Классный час 12 апреля-День космонавтики


ГБОУ Школа №2083 СП «Остафьево»
Классный час
12 апреля –
День космонавтики
Подготовила и провела учитель
1 квалификационной категории
Венина Н.В.

Апрель 2016 год
Цели:
- Систематизировать и расширить представления детей о космосе и космонавтах.
- Познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека.
- Прививать уважение к истории России, воспитывать чувство гордости за свою страну
Оборудование:
Выставка  рисунков  детей  по теме.
Выставка поделок.
Выставка книг о космосе.
Аудиозапись песни «Знаете, каким он парнем был…»
Ход классного часа
Учитель
- Ребята, отгадайте загадки и догадайтесь, о чем пойдет речь на классном часе.
Чудо-птица, алый хвост.
Прилетела в стаю звезд. (ракета)
  Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету
Дети, кто, скажите это? (космонавт)
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
- Правильно, сегодня на классном часе мы  поговорим о космосе, о космонавтах.
- Кто из вас знает, какой праздник отмечается 12 апреля? (Ответы детей)
- Правильно, День космонавтики.
«Освоение космоса»
- Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. У древних греков был миф об Икаре, который на крыльях из воска и перьев пытался долететь до Солнца, но воск растаял, Икар погиб.
В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал
К. Э. Циолковский.
Под его руководством в нашей стране было построение множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.
В послевоенное время ученые задумались над возможностью длительных космических путешествий.
- Вы знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник.
- Как он называется? (Луна)
- Но человек смог создать и запустить в космос искусственные спутники Земли.
Что за родственник Луны,
Племянник или внучек
Мелькает между тучек?
- Да это спутник!
- Вот те раз!
- Он спутник каждого из нас
И в целом всей Земли.
Руками спутник сотворен,
А после на ракете
Доставлен в дали эти.
- Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников. Зачем они нужны?  (Дети отвечают)
Вывод учителя: Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом. Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.
- Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики.
Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух-трех лет и, чтобы у нее была светлая шерсть – ее лучше видно в камеру.
Породистые собаки не годились: они слишком изнежены и капризны.
Ласковые спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, есть и еще многому.
Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая Лайка.
На Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой полетели и другие собаки. Все они возвратились на Землю.
Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
1 чтец
Кто полетел к планетам первый?
Какой в апреле праздник раз в году?
О космосе слагаются легенды,
Герои - космонавты на виду.
2 чтец
 Им на земле спокойно не живётся,
Их почему - то вечно тянет ввысь,
Им звёзды покоряются, сдаются,
На их погонах золотом зажглись.
3 чтец
 Прекрасно знает с детства мальчик каждый,
Гагарин Юрий - космоса герой,
Ведь космонавтом не рождаются однажды,
Он может рядом быть с тобой или со мной.
4 чтецИ вновь в неведомые дали
Корабль космический взлетит...
Пусть сбудется, о чём во сне мечтали,
Летите, дети, в небо, путь открыт!
- Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом?
- Юрий Алексеевич Гагарин.
(Звучит аудиозапись Юрия Левитана о полете человека в космос)
Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время -10 часов 2 минуты. Передаём сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство.
12 апреля 1961года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.
Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Советского Союза лётчик Гагарин Юрий Алексеевич.
 Учитель
Вы спешите ребята в свой класс,
Без учёбы дела не пойдут.
Космонавты растут среди вас,
Но без знаний на Марс не возьмут!
Ребята! Готовьтесь к полёту!
Скоро, скоро настанет тот час,
Когда будут дороги открыты
На Луну, на Венеру, на Марс!
Учитель
А сейчас мы проведем небольшое соревнование.
Ученики делятся на две команды «Ракета» и «Спутник». Проводятся конкурсы.
Конкурс «Надуй шары»
От двух команд выходят по пять мальчиков и по пять девочек. Они работают парами. По сигналу мальчик надувает шар, девочка его завязывает. Затем необходимо связать все нитки от шаров. Та команда, которая быстрее справилась с заданием, поднимает связку шаров над головой.
                                      Конкурс «Космонавт»
Ведущий раздаёт игрокам карточки с написанными на них буквами. Карточки с буквами перемешаны. По сигналу переворачивают карточки вверх буквами и быстро складывают слово «космонавт».
Конкурс «Космический словарь»
Ребята по очереди должны написать на своей половине доски по одному слову, имеющему отношение к полёту в космос. (Космонавт, ракета, спутник, звезды, планета, скафандр, телескоп, Байконур, Звездный городок, капсула, ступень и т.д.)

Конкурс «Мозаика»
Из слова «космонавтика» собрать как можно больше других слов.(Ток,космонавт,Ватикан,Костик,ватин,нитка,касатик,сок,коса,вата,
каток, кино, воск ,кит, кот ,ток ,том ,мост, кимоно, комик и другие.)
Конкурс«Вопрос-ответ»
1. Назовите первого космонавта. ( Ю. В.Гагарин.)
2. Когда он полетел в космос? ( 12 апреля 1961г.)
3. Как назывался его космический корабль? ("Восток".)
4. Кто первый вышел в открытый космос? ( А. А.Леонов.)
5.Как называется город, в котором живут и тренируются космонавты?
(Звёздный)
6. Назовите главного конструктора первых космических кораблей в нашей стране (С.Королев)
7. Как называется космодром в Казахстане? (Байконур.)
8. Назовите естественный спутник Земли? (Луна.)
9. Назовите имя и фамилию первой женщины, побывавшей в космосе.
(Валентина Терешкова)
10. Назовите основной астрономический прибор. (Телескоп)
Учитель
Молодцы, ребята!
(Всем ребятам вручаются сладкие призы)
1 чтец
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим.
2 чтец
Проложим дороги к далёким мирам,
В ракетах к Луне полетим,
И если мы встретим ровесников там,
То в гости к себе пригласим.
Учитель
Наш классный час подошел к концу. Я надеюсь, что вы многое узнали о космосе и о знаменитых людях-космонавтах. А может кто-то из вас выберет себе эту профессию.
(Звучит песня «Я-Земля» слова Евгения Долматовского, музыка Вано Мурадели))