ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по русскому языку в 6 классе «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по русскому языку в 6 классе
«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ»
Автор,  разработчик
(ФИО учителя) Митряева Надежда Владимировна
Предмет русский язык
Класс 6
Базовый учебник: Быстрова Е.А., русский язык, 6 класс в 2 ч., «Русское слово», 2008
Тип урока Урок открытия нового знания
Технология урока ТРКМЧП
Тема «Фразеологизмы. История возникновения фразеологизмов».
Номер урока в теме Урок № 2
Целевые установки ЦЕЛЬ:
Ученик узнает об истории появления фразеологизмов «Бить баклуши», «Не выносить сор из избы», «Держать камень за пазухой», «Сизифов труд», «Ящик Пандоры», Ахиллесова пята»
Ученик получит возможность: научиться использовать фразеологические сочетания в устной и письменной речи.
Предметные результаты: Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Метапредметные результаты (овладение способами деятельности): Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно); формулирование познавательной цели; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной форме, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выдвижение гипотез и их обоснование.
Личностные результаты (развитие личности): осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родномуязыку; стремление к речевому самосовершенствованию; расширение словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Деятельностные единицы учения:
Организация интерактивной формы актуализации;
Организация усвоения нового материала через интерактивный приём «зигзаг»;
Работа с языковым материалом через организацию работы над текстом и таблицей;
Работа в группах.
Организация взаимооценки учащихся;
Этапы урока
(по ТРКМЧП) Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПланируемые результаты
(УУД)
Вызов
 Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу - активизация учащихся.
Организует интерактив.
Объясняет задачу
Задание: из предложенных слов и словосочетаний отметьте метками З («знаю») и Н («не знаю») те, определения которых вы знаете и те, которых – нет.
БАКЛУШИ
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
СИЗИФОВ ТРУД
СВОБОДНЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ
СИЗИФ
ЯЩИК ПАНДОРЫ
ФРАЗЕОЛОГИЯ
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
АХИЛЛЕСОВА ПЯТА
Помогает учащимся в определении цели деятельности. Интерактивная форма
«Знаю – не знаю»
Целеполагание
Регулятивные:
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Ставить и адекватно формулировать цель деятельности.
Осмысление Организует работу в группах, интерактивный прием «Зигзаг». Объясняет задание. Каждой группе выдает текст.
Задание:
Прочитать текст, определить, о истории появления какого фразеологизме идет речь.
Выбрать из предложенных вариантов соответствующий тексту фразеологизм.
В графы таблицы записать его и, опираясь на текст, определить значение фразеологизма. Непосредственный контакт с новой информацией.
Работа в группах.
Заполнение таблицы.
Читают тексты, выдвигают предположения, обсуждают в группе, доказывают свою точку зрения, корректируют ответы друг друга, делают в графах таблицы соответствующие записи.
Проанализировав один, группы обмениваются 6 текстами, рассказывающих о происхождении тех или иных фразеологизмов.
Познавательные: осмысливать цель чтения, определять основную ивторостепенную информацию, выдвигать предположения, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие гипотезу;
перерабатывать, систематизировать
информацию и предъявлять ее разными способами.
Коммуникативные:
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
Строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и
взрослыми; точно, правильно,
логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и
правила русского речевого этикета.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
ФИЗМИНУТКА Рефлексивно - оценочный Организует рефлексию.
Корректирует при необходимости высказывания учащихся (ответы учащихся сопровождаются красочными слайдами иллюстраций фразеологизмов).
Задание: составьте с данными фразеологизмами предложения, запишите их в тетрадь.
Выступление групп
Строят устные и письменные высказывания.
Взаимопроверка и взаимооценивание.
Умение создавать устные и письменные высказывания, способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному.
Регулятивные:
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).
Оценка
Д\ЗФормулирует и объясняет д/з
Подготовить небольшой рассказ о истории возникновения 1 фразеологизма (на выбор), нарисовать к нему иллюстрацию. Записывают д\з ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТАБЛИЦА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
№ текста Фразеологизм Значение фразеологизма
1 «Бить баклуши» Бездельничать
2 «Не выносить сор из избы» 3 «Сизифов труд» 4 «Держать камень за пазухой» 5 «Ящик Пандоры» 6 «Ахиллесова пята» ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕКСТЫ (РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ)
Текст 1.
Согласно сказанию, когда-то люди жили долго и обладали прекрасным здоровьем. На Земле был Рай, и никто не знал никаких бед. Но Прометей украл огонь у Богов со священного Олимпа и дал его людям. За это разгневанные боги решили наказать человечество и отправили на Землю прекрасную девушку - Пандору. Гера одарила ее хитростью и лукавством, Афина дала ей прекрасную одежду, Афродита сделала ее неописуемо красивой. А Зевс снабдил девушку ларцом, который ни в коем случае нельзя было открывать. Значение этого дара можно объяснить тем, что Боги все же любили людей и дали им шанс. Однако девушка ослушалась Зевса, подстрекаемая любопытством, она открыла этот ларец. Тогда из ящика вырвались все беды, болезни, страхи и ненависть и разлетелись по всему миру.

Текст 2.
Раньше ложки, миски и другую мелкую посуду делали из дерева. Чтобы изготовить ложку, нужно было сначала отколоть от большого бревна небольшой кусочек дерева – небольшое полено. Эта полешка называлась баклушей. Откалывать такие кусочки - было совсем простым и очень легким делом, которое не требовало особых знаний и умений и поручалось в основном подмастерьям, детям или старикам. Эта работа считалась такой простой и несерьезной, что со временем это выражение стали употреблять в другом значении.

Текст 3.
Коринфский царь Сизиф, который отличался проницательным умом и необычайной хитростью, обосновал Коринф, в котором и царствовал. Став неимоверно богатым, он утратил уважение к обитателям Олимпа. Именно за это он и был наказан высшими силами.
Зевс послал к наглецу саму Смерть. Но непокорный царь сумел и ее обвести вокруг пальца. Сизифу удалось заковать Смерть в цепи и тем самым подарить людям вечную жизнь. Такая дерзость вызвала чрезвычайный гнев у обитателей Олимпа.
За непослушание и гордыню коринфянин был обречен на вечные муки. Каждый день он толкал тяжелый большой камень на высокую гору. Но уже на вершине глыба срывалась и падала вниз. И изможденный тяжким трудом Сизиф должен был снова спускаться к подножью, чтобы начинать все сначала.

Текст 4
В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) был одним из самых храбрых и сильных героев. Когда он родился, мать Ахиллеса, чтобы сделать его тело неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс. Окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода. Поэтому пятка осталась единственным уязвимым местом Ахилесса, куда он и был смертельно ранен.

Текст 5.
Камень в далекие времена был средством нападения. И когда враждующие стороны вели переговоры, которые могли закончиться как миром, так и войной, то иметь при себе такое первобытное оружие за пазухой значило иметь некоторое преимущество, используя фактор внезапности.
Много воды утекло с тех пор, появилось огнестрельное оружие, но выражение в нашей речи осталось. В русском языке ему существует еще синоним «иметь зуб» на кого-либо.

Текст 6.
Происхождение этого выражения связано со свадебными обычаями в русских крестьянских домах.
На следующий день после свадьбы невестка должна была выполнить два задания: принести воды и подмести полы. Собранный мусор нельзя было выносить из избы, его сжигали в печке, так как считалось, что любая вещь живущего в этом доме человека, даже такая как пыль, может быть использована злыми силами и причинить человеку вред. Со временем это выражение получило более широкий смысл.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Языковой материал к заданию:
(Выбрать из предложенных вариантов соответствующий тексту фразеологизм)
МАТЬ АХИЛЛЕСА
АХИЛЛЕСОВАЯ ПЯТА
ПОДМЕСТИ ПОЛ В ИЗБЕ
ВЫНОСИТЬ СОР ИЗ ИЗБЫ
БИТЬ БАКЛУШИ
КОЛОТИТЬ ЧУРКИ
КИДАТЬ КАМНИ
ДЕРЖАТЬ КАМЕНЬ ЗА ПАЗУХОЙ
СИЗИФОВ ТРУД
ХИТРЫЙ СИЗИФ
ПОДАРОК ЗЕВСА
ЯЩИК ПАНДОРЫ