Урок-путешествие Фразеологизмы, источники появления фразеологизмов


Урок-путешествие в 6 классе
Тема. Фразеологизмы, источники появления фразеологизмов.
Цель: совершенствовать знание учащихся о различных фразеологизмах, умение использовать их в речи для разрешения определенной коммуникативной задачи; воспитывать любовь к слову и родному языку.
Оборудование: учебник, таблицы, индивидуальные карточки, словарь фразеологизмов.
Ход урока.
Объявление темы и цели урока.
Актуализация опорных знаний.
Вступительное слово учителя.
Мы держим путь в страну Фразеология. Но въезд туда закрыт. Добродушный стражник хочет нам помочь. Он готов нас пропустить с условием, что мы ответим на его вопросы.
- Что вы уже знаете о фразеологии?
- Что же такое фразеологизм?
Вы справились с заданием. Стражник открывает ворота в страну Фразеология и приветствует нас на пороге очень добрым фразеологизмом. Каким?
Добро пожаловать!
(Над воротами появляется надпись «Добро пожаловать!», и ворота открываются).
Прочитайте записанные на доске предложения и найдите фразеологизмы.
Я долго искал своего щенка, но он как в воду канул.
До ближайшей рощи – рукой подать.
Мой товарищ слов на ветер не бросает.
Работа над темой урока.
Въезд в страну (Фразеологический конструктор)
Работа с раздаточным материалом.
Задание: на карточках даны толкования слов, входящих во фразеологизм; по значению нужно узнать слово, составить из них фразеологизм и объяснить его значение (задание получает каждый ряд).
Проверка домашнего задания.
Упражнение 43.
1-й ряд. 1. предлог;
незначительный по весу;
центральный орган кровеносной системы.
2-й ряд. 1. принять сидячее положение;
2. предлог;
3. низкая резиновая обувь.
Ответы: 1. С легким сердцем – без тревоги, без раздумий.
2. Сесть в калошу – потерпеть неудачу, оказаться в неловком положении.
- Совпадает ли значение фразеологизма со значением отдельных слов, входящих в него? (Дайте свои объяснения).
Итак, фразеологизмы – это несвободные, устойчивые, как бы застывшие сочетания слов.
Чтение диалогов учащимися.
Трое учащихся зачитывают диалоги, которые состоялись между одноклассниками после выходных, используя устойчивые сравнения.
- Ребята, для чего используются фразеологизмы в речи?
Точность и образность – главные особенности фразеологизмов.
Задание.
Сравните два предложения:
Мальчик приветливо махнул мне рукой. Махни рукой на все невзгоды.
- Укажите словосочетания, состоящие из одинаковых слов.
- Какое из них является несвободным, т.е. фразеологизмом? Что значит этот фразеологизм?

Музей фразеологизмов.
Нас приглашают войти в город. Прежде чем познакомиться с городом, мы изучаем его главную достопримечательность – музей фразеологизмов. Слово фразеология произошло путем сложения двух греческих слов:
(фрасио)+ (логос)
выражение, оборот речи слово, учение, понятие
Из этимологии этого слова следует, что оборот речи выступает как слово, имеющее единое значение. Значение фразеологизмов можно узнать в толковых словарях. Существуют словари фразеологизмов. Например, Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И. Молоткова. Из такого словаря можно узнать об истории происхождения фразеологизмов. Прочитаем словарные статьи: бить баклуши, авгиевы конюшни.
Город мастеров. (Определите профессию)
Мы пришли с вами в город мастеров. Здесь в каждом домике живут фразеологизмы, возникшие в устной речи людей разных профессий.
(Индивидуальная работа с карточками, на которых записаны фразеологизмы. Учащиеся должны определить, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота).
На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один отрежь; шито белыми нитками. (Портной)
Калачом не заманишь, заварить кашу; толочь воду в ступе; попасть как кур в ощип. (Повар)
Ставить в тупик; зеленая улица; на всех порах. (Железнодорожник)
Позолотить пилюлю; как рукой сняло; затаить дыхание. (Доктор)
Сделаем вывод. Откуда пришли в русский литературный язык очень многие фразеологизмы?

Поселок синонимов и антонимов.
Подберите к данным фразеологизмам слова-синонимы:
Бить баклуши (бездельничать); водить за нос (обманывать); себе на уме (хитрый); в час по чайной ложке (очень медленно).
Подберите к данным фразеологизмам антонимы:
Кот наплакал (куры не клюют); как кошка с собакой (душа в душу; водой не разольешь); за словом в карман не полезет (язык проглотил; в рот воды набрал).
Переправа.
Чтобы продолжить наш путь, мы должны переправиться через речку. В этом нам решил помочь добрый лодочник. Но когда мы достигли реки, неожиданно началась буря. Лодочник сообщил, что буря утихнет, если мы сможем исправить фразеологизмы: не тяни дело в долгий ящик, клевать клювом.
На кудыкиных горах.
Теперь мы отправляемся на кудыкины горы. В каких случаях используют этот фразеологизм? (Ответ: так отвечают на вопрос куда?, когда не хотят сказать правду). Ребята, горы эти, по правде скзать, нельзя найти на обычной географической карте. Но на карте страны Фразеологии мы сразу заметим, это неприветливое место. Ведь даже в словаре рядом с этим фразеологизмом стоит пометка: «просторечное, пренебрежительное». Чтобы удачно пройти эти горы, мы должны выполнить следующее задание.
Отгадайте: какие фразеологизмы имеются в виду?
Работа с учебником.
Страница 37, рубрика «Играем».
Фразеологический зоопарк.
Вспомните, какие животные живут во фразеологизмах. Объясните значение фразеологизмов.
Пишет как … лапой (курица). Делить шкуру неубитого… (медведя). На сердце … скребут (кошки). … носа не подточит (комар).

Итог урока.
- Над чем работали сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру. Выбрать несколько фразеологизмов из записанных на уроке и придумайте ситуацию, в которой их можно употребить.