патриотического воспитания являются такие правовые документы: Конституция Республики Казахстан, " Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы", Закон Республики Казахстан "О правах ребенка"
В целом можно выделить следующие направления патриотического воспитания школьников:
1) воспитание на истории и традициях государства и общества:
- изучение истории Отечества;
- мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость Родины (шефство над памятниками и братскими захоронениями; вахты памяти; выставление почетного караула у памятников, возложение цветов; проведение митингов и других патриотических мероприятий на местах захоронения воинов и в других памятных местах);
- создание музеев, аллей, выставок боевой славы в образовательных учреждениях;
- проведение экскурсий, уроков мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной и других войн, участниками боевых действий;
- празднование памятных дат, организация концертов, выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов и др.;
2) военно-спортивное воспитание:
- организация туристских слетов и походов по местам боевой, воинской славы, спартакиад и спортивных соревнований, посвященных памятным датам в истории Казахстана, Вооруженных сил, других силовых ведомств;
- организация и участие в военно-спортивных играх, которые в комплексе решают задачи патриотического воспитания: организационное укрепление коллектива школьников, развитие общественной активности молодежи, формирование качеств, необходимых гражданину, защитнику Отечества;
- проведение месячников оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивных эстафет и праздников, Дня защитника Отечества, дней милиции, внутренних войск, спасателя и т. п.;
3) воспитание через взаимосвязь и взаимодействие школьных и воинских коллективов:
- участие военнослужащих в организации и ведении военно-прикладных кружков и секций для школьников;
- организация оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов;
- проведение встреч с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки, военного дела, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов для граждан, что создает реальные предпосылки проведения мероприятий патриотического воспитания учащихся.
Главная цель патриотического воспитания современных школьников может быть сформулирована следующим образом: воспитание патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание и развитие школьника, обладающего важнейшими социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах своей личности, государства и общества, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его защиты и безопасности.
Из общей цели воспитания вытекают следующие задачи:
- мировоззренческая подготовка молодежи, приобщение молодежи к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры нашего Казахстана;
- создание условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения гражданского и воинского долга;
- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности;
- воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни, развитие потребности в труде на благо общества, государства;
- формирование и развитие потребности к духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в коллективе.
Главной задачей патриотического воспитания, определяемой его целью, является повышение эффективности этой деятельности, особенно за счет более целенаправленного воспитания школьников в духе высокой социальной активности, мобилизация всех сил общества, его социальных и государственных институтов на активное участие в создании и реализации необходимых условий для воспитания патриотизма у школьников как духовно-нравственной и социально значимой составляющей развития Казахстана.
Таким образом, можно сделать вывод о возможности и целесообразности рассмотрения и реализации патриотического воспитания современных школьников как педагогической программы, включающей совокупность средств, форм, методов, приемов, обеспечивающих достижение целей патриотического воспитания. При этом основную нагрузку по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения должны нести образовательные учреждения, среди которых особую роль призваны играть общеобразовательные школы
Основная часть
В основной части данного пособия я предоставляю ряд уроков, внеклассных мероприятий и полезных ссылок в интернете.
1 урок — это «Боевые традиции ВС РК»
Цель урока: Военно-патриотическое воспитание, уважение к ВС РК, подготовка к службе в ВС РК.Тип урока: урок лекция.Ход урока:1. Вводная часть: 5 мин. – построение, рапорт командира взвода.2. Основная часть урока - боевые традиции. Разъяснения учителя нового материала.Боевые традиции- это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения воинов в бою и при несении военной службы.Боевые традиции ВС РК – это традиции, порожденные определенным общественным строем. Важнейшими боевыми традициями воинов ВС РК являются: беззаветная преданность своему государству и его народу; ненависть к агрессорам; уверенность в своих силах; любовь к армии и флоту, верность к военной присяге, боевому знамени воинской части и воинскому долгу; массовый героизм в бою; постоянное стремление к совершенствованию воинского мастерства и укреплению воинской дисциплины, поддержанию высокой бдительности и боевой готовности, повышению уровня политических знаний; чувство коллективизма и интернационализма, боевого содружества с воинами СНГ; готовность к защите суверенного государства.Традиции создавались не в одночасье и не на пустом месте. Казахский народ имеет более чем трехтысячелетнюю историю; вместе с народом развивались и воинские формирования, еще в преддверии новой эры наносившие сокрушительные по войскам Александра Македонского и оставившие продвижение великого завоевателя на восток.В VIII веке до нашей эры неудачей закончились попытки арабских и китайских завоевателей подчинить себе государства, занимавшие территорию Казахстана. Тюргеши и Карлуки воевали мужественно и умело, завоеватели получили организованный отпор и вынуждены были отказаться от агрессии.С XIII века тюркские племена входили в состав тюрко-монгольской империи. История свидетельствует о том, что левое крыло войск Чингисхана составляли преимущественно тюрки-предки казахов, пользовавшиеся славой искусных и мужественных воинов, а их военноначальники – умением внезапно атаковать противника, совершая глубокие рейды во фланг и тыл.С момента образования в1466г. и более 530 лет своего существования Казахское ханство было гегемоном в Центральной Азии, заставляя соседей уважать и считаться с военной мощью казахской конницы, руководимой искусными полководцами.Джунгарские завоеватели, начав агрессию против Казахского государства, сполна познали силу и мощь казахских войск, сокрушивших коварного и сильного врага и ценой больших потерь в неравных сражениях завоевали победу. Богенбай батыр, Кабанбай батыр, Наурызбай батыр – эти имена славных батыров знает каждый в Азии и далеко за его пределами.Казахи всегда были умелыми и мужественными воинами, они способны были переносить все тяготы и лишения походного боя, неделями находясь в седлах боевых коней. Поэтому вполне закономерно, что в период восстания 1916 года появился ряд имен, вошедших в казахскую историю, среди которых видные военноначальники Амангельды Иманов, Бекбулат Ашкеев и многие другие.В 1918-1920 годы на территории Казахстана были сформированы четыре кавалерийские бригады, семь кавалерийских полков, два отдельных кавалерийских дивизиона, четыре кавалерийских эскадрона, четыре пехотных полка, восемь караульных рот и другие подразделения. Они принимали активное участие в гражданской войне.После гражданской войны на территории Казахстана дислоцировались войска Среднеазиатского и туркестанского военного округов.Героическая история наших Вооруженных Сил полно и ярко отражена в подвигах Казахстанцев в годы Великой Отечественной войны. Около 1 млн. 200тыс.человек ушли фронт из Казахстана, из них не вернулись более 600 тыс. Они отдали самое дорогое свою жизнь за наше будущее, за Родину. Примером беззаветной преданности воинскому долгу, отваги и массового героизма служат бессмертные подвиги воинов Казахстанцев – защитников Брестской крепости, Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Новороссийска и многих других городов, принявших на себя мощные удары немецко-фашистских полчищ впервые дни и месяцы Великой Отечественной войны. О мужестве и беспримерной стойкости, проявленных казахстанцами, написано немало страниц. Десятки дивизии, бригад, отдельных частей были сформированы в Казахстане. Они воевали на всех фронтах, испытав и горечь поражений и радость побед. Особо следует отметить легендарный подвиг 28 гвардейцев – панфиловцев под Москвой. Слова произнесенные нашим земляком Василием Клочковым «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!», - известна всему миру.Молодые войны ВС стали достойными наследниками и знают поименно тех, кто покрыл себя неувядаемой славой в боях с немецкими захватчиками. Это люди из легенды – дважды Герои Советского Союза Т.Бегельдинов, Л.Беда, С.Луганский, И.Павлов, А.Абдиров, М.Маметова, А.Молдагулова, И.Съянов, А.Сухамбаев, Б.Момышулы, С.Нурмагамбетов. Высшие степени отличия республики «Халық Каһарманы» и знак «Золатая звезда» получили ныне здравствующие участники войны К.Кайсенов, С.Нурмагамбетов, Н.Таипов. За подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза были удостоены свыше 11 600 человек, в том числе 497 казахстанцев, среди них 97 казахов, 110 казахстанцев были награждены орденом Славы трех степеней.С 1979 года КСАВО пришлось выполнять боевые задачи. Многие воины округа, находясь в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, пооявили образцы мужества и героизма.За годы войны в Афганистане 12 войнов среднеазиатцев интерноционаслистов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. И по сей день многие из воинов-афганцев в строю, обучают и воспитывают войнов ВС РК. Это заместитель Министра обороны генерал армии М.Майкеев генерал майор С.Жасузаков, генерал майор С.Тауланов, полковник В.Ильяшенко, полковник А.Барт, полковник М.Шойынбаев и др.3.Заключительная часть подведение итогов занятия ,объявление оценок построение и организованый уход из класса
2 урок — это Вооруженные Силы Республики Казахстан в обеспечении безопасности государства, вооруженные Силы Республики Казахстан - школа патриотизма и интернационализма.
ПЛАН – КОНСПЕКТ
проведения занятия с учащимися X класса
ГЛАВА 1 ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ НА СТРАЖЕ СУВЕРЕНИТЕТА
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ЗАНЯТИЕ Вооруженные Силы Республики Казахстан в обеспечении безопасности
государства, вооруженные Силы Республики Казахстан - школа патриотизма и
интернационализма.
ЦЕЛЬ: Ознакомить с основными задачами, ролью и местом Вооруженных Сил в государстве.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1) Роль Вооруженных Сил Республики Казахстан в обеспечении безопасности государства.
2) Вооруженные Силы Республики Казахстан - школа патриотизма и интернационализма.
УМЕТЬ: Находить нужную информацию в нормативно-законодательных актах Республики Казахстан.
ТИП УРОКА: Комбинированный
ВРЕМЯ: 45 минут.
МЕСТО: Кабинет начальной военной подготовки.
МЕТОД: Рассказ, частично-поисковый.
РУКОВОДСТВО и ПОСОБИЕ: Учебник НВП, Конституция РК, Указ Президента РК «О создание Вооруженных сил РК» 07.05.1992 г., законы Республики Казахстан и постановление Правительства Республики Казахстан.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учебные вопросы, время на их отработку Действие руководителя Действия обучаемых
1 2 3
Вводная часть
5 минут Принимает рапорт командира взвода, (отделения, дежурного) поверяет наличие обучаемых и их внешний вид, их материальное имущество, приготовленное к уроку. Заслушивает ответы на поставленные контрольные вопросы. Объявляет тему и учебную цель занятия, переходит к первому учебному вопросу. Отвечают на поставленные учебные контрольные вопросы, записывают тему и учебную цель занятия
1-й учебный вопрос
17 минут Необходимо изучить систему мер по обеспечению национальной безопасности, акцентируя внимание на роли Вооруженных Сил, в ней, затем рассказать о времени и условиях создания собственных Вооруженных Сил после развала СССР. Целесообразно напомнить о законодательных актах, принятых в те годы. Рассказать учащимся об исторических условиях, в которых создавались Вооруженные Силы Республики Казахстан. Рекомендуем использовать материалы из книг воспоминаний и из выступлений на научных конференциях первого министра обороны генерала армии С. Нурмагамбетова. Вооруженные Силы любого государства — это детище его народа. Они должны соответствовать всем требованиям современного технического прогресса по своим качественным и количественным параметрам. Поэтому с первых же дней создания Вооруженных Сил Республики Казахстан Президент и правительство наряду с четким определением их задач по применению, занимается также их реформированием. Учащиеся должны понять, что сильные Вооруженные Силы действуют как сдерживающий фактор для всех сепаратистов и экстремистов различного толка. Слушают преподавателя – организатора НВП, основные моменты конспектируют в тетрадь.
2-й учебный вопрос
17 минут Узнать, что знают ученики по данному вопросу какие примеры из историй они могут вспомнить. При изучении данной темы урока ученики должны усвоить, что патриотизм и интернационализм — основа боевого братства в Вооруженных Силах. Для этого необходимо подчеркнуть, что издревле мужчине — какой бы национальности он ни был—на роду написано быть не только кормильцем семьи, тружеником, но и воином. Он в случае необходимости должен уметь постоять за свои честь и достоинство, семью и родную страну. Военная служба — это не только выполнение каждым воином своего конституционного долга, она еще является школой воспитания, формирования и становления личности. Каждый воин за время службы приобретает много полезного в профессиональном и личном планах, закаляется духовно и физически. Военная служба в первую очередь способствует формированию воина-гражданина, воина-патриота, преданного и умелого защитника Отечества. На это направлен весь уклад воинской жизни. Понимание воином собственной роли и ответственности в защите Родины проявляется в его активном и добросовестном ратном труде, в готовности и способности преодолевать любые трудности и тяготы военной службы. В военной службе нравственность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в его отношении к политике государства, воинскому долгу, товарищам по службе, даже к самому себе. Военная служба способствует воспитанию у воинов войскового товарищества. Раскрывая суть патриотизма, необходимо приводить примеры из героических поступков солдат, которые сделали их бессмертными героями. Проводите параллели проявления патриотизма между великими людьми своего Отечества и современниками. На основе этого учащиеся должны прийти к самостоятельному выводу о том, что вклад каждого в укрепление обороноспособности страны, поддержание боевой готовности подразделения является одной из важнейших патриотических задач. Слушают преподавателя – организатора НВП, основные моменты конспектируют в тетрадь.
Заключи - тельная часть
5 минут Подводит итоги занятия, указывает, как выполнена учебная цель, оценивает степень усвоения материала обучаемыми, сообщает тему следующих занятий. Записывают домашнее задание Учебник НВП 2006 Гл.1 §3,5,6
с. 16-22 с. 25-35
Преподаватель-организатор НВП ___________
Военно-спортивное мероприятие
Посвященное дню независимости Республики Казахстан.
«Мы дети независимости».
Цель: учить преодолевать трудности, быстро принимать решение. Воспитание развитой личности.
Задачи:
1.Расказать о приобретении Казахстаном независимости;
2.Обучение учащихся использованию средств ИП, АК-74 ;
3.Приобщение учащихся к систематическим занятиям спортом.
Оборудование и инвентарь: кегли, АК-74, противогазы, мячи, маты, гим. скамейки, гим. Палки, скакалки.
Место проведения: спортивный зал
Участники: обучающиеся 5-7 классов.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1) Рассказать о приобретении независимости Казахстаном.
2) Команды выбираю названия команд и капитанов.
3) представление жури
1 конкурс
Эстафета каждый участник добегает до скакалки делает 10 прыжков и возвращается к команде побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету.
2 конкурс
Картинка разрезается на несколько частей задача команды заключается в том, чтобы собрать картинку. У каждого участника по 1 кусочку пазла он подбегает к отведенному месту и кладет его и возвращается к своей команде подбегает следующий и соединяет кусочки пазла и.т.д по не получится картинка.
3 конкурс
Каждый участник подбегает к столу надевает противогаз и возвращается к команде, выигрывает команда чьи участники быстрее наденут противогаз.
4 конкурс
Разборка АК-74 участвуют 4 человека один разбирает другой собирает 2 раза.
5 конкурс
У каждого участка команды по 1 попытке бросить теннисный мяч в цель побеждает команда, которая больше попадет в цель.
6 конкурс
Полоса препятствии.
7 конкурс
Конкурс капитанов отжимания под счет выигрывает капитан, который дольше всех продержится.
8 конкурс
Каждая команда образует тоннель каждый участник по очереди проползает и встает в конец в конец тоннеля побеждает команда, которая первая доедет до финиша.
9 конкурс
Выполнение строевых команд
Команды победители награждаются грамотами.
военно-спортивное мероприятие
Посвященное дню гражданской обороны «ГО для каждого»
Цель: повысить подготовку учеников в случае ЧС.
Задачи:
1. научить использовать индивидуальные средства защиты.
2. закрепить умение работать в команде.
3.повысить знания по ГО
Оборудование и инвентарь: АК-74м, противогазы, столы, канат, гимнастическая скамейка, маты.
Место проведения: спортивный зал
Участники: обучающиеся 9-11 классов.
Судейство: Зам. директора по ВР, зам. Директора по УЧ
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Конкурс 1
Эстафета с набивными мячами участник с мячом оббегает кеглю возвращается к команде и передает мяч следующему участнику.
Конкурс 2
Разборка и сборка АК-74 один разбирает другой собирает в виде эстафеты
Конкурс 3
Конкурс вопросов командам задаётся вопрос каждая команда даёт ответ побеждает та, команда у которой больше правильных ответов
Конкурс 4
Надевание противогаза в виде эстафеты
Конкурс 5
Переноска пострадавшего выбираются два добровольца из числа болельщиков задача команд переносить пострадавшего как эстафетную палочку.
Конкурс 6
Полоса препятствий в виде эстафетной палочки выступает АК-74, ученик залазает на канат, перепрыгивает барьеры, делает два кувырка, пробегает по гим скамеике, пробегает зигзаг и передает эстафету следующему участнику побеждает команда, затратившая меньше времени
Победители награждаются грамотами.
Декада ко дню гражданской обороны
Начальные классы
обучающая беседа
Цель: формирование у воспитанников навыков безопасного поведения в чрезвычайных жизненных ситуациях.
Задачи:
Рассказать о гражданской обороне.
Научить пользоваться средствами индивидуальной защиты и делать простейшие из них.
Научить оказывать первую помощь пострадавшему.
Инвентарь: ОЗК, противогазы, вата, бинты.
1) просмотр мультфильма «Гражданская оборона» рассказ о пожарной безопасности в школе
2) Продемонстрировать и рассказать о средствах индивидуальной защиты дать попробовать детям надеть и сделать самостоятельно СИЗ
3) Рассказать детям о необходимости и важности первой медицинской помощи показать как оказывается первая медицинская помощь при самых частых повреждениях дать попробовать самостоятельно оказать помощь
Примечания:
При выполнении детьми задании самостоятельно, внимательно следить, в случае неправильного выполнения немедленно прекратить задание.
Старшие классы
Соревнования между 8-11 классами «гражданская оборона»
Цель: Совершенствование умении и навыков в случае ЧС.
Задачи:
1) Совершенствование умения применять средства индивидуальной защиты.
2) Проверить знания старшеклассников в области гражданской обороны.
3) Воспитание коллективизма и воли к победе.
Инвентарь: ОЗК, противогазы, бинты вата, макет человека.
№ название 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
1 Перенеси пострадавшего 2 Надевание противогаза 3 Надевание ОЗК 4 Оказание помощи пострадавшему 5 Конкурс вопросов 6 Полоса препятствии с пострадавшим Оценивание производится по 4-х бальной шкале о1 до 4
1. Переноска пострадавшего выбираются два добровольца из числа болельщиков задача команд переносить пострадавшего как эстафетную палочку.
2. Надевание противогаза в виде эстафеты
3. Надевание ОЗК в виде эстафеты.
4. Из команды выбирается один человек который будет пострадавшим каждой команде даётся задание по оказанию медицинской помощи побеждает команда, которая справится с заданием быстрее.
5. Командам задаётся вопрос каждая команда даёт ответ побеждает та, команда у которой больше правильных ответов
6. Преодоление полосы препятствии с макетом человека в виде пострадавшего.
Судейство: Директор школы, Зам. директора по ВР
Сдача учителями нормативов по ГО
Надевание противогаза
Надевание ОЗК
Оказание первой помощи
тестирование
Проведение торжественного парада на День победы
Проведение спортивных состязании по различным видам спорта посвященных Дню защитника отечества и посвященных выводу войск из Афганистана
Полезные ссылки
KORGANYS.KZ
Видео на военно-патриотическую тематику
Youtube/com
Видео на военно-патриотическую тематику
mod.gov.kzсайт министерства обороны РК
zakon.kzнормативно правовые акты
adilet.zan.kzнормативно правовые акты
tak-to-ENT.netконспекты уроков
nsportal.ruконспекты, внеклассные мероприятия
nvplebedev.narod.ruсайт преподавателя НВП
nvp-kz.narod.ruсайт преподавателя НВП
festival.1september.ruконспекты, внеклассные мероприятия
Заключение
То, что мы не используем то мы теряем, повторение мать учения эти народные мудрости известны всем поэтому патриотическое воспитание должно проходить на каждом уроке НВП. Преподаватель должен подчеркивать роль армии, прививать уважение к государственным символам РК, пропагандировать межрасовое согласие, проводить мероприятия на патриотическую тематику, искать кандидатов на поступления в военные вузы. Только непрерывность воспитательного процесса поможет достигнуть результатов в патриотическом воспитании так, как на современных детей обрушивается огромный шквал информации из телевизора и интернета которая подрывает их веру в страну и казахский народ.