Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности уч-ся ОПКДоброе сердце 6-9классы


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
муниципального образования Кореновский район
«УТВЕРЖДЕНО»
решение педсовета протокол № 1
от 31.08. 2015 года
Председатель педсовета
А.А.Метеревская
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
кружок Основы православной культуры
«Доброе сердце»
Класс: 6-9
Количество часов: 136
Учитель: Дунина Татьяна Сергеевна
Программа разработана на основе авторской программы А.В. Бородиной курса «Основы
православной культуры. История религиозной культуры.» для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий /Издание седьмое, исправленное/ М. Издательство Основы православной культуры 2009г. в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования,
1.Пояснительная записка
Рабочая программа занятий «Основы православной культуры. ДОБРОЕ СЕРДЦЕ» составлена на основании:
1) курса: «Основы православной культуры. ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОЙКУЛЬТУРЫ» автор А. В. Бородина М., Издательство ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. 2009
2)Нового Федерального государственного стандарта основного общего образования Рос. Федерации.-М., Просвещение, 2011. (стандарты второго поколения).
3)поручения Президента Российской Федерации  от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
4)Основная образовательная программа МОБУ СОШ № 15.МО Кореновский район 2013год.
5)Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа.(сост. Е.С. Савинов).-М. Просвещение, 2011.(Стандарты второго поколения).
6) Внеурочной деятельности школьников. Методический конструктор. Д.В. Григорьев, В.П. Степанов. М.: Просвещение 2013.Работаем по новым стандартам.
7) Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации. Ю.Ю. Баранов, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова. М.: Просвещение. 2013. Работаем по новым стандартам.

Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.
С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования в том числе путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.
Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.
Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.
Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарённых школьников, для верующих детей. Реализация авторского проекта «Религиоведческое образование в государственной школе» позволило убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры.
И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.
Курс «История религиозной культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.
Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса:
—изучение православной религиозной традиции;
—изучение истории христианства;
—изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
—изучение православной этики;
—ознакомление с православным календарём;
—знакомство с агиографией;
—ознакомление с особенностями церковного искусства;
—изучение устроения православного храма;
—ознакомление с особенностями православного богослужения;
—изучение церковнославянского языка;
—ознакомление с мировыми религиями и сектами;
—ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;
—ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;
—ознакомление с основными видами православного богослужения;
—формирование целостного восприятия мира;
—воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
—формирование культуры общения;
—предупреждение возможных тупиков личностного развития;
—воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
—выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
—предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
—воспитание патриотизма;
—формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
—духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
—приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
—расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
—оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре;
—возрождение православных основ семьи;
—пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
—творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
—формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
2. Общая характеристика курса:
Основное содержание Курса составляют нравственные идеалы, воплощенные в образах наших соотечественников, явивших своей жизнью лучшие примеры духовного подвижничества, социально значимого поведения. Ценности нельзя усвоить путем запоминания и последующего воспроизведения полученной информации. Ценности нетождественны научным понятиям о них. Усваивается не сама ценность (которая есть всего лишь отношение к чему-то), а способ се применения личностью в определенных жизненных условиях. Мало сказать: будь добрым. Надо показать пример доброго поведения, создать условия для принятия, осмысления этого примера обучающимся, перевода «доброты» как общественно одобряемого человеческого деяния из плана значения в план личностного смысла. Российскую историю, литературу, искусство трудно понять и, следовательно, принять, не зная их общих религиозно-культурологических основ, не понимая тех идеалов, ценностей, жизненных приоритетов, которые разделяли и к которым стремились наши предки.
Первоисточником духовной традиции в религиозном значении является Бог, в светском — морально-нравственный опыт предшествующих поколений, культура народа.У обучающегося формируется системное представление о той духовной традиции, которую он избрал в качестве предмета изучения.. В основу программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в образовательной программе «Основы православной культуры. ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОЙКУЛЬТУРЫ»:
Личностно ориентированные принципы – принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Культурно ориентированные принципы – принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельностно- ориентированные принципы – принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса «Основы православной культуры. ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОЙКУЛЬТУРЫ» в виде линий развития личности школьника средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот курс? Где он может мне пригодиться?»
Обозначая цели через линии развития, мы облекаем требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по этому предмету в более понятные ребёнку формулировки с ясной структурой. Использование доступных для детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с этими правилами.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, курс «Основы православной культуры. ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ» изучается 4 года в 6-9классах по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 136 часов (по 34 часа в год). Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.
Планируемые результаты освоения курса:
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания , нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
Краткая характеристика структуры программы:
Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся.
Основная школа. «Православная культура и история христианства»
1.«Основы православной культуры» для 6 класса.
2.«Раннее христианство» для 7 класса.
3.«Христианство в V–XV вв.» для 8 класса.
4.«Христианство в XVI–XX вв.» для 9 класса.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(136 ч. Внеурочной деятельности в 6-9 классах)
№ п/п РАЗДЕЛ, ТЕМЫ КОЛ-ВО часов
6 КЛАСС«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» — 34 часа
1 ВВЕДЕНИЕ.ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ
1
2 Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ»
6
3 Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ»
8
4 Тема 3. «ХРАМ — ДОМ БОЖИЙ»
7
5 Тема 4. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО»
10
6 Тема 5. «АГИОГРАФИЯ»
2
7 КЛАСС«РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО» — 34 часа
1 Тема 1. «О ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ»
3
2 Тема 2. «МИР НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА»
5
3 Тема 3. «НОВАЯ ЭРА И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО»
3
4 Тема 4. «КАК ПРИШЛО В МИР ХРИСТИАНСТВО» 6
5 Тема 5. «НАЧАЛО РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ»
2
6 Тема 6. «ПРОПОВЕДЬ ИСТИНЫ»
11
7 Тема 7. «ЦЕРКОВЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ»
1
8 Тема 8. «РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО»
3
8 класс «ХРИСТИАНСТВО В V–XV вв.» — 34 часа
1 Тема 1. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА К НАЧалу V ВЕКА»
7
2 Тема 2. «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ»
3
3 Тема 3. «РЕФОРМЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ XI–XII вв.»
2
4 Тема 4. «КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ»
3
5 Тема 5. «КАТОЛИЧЕСКИЕ ОРДЕНЫ»
3
6 Тема 6. «ЕРЕСИ И ИНКВИЗИЦИЯ»
3
7 Тема 7. «РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ В V–IX вв.»
3
8 Тема 8. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВНОЙ ТРАДИЦИИ СРЕДИ СЛАВЯН»
8
9 Тема 9. «АВТОКЕФАЛИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ»
2
9 класс «ХРИСТИАНСТВО В XVI–XX вв.» — 34 часа
1 Тема 1. «РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XV–XVI вв.»
2
2 Тема 2. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА»
4
3 Тема 3. «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТЕСТАНТИЗМА»
4
4 Тема 4. «РАЗВИТИЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ТРАДИЦИИ: ЦЕРКВИ, ТЕЧЕНИЯ, СЕКТЫ, ОБЩИНЫ»
5
5 Тема 5. «ПРОТЕСТАНТСКИЕ ХРАМЫ И ИСКУССТВО»
3
6 Тема 6. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ»
5
7 Тема 7. «РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
3
8 Тема 8. «КАТОЛИЦИЗМ В РОССИИ»
3
9 Тема 9. «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XVI–XXI вв.»
5

III.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
6 класс
РАЗДЕЛ 5. «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» — 34 часа
/Повторение, обобщение и углубление
учебного материала, изученного в 4—5 классах/
Вводный урок. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ — 1 ч.
О чем рассказывает история религиозной культуры.
Для чего нужно изучать историю религиозной культуры.
Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ» — 6 ч.
Роль Православия в жизни российского общества. Понятие о культурообразующей религии. Государство и Церковь.
Возникновение Православной Церкви. Значение слов «православие» и «ортодоксия». Апостольский, Поместные и Вселенские Соборы. Борьба с еретическими учениями. Символ веры.
Отделение Римской Церкви. Возникновение протестантской традиции.
Истоки и традиции православного вероучения: суть учения, догматы, понятие о тринитарном учении и христологии.
Источники знаний о Боге: Священное Писание, Священное Предание и окружающий мир. Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница.
Славянское язычество.
Появление первых христиан на Руси.
Святая равноапостольная княгиня Ольга и её сын Святослав.
Первые христиане-мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси. Экскурсия в храм г. Кореновска.
Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» — 8 ч.
Библия: история создания, композиция.
Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон.
Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета и Мессии.
Книги Нового Завета. Содержание Евангелия.Экскурсия в женский монастырь г. Кореновска.
Тема 3. «ХРАМ — ДОМ БОЖИЙ» — 7 ч.
Храм как явление общественной жизни россиян.
Назначение храма. Разновидности храмов.
Прообраз храма — ветхозаветная Скиния собрания и откровения. Устроение Скинии в книге «Исход».
Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, развитие зодчества после крещения Руси. Древнейшие из сохранившихся храмов в России. Особенности строительства храмов; используемые материалы. Крестово-купольная система. Шатровый стиль в России. Название основных частей храмового здания.
Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас: расположение икон на иконостасе, Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их назначение.
Святыни-храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Благодатный Огонь над Гробом Господним. Доставление Благодатного огня, в мае 1992 г. в Россию.
Новый Иерусалим.
История возникновения выражения «сорок сороков» (о московских храмах). Храмы Московского Кремля. Экскурсия в храм Великомученнико г.. Кореновска.
Тема 4. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» — 10 ч.
Религиозная тематика в искусстве разных народов.
Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и поэтов на религиозные темы.
Церковное искусство. Назначение и особенности православного искусства. Русская икона, её назначение, содержательные и изобразительные особенности.
Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами византийских традиций.
Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный.
Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублёв и другие. Особенности иконотворчества. Представление об исихазме.
Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери.
Иконография Богородичных икон. Иконографические типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса, Панахранта, Агиосаритисса.
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская, Новгородская и Курская Коренная икона «Знамение», Державная, Донская иконы Божией Матери.
Иные виды православного искусства: фреска, мозаика, церковное пение.
Символы православного искусства. Экскурсия в храм.
Тема 5. «АГИОГРАФИЯ» — 2 ч.
Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца.
Жития святого благоверного Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского.
Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Экскурсия в местный храм. 7 класс
РАЗДЕЛ 6. «РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО» — 34 часа
Тема 1. «О ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ» — 3 ч.
Роль человека в истории. Россия в мировой истории.
Человек и Бог навстречу друг другу. Древние философы о человеке и обществе. О субъективном понимании истины. Роль универсального духовно-нравственного начала в человеческом обществе.
Попытки рационального понимания миссии Христа. Распространение содержания Нового Завета. Откровение Иоанна Богослова. Понятие образа Божия в человеке. Грех, страсть. Антихрист.
Тема 2. «МИР НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА» — 5 ч.
Политическое устроение Римской империи во II–I. Вв. до Р. Х.
Древняя Палестина накануне Рождества Христова.
Культура и религиозные верования в Римской империи переломного времени. Кризис верований. Обожествление императора.
Ожидание Мессии. Хранение веры израильтянами. Фарисеи, саддукеи, ессеи, ферапевты.
Кумранская община.
Тема 3. «НОВАЯ ЭРА И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» — 3 ч.
Общее приготовление мира к Благовестию. Святая земля в период новой эры.
Историчность евангельских событий. Новый Завет как древнейший документ I – начала II вв. Апокрифы. Свидетельства противников христианства о Христе. Иосиф Флавий «Иудейские древности».
Отсчёт новой эры от Рождества Христова. Религиозное понимание новой эры как эры с Христом. Проблемы вычисления времени рождения Иисуса Христа. Расчёты Дионисия Малого. Празднование Рождества Христова по юлианскому и григорианскому календарю.
Тема 4. «КАК ПРИШЛО В МИР ХРИСТИАНСТВО» — 6 ч.
Рождение Христа и первые христиане.
Спасение для всех и для каждого. Отношения Христа с каждым человеком как единственным. Овчая купель: понимание духовного смысла исцеления больного у Овчей купальни. Вселенский характер учения Христа.
Язык Благовестия. Форма иносказательного поучения.
Притча о благоразумном и неблагоразумном домоправителях. Притча о званных и избранных.
Притча о блудном сыне.
Апостольская миссия. Проповеди и судьбы св. Апостолов из 12-ти. Апостолы из 70-ти.
Тема 5. «НАЧАЛО РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ» — 2 ч.
Рождение Церкви. Выборы апостола вместо Иуды Искариота. Сошествие Святого Духа.
Жизнь первых христиан. Иаков Праведный – первый епископ Иерусалимский. Происхождение понятия «симония». Отношения в Церкви Христовой. Погибель супругов Анании и Сапфиры. Начало гонений на христиан. Святой первомученик Стефан.
Тема 6. «ПРОПОВЕДЬ ИСТИНЫ» — 11 ч.
Деяния Апостолов из 12-ти. Условия распространения Евангелия. Мученическая кончина святого Апостола Иакова Зеведеева. Проповедничество святого Апостола Андрея Первозванного. Святой Апостол Иоанн Богослов.
Деяния святого Апостола Петра.
Обращение в христианство и деяния святого Апостола Павла.
Труды Апостолов из 70-ти.
Жизнь Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа. Удел Пресвятой Богородицы по жребию. Пребывание Божией Матери Афона. Посещение Пресвятой Богородицей Кипра. Успение Пресвятой Богородицы.
Апостольский Собор. Причина созыва Апостольского Собора. Решения Апостольского Собора.
Книги Нового Завета. Понятия «канон», «подложные книги», «апокриф». Канонический состав Нового Завета.
Гонения на Церковь. Причины гонений. Периодизация истории гонений на христиан. Описания гонений епископом и историком Евсевием Памфилом.
Святые мученики первых веков. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Святой мученик Иустин Философ. Священномученик Поликарп, епископ Смирнский. Священномученик Киприан. Епископ Карфагенский.
Святые мученицы раннехристианской Церкви. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святая великомученица Анастасия Узорешительница. Святые великомученица Екатерина и мученица царица Августа. Святые великомученица Варвара и мученица Иулиания.
Апологеты. Возникновение и назначение апологий. Судебная и научная апологетика. Научные противники христианства. Апологетические труды Тертуллиана Квинта Септимия Флоренса, Минуция Феликса, Ермилия, святителя Феофила, историка и епископа Евсевия Памфила. Александрийское огласительное училище. Тит Флавий Климент. Ориген.
Тема 7. «ЦЕРКОВЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ» — 1 ч.
Святой равноапостольный Константин Великий. Эдикт 311 г. Миланский эдикт. Святая равноапостольная царица Елена и её труды на Святой земле. Воздвижение креста Господня. Строительство храма Вознесения в Иерусалиме. Константинополь – первая христианская столица.
Тема 8. «РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО» — 3 ч.
Начало церковного искусства. Отношение христиан к языческой культуре. Основы христианской этики и эстетики. Отношение к изображениям. Появление первых образов.
Символы, образы, сюжеты раннехристианского искусства. Возникновение христианской символики. Заимствование стилей и новые мотивы в искусстве. Торжество христианство в Римской империи, строительство и украшение христианских храмов.
Итоговый урок «Истоки и особенности христианского церковного искусства» — 1 ч.
8 класс
РАЗДЕЛ 7 «ХРИСТИАНСТВО В V–XV вв.» — 34 часа
Тема 1. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА К НАЧалу V ВЕКА» —
7 ч.
Иоанн Богослов. Источники вероучения новозаветной Церкви. Ортодоксальная (православная) позиция.
Борьба с ересями. Ереси иудействующих (евиониты, назареи, елкезаиты, самсеи). Гностицизм, манихеи. Николаиты. Антитринитарии. Монтанизм. Хилиазм.
Вселенские Соборы.
Возникновение монашества. Основные разновидности монашества: отшельничество (анахоретство) и общежительные монастыри (киновии).Антоний Великий — основатель отшельничества.Родоначальник общежительных монастырей — Пахомий Великий.
Главная цель монашества — восстановление полноты богообщения. Понятие аскетизма.
Писатели и отцы Церкви. Патристика (патрология). Православная патрология.
IV век — золотой век святоотеческой письменности. Афанасий Александрийский.Василий Великий, Григорий Богослов.Григорий Нисский, Иоанн Златоуст.
Тема 2. «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ» — 3 ч.
«Римский папа» — появление термина в III–IV вв. Привилегированное положение римского епископа, претендента на почетное и юридическое первенство среди всех христианских епископов. История папства.
Латинизация и христианизация европейских народов с V века.
Развитие «латинского» направления в христианстве на религиозно-политических и правовых прецедентах. Особенности римского богослужения.
Самостоятельное внесение добавлений и изменений в Символ веры в Римской церкви. Латеранские соборы.
Разделение Римской империи на Западную и Восточную, упадок императорской власти на Западе.
Формальное разделение христианства в 1054 году. Анафема Льва IX и Михаила Керуллария друг на друга.
Униформизм латинского христианства, преследование инакомыслящих и инаковерующих.
Тема 3. «РЕФОРМЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ XI–XII вв.» — 2 ч.
Церковные реформы, начатые папой Львом IX. Причины и задачи реформ.
Реформа папы Григория VII.
Тема 4. «КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ» — 3 ч.
Исторические и религиозные причины крестовых походов. Призыв папы Урбана II к I крестовому походу на церковном соборе в Клермоне в 1095 г. Результаты похода.
Крестовые походы XII в. Цели и результаты IV крестового похода. Взаимоотношения между Западной и Восточной Церквами после крестовых походов.
Тема 5. «КАТОЛИЧЕСКИЕ ОРДЕНЫ» — 3 ч.
Причины возникновения на Западе католических орденов в XIII в. Св. Доминик. Орден доминиканцев. Св. Франциск Ассизский — один из самых почитаемых католических святых. Францисканский орден. Стигматы. Католические стигматики.
Альберт Великий. Св. Фома Аквинский. Св. Клара из Ассизи. Орден кларисс. Орден кармелитов. Происхождение орденов тамплиеров и госпитальеров.
Тема 6. «ЕРЕСИ И ИНКВИЗИЦИЯ» — 3 ч.
Проблема «власти на земле» в католической культуре. Великий раскол Католической церкви в VI в.
Ересь катаров. Борьба доминиканского ордена с «религиозным невежеством» христиан. Движение альбигойцев.
Создание инквизиции как церковного института. Передача инквизиции доминиканцам и францисканцам. Деятельность инквизиции в Западной Европе.
Тема 7. «РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ В V–IX вв.» — 3 ч.
Соборные традиции Православной Церкви. Правило рецепции. Возвышение Константинопольской епископской кафедры. Создание единого Типикона. Формирование литургической основы Православной Церкви и принципов церковного искусства в Византийской церкви.
«Эпанагога» императора Василия I Македонянина и идея «симфонии Царства и Священства».
История монашества Святой горы Афон.
Тема 8. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВНОЙ ТРАДИЦИИ СРЕДИ СЛАВЯН» — 8 ч.
Миссия учителей словенских — св. Кирилла и св. Мефодия.
Просветительская деятельность св. Кирилла и св. Мефодия в Моравии. Сопротивление латино-немецкого духовенства.
Продолжение просвещения славян учениками св. Кирилла и св. Мефодия в Болгарии.
Становление Сербской церкви. Великий жупан Михаил Неманя и его сыновья Стефан Первовенчанный и святитель Савва. История монастыря Хиландар на Афоне.
Крещение Руси. Византинизм русской культуры.
Осмысление значения и смысла христианства в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.
Борьба русского народа за сохранение православия как государственной религии и духовной основы русской национальной культуры.
Монашество на Руси.
Иосифляне и нестяжатели. Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.
Русский монастырь Св. Пантелеимона на Афоне.
Тема 9. «АВТОКЕФАЛИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ» — 2 ч
Лионская уния 1274 г. и отношение к ней Русской Православной Церкви.
Флорентийская уния 1439 г. и религиозные предпосылки обретения Русской Церковью полной самостоятельности. Арест митрополита Исидора. Поставление собором русских епископов 1448 г. архиепископа Рязанского Ионы митрополитом Московским и всея Руси.
Развитие идеи «Москва — третий Рим».
9 класс
РАЗДЕЛ 8. «ХРИСТИАНСТВО В XVI–XX вв.» — 34 часа
Тема 1. «РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XV–XVI вв.» — 2 ч.
Католическая церковь и народные движения на Западе в XV в. Духовные поиски и критика церковных нравов.
Св. Бернардин Сиенский. Св. Викентий Феррер. Джироламо Савонарола.
Идеи гуманизма в западной культуре.
Тема 2. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА» — 4 ч.
Сбор средств на строительство храма Св. Петра в Риме. Практика продажи индульгенций, обесценивание таинств Католической церкви и подрыв христианской идеи спасения.
«95 тезисов» 31 октября 1517 года священника и профессора теологии Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483–1543). Отлучение от церкви и объявление М. Лютера вне закона. Жизнь, проповедь и переводческая деятельность М. Лютера.
Официальная протестация глав и представителей свободных городов против сейма в 1529 году в г. Шпейере.
Другие лидеры ранней реформации: У. Цвингли. Томас Мюнцер. Менно Симонс.
Консервативное крыло реформации: кальвинизм и англиканство. Жан Кальвин. «Наставления в христианской вере».
Социально-экономические и религиозно-политические предпосылки Реформации.
Тема 3. «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТЕСТАНТИЗМА» — 4 ч.
Значение термина «северная традиция»; распространение среди народов Северной Европы и Северной Америки, сегодня — по всему миру.
Термины «протестант», «реформаторы», «евангелисты». Классификация протестантских церквей по деноминациям.
Высочайшая степень адаптации протестантских деноминаций к местным условиям за счет высокой степени рассеяния. Своеобразие протестантизма в существовании множества различных независимых христианских движений, церквей, общин и сект, автономных в своей религиозной жизни; объединение их на национальном или международном уровне по принципу общей цели.
Отказ от латыни и переосмысление христианства в категориях национальных культур и национальных языков.
Перенос религиозной протестантской множественности в Новый Свет в результате европейской иммиграции в Америку. Новые американские церкви, секты, объединения.
Формирование протестантских церквей на основе общих религиозных принципов северной традиции:
1)единственный источник вероучения — Священное Писание, отрицание авторитета Священного Предания;
2)достижение спасения не делами, а только верой в Бога;
3)признание только двух таинств: Крещения и Причащения;
4)удешевление и упрощение культов, обрядов, облика церкви; удаление икон, статуй, мощей, алтаря;
5)отрицание необходимости безбрачия; признание монашества бесполезным;
6)отрицание единой иерархической структуры церкви и верховной власти римского папы.
Тема 4. «РАЗВИТИЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ТРАДИЦИИ: ЦЕРКВИ, ТЕЧЕНИЯ, СЕКТЫ, ОБЩИНЫ» — 5 ч.
Формирование двух основных течений протестантизма в период Реформации. Собственно протестантское направление. Умеренно-консервативные лютеранские церкви.
Кальвинистские и реформаторские церкви. Методические церкви XVIII века.
Англиканская церковь.
«Церковь уверовавших». Меннониты, конгрегационалисты, баптисты, квакеры, адвентисты. Церковь Христа, Свидетели Иеговы.
Церковь учеников Христа. Церковь Святости.
Сближение и смешивание консервативного и радикального течений начиная с XVII века. Возникновение новых протестантских церквей, общин и сект. Мормоны и пятидесятники.
Религиозно-нравственные течения XVIII века. «Освящение» повседневной жизни верующих, святость и спасение через активную профессиональную деятельность. Обмирщение церковной жизни. Секуляризация.
Влияние протестантской теологии на появление и развитие рационализма в век Просвещения, позднее — на философию либерализма, в ХХ веке — на развитие экзистенциализма и диалектической теологии.
Активное участие протестантских церквей в движении за объединение всех христианских конфессий. Экуменизм.
Современное обновленчество — протестантизм восточного обряда. Евангелические кампании в Восточной Европе. Идеология. Цели. Разнообразие современного обновленчества.
Тоталитарные секты.
Тема 5. «ПРОТЕСТАНТСКИЕ ХРАМЫ И ИСКУССТВО» — 3 ч.
Внешний вид и внутреннее устроение протестантских храмов. Богослужения. Кладбища.
Искусство протестантского Запада.
Тема 6.«РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ» —
5 ч.
Распространение Церкви латинской традиции на юге Западной Европы. Крестовые походы под парусами Португалии и Испании в Центральную и Южную Америку, на Африканское побережье и в отдельные регионы Азии в XVI в. Результат миссионерской деятельности и колониальной экспансии XIX–ХХ вв. — широкое географическое распространение Римско-католической церкви в Америке, Австралии и др. регионах.
Глубочайший кризис в истории Римско-католической церкви в результате Реформации.
Борьба с гугенотами. Расправа над протестантами в ночь накануне праздника Св. Варфоломея (24 августа) в Париже.
Возникновение ордена иезуитов.
Тридентский собор 1545–1563 гг. Контрреформация.
Деление Европы на католические и протестантские государства. Вестфальский мирный договор 1648 г., принцип «чье правление, того и религия».
Укрепление светского начала в жизни западноевропейского общества. Антиклерикальные выступления. Великая Французская революция. Политизирование деятельности Римско-католической церкви в ХIХ веке. I Ватиканский собор 1869–1870 гг. Выход из церкви части католиков и формирование ими самостоятельной старокатолической церкви.
Последствия Франко-прусской войны 1870–1871 гг. Прекращение самостоятельного существования Папского государства. Восстановление фашистским режимом Муссолини Папской области в 1929 г., создание государства Ватикан.
Тема 7. «РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» — 3 ч.
Католицизм как самая многочисленная ветвь в христианстве.
Рост католических церквей в Латинской Америке и Африке. Период качественных перемен в латинской традиции западного христианства. Перевод Библии на местные языки. Введение в жизнь церкви элементов местных культур и обычаев.
Напряжение между латинским центром и многоязычной неевропейской периферией, между универсализмом доктрин и множественностью национальных форм его выражения. Ватиканский собор 1962–1965 гг. Практическое воплощение нового курса Римско-католической церкви папой Павлом VI (1963–1978).
Римский Папа Иоанн Павел II. «Славянизация» латинских традиций. Осуждение теории марксизма, критика коммунизма.
Римско-католическая церковь как уникальная иерархическая структура с переплетением религиозных, экономических, политических и социальных элементов. Влияние на образование, здравоохранение, политику, архитектуру, искусство, литературу.
Особенности латинского вероучения, обрядовости, церковного искусства.
Униатские церкви различных обрядов: греческого, халдейского, армянского, маронитского, сирийского, коптского.
Тема 8. «КАТОЛИЦИЗМ В РОССИИ» — 3 ч.
Географическое положение и культурно-политические условия России Х века. Получение в Корсуни от папы римского святых мощей в год крещения Владимира. Доступ на Русскую землю западного и восточного христианства. Предложение антипапы Климента III о соединении церквей в 1091 г. Получение русским митрополитом мощей святых.
Возможность заключать браки с латинянами с предварительным их крещением в Православной Церкви. Латинские церкви XII–XIII вв. в Киеве, Переяславле, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде и Ладоге.
Католическая пропаганда на юго-западе Руси. Временное завоевание Галича венгерским королем Андреем (1214–1219).
Переговоры с римским папой во время монголо-татарского ига. Назначение католического епископа в Киеве в 1320 г.
Борьба северной Руси за верность православию.
Отношения Русской Церкви с Латинской после Флорентийской унии 1439 г. при Иване III, Василии III, Иване Грозном.
Попытки ввести католичество в России в Смутное время.
В правление Петра I свободный въезд в Россию и право на строительство храмов.
Указ 14 декабря 1772 г. о непосредственном надзоре Российского государства за организацией латинских и униатских церквей.
Церковь греческого (восточного) обряда на территории современной России.
Тема 9. «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XVI–XXI вв.» — 5 ч.
Установление патриаршества на Руси при царе Федоре Иоанновиче, в 1589 г. Поставление патриархом Константинопольским Иеремией митрополита Иова первым патриархом Московским и всея Руси.
Реформы патриарха Никона.
Старообрядчество: центры, течения. Единоверческая Церковь. Попытка к преодолению раскола Русской Церкви на Поместном соборе 1971 г.
Синодальный период Русской Православной Церкви.
Восстановление патриаршества на Поместном соборе в августе 1917 — сентябре 1918 г. Положение Русской Церкви после Октябрьской революции. Декрет 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Волна «показательных процессов» над духовенством. Святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея Руси.
Обновленческое движение. «Декларация митрополита Сергия» (Страгородского).
Православная Церковь в эмиграции.
Возрождение церковной жизни в России к концу XX века.
Укорененность православия в культурной жизни России.
IV.Условия реализации программы и основные методические рекомендации
Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:
—учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России;
—педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;
—педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;
—необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);
—необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;
—учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;
—используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;
—основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;
—теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.
При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
•приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
•единства образовательного и воспитательного процессов;
•рефлексивного обучения;
•принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.
Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократический урок; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.
Знания, умения и навыки,
которыми должен овладеть школьник по окончании курса
По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.
Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.V Мониторинг оценки результатов усвоения комплексного учебного курса
«Основы православной культуры. ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОЙКУЛЬТУРЫ»
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются следующие виды мониторинга:
стартовые и итоговые проверочные работы;
тестовые диагностические работы;
текущие проверочные работы;
проектные работы;
портфолио ученика.
Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные, метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.
Критерии результатов усвоения курса Инструментарий
Предметные результаты:
- знание и принятие ценностей;
- понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений;
- осознание и принятие нравственной нравственности и духовности в жизни. - тесты,
- составление словарей терминов и понятий,
- контрольно - измерительные материалы,
- защита проектов.
Метапредметные результаты - творческие работы,
- участие в конференциях,
- диспуты,
- ролевые игры,
- тесты,
- тренинги.
Личностные качества - карта наблюдений,
- диагностика качеств личности,
- портфолио.
Динамика результативности усвоения курса учащимися фиксируется учителем.
VI.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться при изучении курса, относятся: компьютер, цифровой фотоаппарат, видеоплеер, телевизор. Для осуществления проектов (от текстовых докладов до мультимедийных презентаций) учащиеся должны применять знания, полученные на уроках информатики. Особенно важно умение работать с текстовыми и графическими редакторами, искать информацию в Интернете, анализировать её, сопоставляя разные источники, и преобразовывать (именно преобразовывать, а не просто копировать). Это формирует у учащихся готовность и привычку к практическому применению информационных технологий для создания собственных продуктов.
VII СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 6 раздел. Учебное пособие для учащихся. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е, испр., 5-е. – М.: ОПК, 2005, 2006, 2007. Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата Русской Православной Церкви для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и воскресных школ.
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
2. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Пособие для учителей. – Изд. 2-е, испр. и доп., 3-е. испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.
3. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.
4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.
Справочная литература
5. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.
Демонстрационные пособия для работы в классе
6. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 5–9 классы: «Православная культура и история христианства». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2008.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Александр Шаргунов, протоиерей. Евангелие дня: В 2 т. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.
Артемий Владимиров. Учебник жизни. — БФПЦ Православное видео, 1997.
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая скрижаль или объяснение о церкви, литургии и о всех службах и утварях церковных. — М., 1992.
Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия. — М., 1891.
Библейская энциклопедия: Путеводитель по Библии. Пер. с англ. — Российское Библейское общество, 1995.
Бородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. – М.: ОПК, 2007.
Бородина А. В. Византинизм и русский национальный стиль. – М.: ОПК, 2006.
Бородина А. В. История образования на основе традиций отечественной культуры. – Изд. 1-е, 2-е, – М.: ОПК, 2006, 2007.
Бородина А. В. Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2006.
Бородина А. В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.
Бородина А. В. Славянско-языческие традиции и эстетика православия в русской культуре. // Искусство. – 2006. – № 5 (341). – С. 6–7.
Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа “Преступление и наказание” как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. – М.: Прав. пед., 2004.
Бородина А. В. Шатровый храм в русской культуре. – М.: ОПК, 2006.
Бородина А. В. Шатровый храм. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2005.
Бородина А. В. Иконостас. – М: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 10–11.
Бородина А. В. Исаакиевский собор. М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 18–19.
Бородина А. В. Княжеская архитектура. //Искусство. – 2006. – № 6 (342). – С. 5–6.
Бородина А. В. Материалы к уроку. //Искусство. – № 6 (342), 16–31 марта, 2006. – С. 7.
Бородина А. В. О воспитывающем потенциале творчества Ф. М. Достоевского. // Образование. – 2005. – № 1. – С. 47–63.
Бородина А. В. Раскол в сознании. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). – 2002. – 28 ноября. – №№ 48–51.
Бородина А. В. Собор Василия Блаженного. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 14–15.
Бородина А. В. Храмы Московского Кремля. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 16–17.
Бородина А. В. Церковь Покрова на Нерли. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 12.
Василиадис Н. Библия и археология. – Афины – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003.
Великие духовные пастыри России. — М.: Владос, 1999.
Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа. — М.: Паломник, 2000.
Дунаев М. М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки русской культуры XII–XX вв. — М.: Филология, 1997.
Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М. и др. История иконописи. – М.: АРТ-БМБ, 2002.
Ерёмина Т. С. Предания о русских иконах. — М.: Владос, 1994.
Закон Божий. / Сост. Серафим Слободской. — Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1993.
Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство России / Под ред. В. Бутромеева. — М.: Современник, 1997.
Игумен Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном церковном этикете. — М., 1999.
Краткое объяснение православных богослужений. — М., 1990.
Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. — М., 1998.
На вопросы о Церкви и духовной жизни отвечает Иоанн Кронштадтский. / Сост. Митрополит Вениамин (Федченков). — Синтагма, 1996.
Ненарокомова И. С. Государственные музеи Московского Кремля. — М.: Искусство, 1992.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 13–16 августа 2000г.
Отец Иоанн Кронштадтский. Правда о Боге, мире и человеке. — Радар, 1991.
Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. — М.: Белый город, 2003.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. — М., 1992.
Православие для всех. / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). — Кострома, 2000.
Путь на Маковец. Читаем Житие Сергия Радонежского Епифания Премудрого. — М.: МИРОС, 1993.
Священная библейская история: В изложении епископа Вениамина (Пушкаря) — СПб: САТИС, 2004.
Священная история в пересказе протоиерея Серафима Слободского (+ 48 слайдов). — Рига, 1991.
Священник Дмитрий Дудко. Литургия на Русской земле. — М., 1993.
Святые земли Русской. / Сост. С. С. Бычков. — М.: Белый берег, 2002.
Сергий Радонежский. — М.: Патриот, 1991.
Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. — М., 1904.
Слава Богоматери. — М., 1991.
Толковая Библия. — Стокгольм, 1988.
Чудотворные иконы Богоматери. / Сост. Воронов А., Соколов Е. — М., 1993.
Энциклопедия православной иконы: Основы богословия иконы. — СПб.: САТИС, 2002.
Юдин Г. Чудотворец. — М., 1995.
Яковлева Н. А. Русская икона: Детская энциклопедия. — М.: Белый город.
Янин И. Из русской мысли о России. — Калининград: Янтарный сказ, 2002.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
классных руководителей
от 28. 08.2015г №1
____Т.С. Дунина. СОГЛАСОВАНО
заместитель
директора по ВР
_________О.Р.Панченко28.08.2015г