Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную


«Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную».
Учитель математики школы- гимназии №22 Цильсдорф Г.Б.
1.Введение.
Преемственность - связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупность действия традиций.
Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным и основным общим образованием. Признаки успешной адаптации пятиклассника:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации школьника:
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелания выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
2.Характеристика результатов образования начальной и целей обучения основной школы.
Общие умения и навыки ученика начальной школы можно условно разделить на три группы, особо важны общие учебные умения, навыки и способы деятельности, связанные с познавательной деятельностью; умения, навыки и способы деятельности, связанные с речевой и коммуникативной деятельностью; умение организовать свою деятельность. Особенно важны следующие общие учебные умения и навыки:
-осмысленно читать художественные, научные, публицистические тексты, соответствующие их возрасту:
-выполнять работу по несложному алгоритму, строить задачу, выстраивать последовательность действий по ее решению;
-описывать объект наблюдения, проводить классификацию по общему признаку, сравнивать, выделяя общие свойства;
-находить ошибки в своей и чужой работе, оценивать свои и чужие действия по заданным критериям;
-вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, аргументировать свои доводы;
-регулировать возникающие конфликты, признать свою неправоту, скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата.
Говоря о психологических особенностях школьника 10-12 лет, остановлюсь на некоторых возрастных особенностях, которые или игнорируются, или служат причиной непонимания и конфликтов между учителем и учеником.
1.Чувство взрослости проявляется в потребности равноправия, уважения, самостоятельности. Если школа не предлагает ученикам средств реализации этого чувства, оно все равно проявится самым невыгодным образом- уверенностью подростка в учительской несправедливости и необъективности.
2.Склонность к фантазированию. Некритическое отношение к себе выносит на первый план свой авторский замысел ребенка, но не результат действий. Если учитель контролирует только результат и не оценивает инициативу, самостоятельность, то учеба для пятиклассника теряет привлекательность и актуальность.
3. Стремление к эксперементу. Если в школе ученик не находит места для опыта, эксперимента, то часто все сводится над эксперементами со своей внешностью, а это порождает новые конфликты.
Успешность самореализации подростков тесно связана с общим стилем взаимоотношений в учебном коллективе. В этом плане важно, чтобы учитель создавал ситуации, позволяющие проявлять инициативу ученикам, иметь право на ошибку, на свое мнение, работать в условиях альтернативы, создавать не авторитарную атмосферу обучения. Педагоги должны создать условия: атмосферу доброжелательности, искренности, строить отношения с учениками с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению; обеспечить переход от коллективно – распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, с различными источниками информации.
3. Методические условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников при переходе в основную школу.
Урок остается основной, но не единственной формой учебного процесса. Хорошо, если на уроке ученику предоставляется возможность работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обучения. Важно использовать и другие формы организации обучения: обучающие и познавательные экскурсии, дидактические и ролевые игры, диспуты, практические работы, мини-лекции, проектная деятельность.
Понятия должны усваиваться классом не только на репродуктивном уровне, и не только единой, правильной точкой зрения. Понимание и применение понятий не должно ограничиваться рамками одного предмета, должна развиваться межпредметная связь. Например, пятиклассники с успехом наблюдают природные объекты, но не умеют наблюдать за геометрической фигурой; правильно применяют правила во время диктанта, но ошибаются в письменных ответах по истории.
Учительские контрольно-оценочные действия часто одинаково касаются как результата, так и процесса деятельности, поэтому ученик получает заниженную отметку даже тогда, когда работа выполнена правильно, но небрежно, с помарками и исправлениями. Можно адаптировать и изменить привычную оценку, выставляя оценку за контрольную или практическую работу дробью, разделив основную оценку и стимулирующую(например, за аккуратность или небрежность, правильное оформление, соблюдение новых правил орфографического режима).
Совместная работа над учебным мониторингом (построение своеобразных графиков успешности ученика, параллельных классов )- очень эффективный наглядный прием для активизации учебной работы.
3. О важности взаимодействия учителей начального и основного образования в адаптационный период.
Трудности адаптационного периода возникают в результате педагогических упущений и ошибок. Чтобы не допустить их, в нашей школе будущие учителя пятых классов под руководством завуча среднего звена проводят предварительную работу. Коллектив учителей, который будет работать в 5 классе, обязательно знакомится с программой обучения и учебными средствами, которыми работала начальная школа, изучает методику преподавания конкретного учителя 4 класса начальной школы. Это не значит, что в пятом классе обязательно надо работать именно так, но в переходном периоде уместно применять не только методику работы бывшего учителя, но и использовать его обороты речи, чтобы обеспечить комфортную среду пятикласснику. Но и учителя 4 классов во втором полугодии меняют темп работы, требования к ученику, стараясь приблизить его к высокой планке требований основной школы к самостоятельности, инициативности. На совместных круглых столах с учителями начальной школы, мы советуем не гнаться любой ценой за формальными достижениями, а максимально обеспечить безболезненный переход в основную школу. Совместными усилиями два заместителя директора организуют итоговые срезы за курс 4 класса и в середине сентября «стартовые» срезы в 5 классе. Проверка контрольных срезов проводится совместно учителями начальной и основной школы, результаты обсуждаются, анализируются. В нынешнем учебном году я приняла шесть пятых классов как предметник, в одном являюсь классным руководителем. Приведу в качестве примера результаты контрольных работ за курс начальной школы и стартового среза в пятых классах:
Класс % качества %успеваем. класс % качества %успеваем.
4а 82 100 5а 30 78
4б 30 63 5б 24 58
4в 70 85 5в 58 80
4г 81 96 5г 76 93
4д 88 96 5д 72 92
4е 83 100 5е 33 67
Из данной таблице видно, что четыре класса из шести подтвердили результаты четвертого класса, а 5а и 5е показали резкое снижение результатов. Оказалось, что учителя этих классов позволяли во время контрольной работы в 4 классе, дописывать или переписывать начисто работу на втором уроке, использовали для этого урок рисования, труда или оставляли после уроков. Вот и получилось, что в этих классах ученики не привыкли к временным ограничениям урока и не успели переписать работу из черновика. Но по итогам 1 полугодия ученики 5а класса показали хорошие результаты обучения.
4.Родители пятиклассников. Нередко родители пятиклассников, беспокоясь снижением успеваемости, создают нервозную ситуацию. Паникуя, бросаются на ребенка с угрозами и ругательствами, или выясняют отношения с предметниками. Если правильно вести себя с родителями, то скоро в их лице можно (и нужно!) приобрести союзника, помощника, потому что мы решаем одну большую задачу: подготовить ребенка к взрослой жизни, воспитать человека и гражданина. С ними беседую без лести и заигрывания, не стараюсь успокоить любой ценой, четко объясняю проблему и даю рекомендации.
Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные  отношения.
Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, по чаще получайте информацию "из первых рук". Учитель скажет вам правду.
Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите   поспешных   приговоров.   Лучше   отправиться   в школу   и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы   в   ребенке   закладывает   не   столько школа,   сколько   семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) - плохая черта. От нее лучше избавиться уже в детстве.
5. Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой.(из опыта работы).
Развитие ребенка идет вслед за обучением, поэтому вопрос преемственности в обучении математики всегда рассматривается в 5 классе. Именно в этом периоде учащиеся преодолевают сложный психологический барьер: им приходится преодолевать страх перед неизвестностью, привыкать к предметной системе обучения, к занятиям в разных кабинетах, к новым учителям, к требованиям каждого из них. Учителю-предметнику в полной мере неизвестны ни характеры ребят, ни их склонности, ни эмоциональные и волевые способности каждого ученика. Хотя в 4 классе мы посещаем уроки по своему предмету, чтобы в 5 классе применить преемственность, все равно в первые месяцы 5 класса, пока идет процесс привыкания учитель-ученик, многие не справляются с заданиями, быстро утомляются, нервничают, снижают качество учебы, заметно снижается учебная мотивация, ребенок начинает просто отсиживать урок, пассивен, скучен. Здесь приходится применять нестандартные приемы, чтобы удержать внимание и работоспособность ученика. В первую очередь уделяю большое внимание устной работе на уроке. Нередко качество проведенного урока оценивается по объему классной (письменной) работы. Увлекаясь в начале 5 класса большими объемами письменных заданий, мы рискуем обратить процесс обучения математики в нудную, неинтересную работу, от которой ученик быстро устает и утомляется. Выпуская 11 класс, я обратила внимание на невысокую скорость вычислений выпускников. Поэтому в устные упражнения включаю приемы быстрого счета: 4*25=100, 8*125=1000, 5*20=100, 273+786+27, 354*5*5*4, 2*125*78*4.
В устных упражнениях развивается память, скорость реакции, сосредоточенность- важные элементы общего развития. Поэтому отработка устойчивых вычислительных навыков- условие успешного развития творческих способностей. Я применяю два вида устного счета: когда счет не только удерживается в уме, но и по записи, чтобы слуховое восприятие подкреплялось зрительным, а это облегчает процесс вычислений.
Применяю разные формы устного счета: беглый счет(сначала проговариваем, а потом быстрый ответ), ровный счет (придумывание примеров с заданным ответом), лесенка или цепочка, эстафеты, расшифровка фразы, лабиринты, числовые кроссворды, для отработки конкретных навыков эффективно помогают карточки- тренинги.
Стараясь «разговорить» пятиклассников, использую в начале урока анаграммы, ребусы, логические задачи, побуждающие ребенка рассуждать. В такой ситуации ученик раскрепощается, и начинается свободное общение.
Использую методические приемы, к которым дети привыкли в начальной школе: подробное разъяснение домашнего задания, ежедневный контроль за домашними и классными заданиями, как можно чаще оцениваю знания учеников, слегка завышая устные ответы и работу у доски. Поддерживаю ответы ребенка по-разному: словесно (здорово, замечательно, красиво, все идет хорошо), мимикой, совместными действиями или просто дотрагиваюсь до руки, обнимаю или традиционно глажу по голове. Этим добиваюсь расположения ученика к себе.
Увеличение нагрузки, темпа работы ведет к переутомлению, снижению внимания. Многие педагоги используют физкультминутки, аутотренинги, медитации. Я же использую перемену вида учебной работы, переключение внимания, с элементами соревнований, коротких, энергичных движений.
Работая в одной параллели пятых классов, практикую игры- соревнования между классами. Мне нравится применять форму проведения игры- круглый стол. Это дает возможность формировать у ребят умение работать в команде, нести ответственность за свои действия перед командой, переживать за имидж своего класса, с уважением относится к соперникам и дружить между детьми разных классов.
В начале октября, после первичной адаптации, совместно с психологом школы. Исследовали уровень социально-психологической адаптации учащихся 5-х классов к учебной деятельности.
Параметры адаптации. Уровни 5а
% 5б
% 5в
% 5г
% 5д
% 5е
%
Общая адаптация Хорошая адаптация
Частичная адаптация
Частичная дезад-ияДезадаптация32
45
20
3 21
44
25
10 20
43
26
11 39
33
20
8 27
40
21
11 37
45
17
0
Психоэмоциональное состояние Психол. Комфорт
Дискомфорт
Напряженная дезадап. 25
40
25 28
40
42 23
43
42 48
52
0 32
50
18 43
55
2
Повторное исследование проводилось в конце третьей четверти и было направлено на определение общего уровня тревожности пятиклассников. Результаты показали, что ученики 5а, 5г и 5д классов хорошо адаптировались, у 3-6 человек повышен уровень тревожности. связанный со школой, учебой. А 5е класс, который в начале учебного года выглядел уверенно, сейчас имеет 9 учеников с высоким уровнем тревожности
класс норм. повыш. высокий
5а 64 24 12
5б 45 32 23
5в 48 25 27
5г 30 52 18
5д 48 28 24
5е 34 46 20
-17208555880-17208555880.
Несомненно, есть еще очень важный фактор в учебной адаптации пятиклассника, да и вообще школьника. Это, конечно, личность учителя. Как бы человек не владел своим предметом, какие методики не изучал, ничего не получится, если он скучен, неинтересен.
Важно, что именно младшие школьники и будущие выпускники школы настаивают на том, что учителем должен быть живой человек, обладающий душой. Именно в процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс обучения , и не менее важно ученикам, чтобы и их воспринимали как личности с их достоинствами и недостатками, ибо особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых не последнее место занимает учитель. Вот какими качествами должен обладать учитель, успешно решающий свои задачи:
1.Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.
2.Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.
3.Любит детей, доброжелательный, гуманный.
4.Общительный, хороший друг, открытый, искренний.
5.Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.
6.Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.
7.Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.
8.Тактичен.
9.Всесторонне развит, умный, умеет говорить.
10.Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством .На учителя 5класса ложится такая нагрузка, когда он должен постоянно увлекать за собой детей в работе, поэтому стараюсь быть оптимистом, справедливой и не терять чувства юмора.