Конспект урока окружающего мира Маленькие рыцари


Тема: Маленькие рыцари.
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Цель: Познакомить с особенностями строения, образом жизни насекомых, пауков, ракообразных.
Задачи:
Дать классификацию членистоногих.
Показать разнообразие представителей типа членистоногих: классов ракообразных, паукообразных, насекомых.
Ввести понятия «наружный» и «внутренний» скелет.
Расширить кругозор учащихся и общие представления о животном мире.
Способствовать развитию речи, познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия); повышению уровня мотивации; проявлению любознательности.
Активизировать мыслительную деятельность учащихся, вовлечь в осознанное усвоение материала урока.
Формировать умения анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Иллюстрации различных членистоногих, превращения насекомых, насекомых с покровительственной и предупреждающей окраской.
Названия типа, классов.
Фигурки божьей коровки, бабочки, паука, рака.
Мультимедийная презентация
Цветок.
Мультимедиа.
Методы:
Объяснительно-иллюстративные;
Проблемного обучения (частично-поисковые);Организации учебно-познавательной деятельности (словесные: объяснение, рассказ, работа с печатным словом, изложение, описание, эвристическая беседа; наглядные; практические; аналитико-синтетические);Контроля и самоконтроля;
Информационно-коммуникативная технология.
Формы организации процесса обучения:
Фронтальная.
Индивидуальная.
Парная.
Групповая
Орг. момент:
Ребята, давайте встанем с вами в наш круг дружбы, радости, который поможет окунуться в мир природы. Загляните друг другу в глаза и ласково, нежно улыбнитесь. Как приятно, как тепло сразу стало мне от ваших улыбок. Очень много нового и интересного можно увидеть в глазах человека. Садитесь.
Сегодня на уроке окружающего мира мы тоже узнаем что-то новое, вспомним уже известное. Все ваши мысли, высказывания будут очень ценны для меня и для вас.

Сообщение темы и цели урока:
Тема нашего урока: «Маленькие рыцари» (открывается название темы).
Что означает слово «рыцари»? (благородные, смелые мужчины, которые сражались за справедливость против зла, с почтением относились к своим дамам).
А речь пойдет о членистоногих. (открывается название класса).
Почему их так назвали и какая же связь между рыцарями и членистоногими? На этот вопрос вы сами сможете ответить, но только чуть позже.

Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала:
Давайте вспомним, для чего нужен скелет? (опора тела, прикрепление мышц).
Существует два вида скелета: «наружный» и «внутренний». Давайте разберемся, что они означают. В этом нам поможет 1 задание. (на листах у каждого учащегося)

Предмет «Скелет» Тип «скелета»
Телевизор корпус «наружный»
Люстра прочная основа «внутренний»
Ручка корпус «наружный»
Торт в коробке коробка «наружный»
Диван деревянная рама «внутренний»
Существует 2 вида скелета: наружный и внутренний.
Назовите, кто имеет внутренний скелет?
Основу внутреннего скелета составляет позвоночник, который состоит их живых клеток. Это позволяет обеспечить постоянный рост скелета. Позвоночник легкий и гибкий, но слабо защищает организм.
Все членистоногие имеют наружный скелет. Он покрывает тело, как панцирь, но состоит из отдельных твердых члеников, которые подвижно соединены друг с другом, как латы у рыцаря. Скелет легкий, не мешает их передвижению, хорошо защищает организм. Но существует недостаток. А какой?
Откройте учебник, посмотрите на картинку, прочитайте два абзаца (стр.12 у картинки). О каком недостатке вы узнали?
Скелет не может расти вместе с хозяином, поэтому, подрастая, хозяин вынужден сбрасывать свой панцирь и наращивать новый. В это время животное становится беззащитным.
Подведем итог: Почему тип назван членистоногие? Чем схожи рыцари и членистоногие? Кто-то может сделать вывод?
Совместное открытие знаний:
На этом этапе урока мы познакомимся с представителями типа членистоногих, особенностями их строения, питанием, размножением. Для лучшего запоминания заполним таблицу. (открываются данные пункты)
Класс Представители Строение Питание Размножение
Насекомые Бабочки, жуки, пчелы, стрекозы
Кузнец, таракан 6 ног,
у многих крылья Пыльца, нектар, семена, плоды, листья
Яйца - личинка-куколка – бабочка
Яйца – личинка – взрослое насекомое
Пауки Каракурт,крестовик,
тарантул 8 длин.ног, небол. тело с паутин. железой на конце Мухи, комары Яйца – кокон -паучатаРакообразные Краб, рак, креветка 10 больш. ходильных ног, перед. пара превр. в клешни Икринки -
Тип членистоногие. К ним относится три класса. Посмотрите на картинки и догадайтесь, как называются эти классы (на доске картинки насекомых, раков, пауков и названия классов).

1 слайд «насекомые»
2 слайд «картинка насекомых»
Строение насекомых:
Что вы можете сказать о строении насекомых? (Они имеют 6 ног, многие еще и крылья).
Где они обитают? Насекомые - самая многочисленная группа животных на Земле, их около миллиона видов. Давайте выясним причины. Разделимся на 2 группы: мальчики и девочки. Девочки будут называть способы, какими можно спрятать в своей одежде ключ. Мальчики будут называть способы, какими можно спрятать в своей одежде книгу.
(данные фиксируются на доске).
Подумайте, и сделайте вывод.
3 слайд «вывод »
Чем____________________________ организм, тем___________________________ разнообразных условий для жизни он найдет.
Это первая причина. (запись на доске)

Вспомним представителей класса насекомых.
4 слайд «загадка и картинка бабочки »
Отгадайте, о ком идет речь?
У красивого цветка есть 4 лепестка,
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка)
5 слайд «виды бабочек»
Их в мире 140 тысяч видов, для сравнения зверей - 4 тыс. видов, птиц – 8600.
А знаете ли вы, какие бабочки самые первые появляются после зимы? Когда еще лежит снег и реки закованы в лед – появляются бабочки – крапивницы.
А какая в нашей стране бабочка самая крупная? В нашей стране самая крупная бабочка – большой ночной павлиний глаз. Размах ее крыльев 15 см.
А теперь отгадайте, о ком пойдет дальше речь?
6 слайд «жуки»
Сидит бык, у него 6 ног - и все без копыт.
Что это за предложение? (скороговорка)
Жук упал, и встать не может, ждет он, кто ему поможет.
Почему она так называется? Повторим несколько раз.
Жуков более 300 тысяч видов. Они самые многочисленные из насекомых.
Каких жуков вы знаете? Что вы знаете о строении жука, кроме того, что у него 6 ног. У них есть жесткие, на пластмассу похожие верхние крылья - надкрылья. Есть прозрачные, но сильные нижние крылышки. У некоторых жуков есть рога – жук – олень, у других один рог – жук – носорог.
Самый большой жук в нашей стране – уссурийский реликтовый усач. Его длина 10 см.
Есть среди жуков – опасный преступник. Его словесный портрет: рост
7-12 мм, глаза черные, носит усики, особые приметы: на желтых надкрыльях 10 черных полос. Хорошо летает, за сутки пролетает км. В воде не тонет. Вынослив. Может долго голодать. Живет в среднем год. От врагов защищается жидкостью с раздражающим запахом. Повреждает картофель, томаты, баклажаны. Это колорадский жук. Как бороться с ним? Полосатых бандитов поедают кузнечики, богомолы, осы, муравьи. Но пока людям не удалось победить его.
7 слайд «колорадский жук»
8 слайд «комар»
В народе есть поговорка. Когда так говорят? Кто из вас всегда доводит начатое дело до конца и выполняет его аккуратно?
9 слайд «анаграмма о стрекозе»
Игра «На ушко»
Кто это? Переставьте буквы местами и дополните предложение.
ТКЕОСРАЗ - ЭТО НЕ ЦПИТА, А … ? 10 слайд «загадка и картинка стрекозы»
Физминутка: «Стрекоза»
Вот такая стрекоза, (встать на носки, руки вверх через стороны)
Как горошины глаза. (приставить к глазам «очки»)
А сама, как вертолет, (повороты в сторону)
Влево, вправо, назад, вперед (вращения предплечьями назад - вперед)
И на травушке – роса (присед)
И на кустиках – роса (наклон вперед, прогнувшись)
Мы ладошки отряхнули, (руки поочередно скользят вверх – внизУлетела стрекоза. (мелкие частые движения кистями, руки в стороны)
Попрыгунья испугалась,
только песенка осталась. (ладони сложить в рупор и петь: «Д-з-з-з, д-з-з-з) Проблемная ситуация: А сейчас мы увидим насекомых, которые отличаются от тех, которых мы рассмотрели.
11 слайд «общественные насекомые»
Они называются «общественные». Как вы думаете почему? У этих насекомых наблюдается разделение труда между членами семьи. Посмотрите на рис. с.15. Как распределяются обязанности? Одни размножаются (матка и самцы), другие ухаживают за потомством, третьи – добывают корм, четвертые – защищают колонию.
Что означает поговорка: Мал муравей, да горы копает.
А можно применить эту поговорку к людям?
А каких общественных насекомых, вы еще можете назвать? (пчелы, осы, шмели)
Подведение итогов: Мы с вами назвали первую причину разнообразия насекомых. Какова она? (мелкие размеры) А теперь определим другую причину.
Работа по учебнику:
Прочитайте абзац на стр. 13, назовите вторую причину разнообразия насекомых (разнообразные приспособления для питания) (запись на доске)
Чем питаются насекомые?
12 слайд « разнообразие типов питания»
Назовите их (они могут жевать - кузнечик, колоть - комар, сосать - муха, лизать - бабочка). 13 слайд «защита от врагов»
Посмотрите на этот слайд и попытайтесь сформулировать эту причину. Это защита от своих врагов-птиц? Как они защищаются?
(запись на доске)
Одни – пугают. Яркие насекомые как бы предупреждают: «Ядовито!» Какие?
Другие – маскируются (рис. на с. 14) Как? Допишем на картинке.
Третьи - прячутся. Кто?
А кто знает, что означают точки на спинках божьих коровок? Точки не о возрасте говорят, а о принадлежности к какому – либо виду. Коровка с 2 точками так и называется двуточечная. Всего в мире больше 4000 видов. А почему они называются коровками? Потому, что они могут выделять молочко, правда, не белое, а оранжевое. Именно благодаря этому неприятно пахнущему молочку, их не едят ни птицы, ни ящерицы. А пауки избавляются от них, обрывая нити паутины.
Игра «Чего больше?»
Цель: Развивать умения различать предметы по родовому признаку. Воспитывать быстроту и сообразительность.
- Чего больше в огороде: овощей или моркови?
- Чего меньше: цветов или растений?
- Кого в лесу больше: муравьев или насекомых?
- Кого меньше: животных или членистоногих?
- Кого меньше: членистоногих или пауков?
Молодцы!
А сейчас мы узнаем о том, как размножаются разные насекомые.
Летом насекомые объединяются в пары и размножаются. Жуки, комары, мухи, шмели, муравьи и бабочки размножаются одинаково. Рассмотрим на примере бабочек.
14 слайд «развитие насекомых»
Насекомые откладывают яйца, из яиц выходят личинки, совсем непохожие на родителей. Чтобы превратиться во взрослое насекомое, такая личинка должна вырасти и стать неподвижной куколкой. В ней-то и происходит чудесное превращение.
15 слайд «развитие кузнечика»
Тараканы и кузнечики откладывают яйца, из которых выходят личинки. Личинки являются маленькими бескрылыми копиями своих родителей. Подрастая, каждая личинка несколько раз сбрасывает шкурку. Когда это происходит в последний раз, из шкурки выходят уже взрослое насекомое – большое и с крыльями.
Подведение итогов: самостоятельное заполнение таблицы. Взаимопроверка.
Люди очень мало знают о насекомых, при этом думают: раз насекомое – значит, обязательно вредитель. А вы как думаете? Да, среди насекомых есть виды, которые наносят ущерб хозяйству и здоровью человека. Но их в 100 раз меньше.
Что произойдет, если исчезнут насекомые? (начнут исчезать растения, т. к. их некому будет опылять, исчезнут многие животные).
А могут ли они исчезнуть на самом деле?
Все, конечно не могут. Но вот многие виды уже исчезают. Ученые считают, что каждый день на земле исчезает один вид насекомых. Виноваты в этом люди, которые губят природу своей планеты.
Совместное открытие знаний:
О ком говорится в рассказе?
Я знаю: люди их не любят. Прикоснувшись к нему случайно, пугаются, брезгливо одергивают руку и презрительно морщатся. Что ж, может быть они и некрасивы. Но, поверьте, только для тех, кто смотрит на них свысока и очень невнимательно. Да, они вроде бы «разбойники» - плетут смертельные сети для мух и комаров. Но именно их аппетит защищает нас от непомерного размножения этих вездесущих насекомых.
А сейчас мы познакомимся с жизнью пауков, найдем отличия от класса насекомых.
16 слайд: «пауки»
17 слайд: «паук»
Работа в парах:
Посмотрите внимательно, что вы можете сказать о строении паука? (8 ног, небольшое тело с паутинной железой на конце).
Пауки хищники, но твердую пищу есть, не могут. Крепкими челюстями они прокусывают добычу и впрыскивают в нее ядовитые пищеварительные соки. Жертва погибает, ее внутренности растворяются и тогда паук высасывает содержимое, а ее покров остается в паутине.
Послушайте о размножении пауков.
Осень – весна для пауков. В эти дни тысячи сверкающих нитей поднимают в воздух крохотных паучат. Поднимают и уносят далеко-далеко от тех мест, где малыши появились на свет – выбрались из темных коконов. Иначе нельзя. Ведь в каждый кокон мамаши – паучихи отложили по нескольку десятков яиц. Паучата не могут жить все вместе: им просто не хватит еды. Они забираются как можно выше на ветки и травинки. Каждый выпускает длинную легкую нить и, подхваченный ветром, улетает на ней. Так паучки расселяются.
Проверим. Расскажите о строении пауков, об их питании, размножении.
Чем отличаются насекомые от пауков?
Третий класс членистоногих – ракообразные.
18 слайд «ракообразные»
О них вы прочитаете дома и дополните таблицу.
Домашнее задание: Дополнить таблицу ракообразными.
Подготовить выступление о каком-нибудь животном типа членистоногих.
Прочитать с.12-17 так, чтобы вы смогли рассказать данный материал.
Выполнить задание №5, №6 на стр.17 учебника.
А теперь небольшая самостоятельная работа, которая покажет, насколько вы усвоили материал урока.
Тест
1.Соедини стрелками предметы, логически подходящие друг другу.
сирень насекомое
кукушка паук
яблоко цветок
пчела птица
каракурт фрукт
2. Кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своем развитии стадию куколки?
А) У всех насекомых бывают куколки.
Б) У кузнечиков нет стадии куколки.
В) Из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое, большое с крыльями.
3. Какое слово пропущено: яйцо - личинка - … - бабочка?
А) куколка
Б) птенец
В) икринка
4. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.
А) Жук, бабочка, паук, стрекоза, пчела, муха.
Б) Речной рак, краб, креветка, божья коровка.

Подведем итог урока. Заполните ответы на вопросы.

Рефлексия
1. Понравился тебе урок? _____________________________________________
2. Узнал ли ты что-то новое для себя ?___________________________________
3. Сможешь ли ты рассказать материал урока так, чтобы тебя поняли твои одноклассники, друзья или родители?____________________________________
4. На какую оценку ты запомнил материал урока?__________________________
Выскажите свое мнение по проведению урока.
Где вы можете применить знания, полученные на уроке?
Закончить урок мне хочется стихотворением Б. Заходера.
19 слайд «стихотворение»
«Про всех на свете»
Все, все на свете нам нужны!
И мошки не меньше, нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд - кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны
Все мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Благодарю за урок. Я очень рада, что мы с вами встретились и провели 40 минут вместе.
Фамилия, имя ученика_______________________________________________
Виды скелетов
Предмет «Скелет» Тип «скелета»
Телевизор Люстра Ручка Торт в коробке Диван Классы членистоногих.
Класс Представители Строение Питание Размножение
Насекомые Пауки Ракообразные Тест
1.Соедини стрелками предметы, логически подходящие друг другу.
сирень насекомое
кукушка паук
яблоко цветок
пчела птица
каракурт фрукт
2. Кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своем развитии стадию куколки?
А) У всех насекомых бывают куколки.
Б) У кузнечиков нет стадии куколки.
В) Из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое, большое с крыльями.
3. Какое слово пропущено: яйцо - личинка - … - бабочка?
А) куколка
Б) птенец
В) икринка
4. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.
А) Жук, бабочка, паук, стрекоза, пчела, муха.
Б) Речной рак, краб, креветка, божья коровка.
Рефлексия
1. Понравился тебе урок? _____________________________________________
2. Узнал ли ты что-то новое для себя ?___________________________________
3. Сможешь ли ты рассказать материал урока так, чтобы тебя поняли твои одноклассники, друзья или родители?____________________________________
4. На какую оценку ты запомнил материал урока?__________________________