Рабочая программа по географии 6 класс (УМК Полярная звезда)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Средняя школа № 1 г. Перевоза»
Согласовано
на методическом совете
протокол от «__»_______20___г. № Утверждено приказом
от 31.08.2015 г.
№ 279-ОД
Утверждено приказом
от «__»_______20___г. № ____ Утверждено приказом
от 31.08.2015 г.
№ 279-ОД

Рабочая программа
по географии
6 класс
(2015 – 2016 учебный год)
Составлена И. А. Тарасовой,
учителем географии
высшей квалификационной категории
Перевоз, 2016 год
1. Планируемые результаты
Предметные:
Выпускник 6 класса научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник 6 класса получит возможность научиться:
работать с различными источниками географической информации и приборами;
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.
Метапредметные результаты
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

2. Содержание учебного предмета.
Раздел Количество часов Краткое содержание учебной темы
Природа Земли и человек 11 Гидросфера – водная оболочка Земли
Состав и строение гидросферы. Мировой океан. Воды океана. Реки Земли. Озера и болота. Подземные воды. Ледники. Гидросфера и человек.
11 Атмосфера – воздушная оболочка Земли
Состав и строение атмосферы. Тепло в атмосфере. Атмосферное давление. Ветер. Вода в атмосфере. Атмосферные осадки. Погода и климат. Наблюдения за погодой. Карты погоды. Атмосфера и человек.
4 Биосфера – живая оболочка Земли
Биосфера – земная оболочка. Почва. Биосфера – сфера жизни.
6 Географическая оболочка Земли
Природные зоны Земли. Культурные ландшафты. Влияние человека на ландшафт.
1 Итоговое тестирование
33 часа Итого: 33 часа + 1 час – резервное время

3. Тематическое планирование.
Тема №1 Гидросфера – водная оболочка Земли (11часов)
Планируемые результаты:
- предметные:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
выявлять причинно – следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли;
совершенствовать умение работы с картой;
выполнять проекты, использовать средства Интернета;
самостоятельно составлять план описания географического объекта.
- УУД:
познавательные:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
умение пользоваться логическими приемами: сравнения, умозаключения;
владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактуальную информацию;
развитие навыков самостоятельной работы с различными учебными пособиями;
представлять информацию в различных формах;
умение сделать презентацию;
самостоятельно анализировать текст и составлять к нему план;
представлять информацию в различных формах;
регулятивные:
формирование умений ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение;
умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки;
планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ;
умение работать по плану, сверяясь с целью;
излагать свое мнение;
коммуникативные:
осознанно использовать речевые средства;
создавать письменные тексты самостоятельно;
самостоятельно определять цели, вырабатывать решения;
умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы;
создавать презентации для решения задач общения.
№ п.п. № урока в теме Тема урока Вид деятельности обучающегося Домашнее задание Дата проведения Примечание
1 1 Состав и строение гидросферы. Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме "Круговорот воды в природе" § 28, вопросы № 1,2,3,4(устно), № 8 (письменно).
Дополнительно (по желанию) 9,10. продолжить ведение календаря погоды
2 2 Мировой океан.
Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте ГП океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. Определять по карте глубины морей и океанов. Составлять описание океана и моря по плану.
Наносить на к/к океаны, моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Выделять части рельефа дна океана. § 29, вопросы № 1, 2, 3 (устно),
№ 5 – на контурной карте. 3 3 Мировой океан.
Практическая работа № 1. "Описание моря по плану" § 30 вопросы № 3 на контурной карте,
№ 4, 5, 6 устно 4 4 Решение практических задач по карте. Практическая работа № 2. Выполнение проектного задания
"Круиз по крупным островам мира" Выполнять проектное задание самостоятельно или в сотрудничестве. Работать с контурной картой. Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы. § 31, повторить определения и номенклатуру § 29, 30 5 5 Воды океана. Выделять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности воды в Океане. Определять по карте крупнейшие тёплые и холодные течения. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Систематизировать информацию о течениях в сводной таблице. § 32, вопросы
№ 1,2,5,6, 13 (устно),
№ 11 (письменно)
Определения 6 6 Реки Земли.
Определять по карте истоки, устья главных рек, их притоки, водосборные бассейны, водоразделы. Анализировать графики изменения уровня воды в реках. Выявлять по рисунку (схеме) части долины реки. § 33 вопросы № 2-6 (устно), № 8 (письменно). 7 7 Реки Земли.
Практическая работа № 3 "Описание реки по плану" Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей теста. Составлять характеристику равнинной и горной реки по плану. § 34, вопросы 2-7 (устно);
№ 8 (письменно) (работа в группах) 8 8 Озера и болота. Практическая работа № 4 "Описание озера по плану". Определять по карте ГП и размеры крупнейших озёр мира и России. Составлять писание озера по плану. § 35. Вопросы № 1-6, 9 (устно);
№ 7 на контурной карте 9 9 Подземные воды и ледники.
Описывать по карте районы распространения ледников. § 36, вопросы
№ 1-5 (устно);
№ 6 (письменно) 10 10 Гидросфера и человек.
Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. Выявлять значение хозяйственного использования ресурсов океана для человека. § 37, вопросы № 2 письменно (оформить в виде проекта)
групповая работа 11 11 Обобщение знаний по теме "Гидросфера" Систематизировать информацию по теме "Гидросфера" Тема №2 Атмосфера – воздушная оболочка Земли (11 часов)
Планируемые результаты:
- предметные:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
- УУД:
познавательные:
устанавливать причинно – следственные связи. Умение представить изучаемый материал в виде простых схем;
умение извлекать информацию из различных источников, анализировать ее и представлять в виде графиков;
умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач;
работать с различными источниками гео. знаний, использовать ИКТ;
сравнивать два понятия. Устанавливать анальгии для понимания закономерностей;
умение на практике пользоваться методами наблюдения, объяснения, прогнозирования;
формирование умений ставить вопросы, строить логические рассуждения, аргументировать свои выводы, выполнять практические задания;
представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме;
регулятивные:
умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки;
планировать деятельность в паре;
планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ;
различать и признавать в речи другого доказательства;
формирование умений ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение;
излагать свое мнение, принимать позицию другого;
определять цель в деятельности;
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия;
коммуникативные:
осознанно использовать речевые средства;
умение работать в группе;
организовывать работу в парах;
использовать ИКТ как инструмент для достижения цели.
№ п.п. № урока в теме Тема урока Вид деятельности обучающегося Домашнее задание Дата проведения Примечание
12 1 Состав и строение атмосферы.
Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составлять и анализировать схему "Состав атмосферы". Высказывать мнение об утверждении; "Тропосфера – кухня погоды" § 38, вопросы № 1-5 (устно);
№ 6(письменно); № 7 (по желанию) 13 2 Тепло в атмосфере.
Практическая работа № 5 "Обобщение данных температуры воздуха в дневниках наблюдений погоды"
Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. § 39, вопросы № 1-6 (устно);
№ 7 (письменно)
14 3 Тепло в атмосфере.
Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. § 40, вопросы № 2-6 (устно);
№ 7 (письменно) 15 4 Атмосферное давление.
Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. § 41, вопросы № 1,2 (устно);
№ 3,4 (письменно).
Сообщение "Что мы знаем о метеозависимых людях" (несколько человек) 16 5 Ветер.
Практическая работа № 6 "Вычерчивание и анализ графика "Роза ветров"".
Определять по картам направление ветров. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды § 42, вопросы № 2-7 (устно);
17 6 Влага в атмосфере.
Решать задачи по расчету относительно влажности на основе имеющихся данных. § 43, вопросы № (устно);
№ (письменно) 18 7 Влага в атмосфере
Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику. § 44, вопросы № 2-4 (устно),
№ 5 (письменно).
Творческое задание. Сфотографируйте облака, определите их виды. 19 8
Погода и климат Устанавливать причинно – следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами. § 45, вопросы № 4-9 (устно); № 10 (письменно) 20 9 Наблюдение за погодой. Карты погоды.
Наблюдать за погодой и выявлять её особенности. Знакомиться с картами погоды, выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата. § 46 21 10 Атмосфера и человек.
Выявлять значение атмосферы для человека. Описывать влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений. § 47, вопросы № 1-7 (устно);
22 11 Обобщение знаний "Атмосфера" Систематизировать информацию по теме "Атмосфера" Тема №3 Биосфера – живая оболочка Земли (4 часа)
Планируемые результаты:
- предметные:
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
- УУД:
познавательные:
умение пользоваться логическими приемами: сравнения, умозаключения;
формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы;
работать с различными источниками гео. знаний. работать с компьютером;
представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме;
регулятивные:
планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ;
излагать свое мнение, понимать позицию другого;
умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки;
коммуникативные:
организовывать работу в группе;
использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
№ п.п. № урока в теме Тема урока Вид деятельности обучающегося Домашнее задание Дата проведения Примечание
23 1 Биосфера – земная оболочка. Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Составлять схему связей биосферы с другими оболочками Земли. Сравнивать приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота. § 48, вопросы № 1-5 (устно);
№ 6 (письменно) 6
24 2 Почва как особое природное образование.
Сравнивать профили подзолистой почвы и чернозёма. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв. § 49, вопросы № 1-4;
№ 5 (письменно)
Сообщение о В. В. Докучаеве (несколько человек). 25 3 Биосфера – сфера жизни.
Выявлять зависимость разнообразия растительного и животного мира от климата. Высказывать мнение о значении биосферы и воздействия человека на биосферу своей местности. Наблюдать за растительным и животным миром своей местности с целью определения качества окружающей среды. § 50, вопросы 1-6 (устно) 26 4 Обобщение знаний "Биосфера" Систематизировать информацию по теме "Биосфера" Тема №4 Географическая оболочка Земли (6 часов)
Планируемые результаты:
- предметные:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию.
- УУД:
познавательные:
формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы;
владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию;
сравнивать объекты по самостоятельно определенным критериям;
умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы;
представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме;
формирование умения структурировать изученный материал, выполнять познавательные и практические задания;
регулятивные:
определять цель в деятельности;
выдвигать версии, оценивать степень достижении цели;
планировать деятельность в учебной ситуации;
умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки;
коммуникативные:
использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
№ п.п. № урока в теме Тема урока Вид деятельности обучающегося Домашнее задание Дата проведения Примечание
27 1 Географическая оболочка Земли. Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Выявлять доказательства существования главных закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт. § 51, вопросы
№ 2, 3. 4 (устно);
№ 7 (письменно);
Подготовить коллаж на темы "Мой любимый ПК", "" и природа". 28 2 Природные зоны Земли
Сравнивать между собой различные природные зоны. Приводить примеры приспособляемости животных и растений к среде обитания. § 52, вопросы
№ 2-5 устно;
№ 7 (письменно) 29 3 Культурные ландшафты.
Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации. Составлять схему основных видов культурных ландшафтов. § 53 вопросы № 5 (письменно).
доклады "ландшафт, который хочется сохранять" 30 4 Влияние человека на ландшафт.
Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт. Подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) по проблемам антропогенного воздействия на природу. 31 5 Обобщение знаний по теме "Географическая оболочка Земли" Систематизировать информацию по теме "Географическая оболочка Земли" 32 6 Подготовка к итоговому тестированию Выполнение тренировочных заданий различного уровня. 33 Итоговое тестирование за учебный год Выполнение контрольных заданий различного уровня. Резервное время: 1 час
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
УМК линии "Полярная звезда":
География. 5-6 классы : учеб. для общеоразоват. организаций / А. И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. – 3- изд. – М. : ,. "Просвещение", 2015. -191 с.
Гусева Е. Е. 6 (кл.) : "Конструктор текущего контроля: пособие для учителя /Е. Е. Гусева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". – М.: Просвещение, 2008. – 144 с. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
Николина В. В. география. Мой тренажер. 5-6 классы : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / В. В. Николина ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". – М.: Просвещение. – 3-е изд. – М. Просвещение, 2014. – 82. (14) с.: – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
Колесник И. В. география. Землеведение. 6 класс. – Саратов: Лицей, 2010. – 80 с.
Интерактивные модели
1.Бриз
2.Вращение Земли вокруг оси
4.Торнадо
5.Как устроен океан
7.Течения в мировой океане
Фильмы
1.Земля. Климат.
СD и DVD диски:
1.электронный словарь по физической и экономической географии "Страны мира"
2.электронный трёхмерный атлас Земли
3.страны мира
4.интерактивный атлас Земли
5.начальный курс географии 6 класс
6.география материков и океанов 7 класс
7.география России
Интерактивные карты
1.Физическая карта полушарий.
2.Физическая карта России
3.Строение земной коры
4.Климатические пояса мира
5.М. Путешественники
6.Циркуляция атмосферы
7.Города России
8.Политическая карта мира
Интернет-ресурсы
http://www.mirgeografii.ru/6-klass ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ГЕОГРАФИИ
http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=4&class=6 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция ЦОР.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/523e4226-60b8-b9f7-d940-984745d86418/118882/?interface=catalog&class=48&subject=28 География 6-10 классы.
http://www.rgo.ru/ru Русское географическое общество
http://ecocollaps.ru/solnechnaya-sistema-3d-model - Солнечная система 3D-модель
http://maps.google HYPERLINK "http://maps.google.com/" .com – масштабируемый космический снимок Земли с портала «Гугл».
www.geoeye HYPERLINK "http://www.geoeye.com/" .com – сайт «Земной глаз». Снимки Земли, сделанные с космического спутника.
http://geo.1september.ru – газета «География» Издательского дома «Первое сентября». Высшие точки – http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200600208; озера - http://geo.1september.ru/2006/04/29.htm; реки - http://geo.1september.ru/2006/05/21.htm; моря - http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200600607; острова и полуострова http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200600710; крайние точки – http://geo.1september.ru/article.php?ID=200600808.
www.kosmosnimki.ru – сайт космических снимков территории России.
www.ecosystema.ru – фотографии географических объектов Российской Федерации.
www.klimadiagramme.de – климатодиаграммы по метеостанциям всех континентов мира.
www.gismetio.ru – прогнозы погоды и синоптические карты. Это ведущий российский метеопортал, сообщающий погоду по более чем 4500 городам мира.
http://earthtrends.wri.org/maps_spatial/watersheds/index.php - собрание схем бассейнов рек на сайте Института мировых ресурсов (World Resources Institute).
www.gebco.net – сайт Генеральной батиметрической карты океанов (The General Bathymetric Chart of the Oceans; GEBCO).
http://geo.1september.ru – газета «География» Издательского дома «Первое сентября».
www.rusnations.ru – Интернет-портал «Лица России».
www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
http://geo.1september.ru – газета «География» Издательского дома «Первое сентября».
http://wikimapia.org – космические снимки большого разрешения с возможностями дешифрирования объектов.
http://interneturok.ru/ Видеоуроки (interneturok.ru/ru/shool/geograty/)
http://megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ.
. http://www.fipi.ru/ Открытый банк заданий ОГЭ (fipi.ru)/
http://www.openclass.ru/dig-resource/121256 презентации по географии 6 класс