Рабочая программа по чтении 8-9классы коррекционной школы


Пояснительная записка
Чтение в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 8-9 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин). В 8-9 классе – 65 часов в год, 2 часа в неделю.
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, , которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов.
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов под редакцией А. К. Аксеновой, Н. Г. Галунчиковой. Изд.- М. «Просвещение». (Доп. Министерством образования и науки Российской Федерации) и учебника А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова «Чтение» 8-9 кл., М.- «Просвещение» 2005г.
Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.
ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
ЗАДАЧИ:
формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. Большое значение дается работе развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
      С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
      Следуя основным положениям уроков литературного чтения, идет знакомство учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщение некоторых литературоведческих понятий. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:
Четверть КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
I 18
II 14
III 20
IV 17
Год 69
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные сочинения-характеристики героев;
- развитие художественной фантазии у детей;
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Типы урока:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи
Методы и приёмы обучения:
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический, методы контроля.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных частей, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении..
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста по предполагаемым вопросам;
продолжение текста;
выразительное чтение;
чтение наизусть;
чтение по ролям;
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы, завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.
Содержание программы
Чтение 8 класс (2 часа в неделю)
Примерная тематика
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки,пословицы и поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примерах художественной литературы воспитание морально-этических, нравственных качеств подростка.
Произведения А.С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В.Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.
Произведения А.М.Горького, А.Н.Толстого, В.Г.Короленко, С.А.Есенина, А.П.Платонова, Н.А.Заболоцкого, А.А. Суркова, К.Г.Паустовского, Р.И.Фраермана, Л.А.Кассиля, А.Т.Твардовского, В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, Р.П.Погодина
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения, составление характеристикигероев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев
примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.
Составление плана в форме повествовательного предложения самостоятельно и с помощью учителя.
Продолжение работы над средствами языковой выразительности.
Различие оттенков значений слов и выражений в тексте. Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из
текста.
Знание основных сведений о жизни писателя. Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 классов.
Учащиеся должны знать:
наизусть 8-10 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;
пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
Чтение 8 класс 67 ч. (2 ч. в неделю)

урока Тема урока Количество часов Дата Цель урока по разделу Примечание
1-2
3-4
5
6
7-9
10-12
13-15
16
17
18-25
26-29
30
31-32
33-38
39-42
43-44
45-46
47-50
51-52
53-57
58-59
60
61-62
63-64
65-66
67
1 четверть
Устное народное творчество
Сказки. Волшебное кольцо.
Пословицы и поговорки.
Баллады. Перчатка (повесть) В.А.Жуковский.
Нашла коса на камень. И.З Суриков.
Былины. Добрыня и Змей.
Произведения русских писателей XIX- XX века.
Александр Сергеевич Пушкин.
Памятник
«Во глубине сибирских руд…»
Зимнее утро
И.И.Пущину
19 октября 1827
Няне
«На холмах Грузии…»
Сожженное письмо
«Я вас любил…»
Сказка о попе и о работнике его Балде.
М.Ю. Лермонтов.
Смерть Поэта. Родина. Парус. Сосна.
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.
И.А.Крылов.
Волк на псарне. Осел и Соловей. Муха и пчела.
Н.А.Некрасов.
Размышления у парадного подъезда. В полном разгаре страда деревенская… Мороз, красный нос. Русские женщины.
IIчетверть
И.С.Никитин. Русь. Утро на берегу озера.
И.С.Тургенев. Муму.
Л.Н.Толстой. После бала.
Контрольные вопросы и задания по произведениям писателей 19 века.
IIIчетверть
Произведения русских писателей I-й половины XX века.
А.П.Чехов. Лошадиная фамилия.
В.Г.Короленко. Слепой музыкант.
М.Горький. Макар Чудра.
С.А.Есенин. Стихотворения. Спит ковыль. Пороша. Равнина дорогая. Отговорила роща золотая…
А.П.Платонов«Разноцветная бабочка»
А.Н.Толстой. «Русский характер»
IVчетверть
Произведения русских писателей 2-й половины XX века.
К.Г.Паустовский. Телеграмма.
Р.И.Фраерман. Дикая собака динго, или повесть о первой любви.
Л.А.Кассиль. Пекины бутсы.
А.Т.Твардовский. Василий Теркин.
В.М.Шукшин. Гринька Малюгин
.
В.П.Астафьев. Далекая и близкая сказка.
Р.П.Погодин. Алфред.
Обобщающий урок. Задание на лето
16
2
2
1
1
3
3
2
1
14
1
8
4
1
20
2
6
4
2
2
4
17ч.
2
5
2
1
2
2
2
2 10, 12.09
17, 19.09
24.09
26.09
1,3,8,10.10
15,17,22.10
24,29.10
31.10
12.11
14,19,21,26, 28.11,3,5, 10.12
12,17,19, 24.12
26.12
14, 16.01
21, 23, 28,30.01, 4, 6.02
11, 13, 18, 20.02
25, 27.02
4, 6.03
11,13,18, 20.03
1, 3.04
8,10,15,17, 22.04
24,29.04
6.05
8,13.05
15,20.05
22, 27.05
29.05 Познакомить с устным народным творчеством. Коррекция и развитие устной речи учащихся.
Пробудить интерес к народным сказкам. Совершенствование навыков чтения.
Учить читать правильно, осознанно.
Дать понятие баллады. Развитие техники чтения.
Расширить знания о жизни и творчестве великого русского писателя.
Учить технике выразительного чтения стихотворения. Коррекция и развитие речевых навыков и памяти.
Развить навыки анализа стихотворения, выделять главную мысль произведения, характеристике действующих лиц.
Расширить знания о жизни и творчестве писателей.
Учить технике выразительного чтения стихотворения, басни Коррекция и развитие речевых навыков и памяти.
Развить навыки анализа стихотворения, басни выделять главную мысль произведения, характеристике действующих лиц.
Проверить усвоение знания о произведениях писателей 19 в.
Расширить знания о жизни и творчестве писателей.
Развить навыки выделять главную мысль произведения, характеристике действующих лиц.
Совершенствовать навыки чтения и умение пересказывать;
Воспитание интереса к литературе;
Совершенствовать навыки чтения и умение пересказывать;
Научить выявлять нравственные качества героев;
Развить навыки и умения характеристики героев;
Научить выделять главную мысль произведения;
Развить навыки пересказа;
Пробудить интерес к чтению;
Воспитание интереса к литературе;
Воспитание трудолюбию, бережному отношению к окружающему, умению сопереживать;
Познакомить с произведениями писателей 2-й половины 20 в.
Развить навыки выразительного осознанного и беглого чтения.
Учить пересказывать текст, находить части и сравнивать их.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности.
Воспитать бережное и внимательное отношение к окружающему;
Развить умение выделять основную мысль текста и находить главных героев рассказа;
Научить характеристике героев и оценке их поступков;
Обобщение и повторение прочитанных произведений за год. Тематическое планирование в 9 классе.
№ п/п Тема Кол-во часов Краткое содержание темы Обязательный минимум
ЗУН
1. Устное народное творчество 15 часов Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. УДЗ: наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка; основные сведения из жизни писателей.
УДУ:читать осознанно, правильно (соблюдать нормы русской орфоэпии), бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;выделять главную мысль произведения; давать характеристики главным героям и их поступкам
(объяснение причин тех или иных поступков героев с помощью учителя);пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным; работать над планом, над средствами языковой выразительности; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений.
Внеклассное чтение
Самостоятельно читать книги, газеты, журналы. Обсуждать прочитанное.
Составлять отзыв о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.
2. Из произведений русской литературы XIX века 40 часов Литературные сказки.
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А.Фета,А.П. Чехова, Н.В.Гоголя. 3. Из произведений русской литературы XX века 36 часов Произведения А.М. Горького, В.В. Маяковского, С.А.Есенина, М.А., М.И.Цветаевой, М.А.Шолохова, К.Г. Паустовского, Е.И.Носова, Н.М.Рубцова, Ю.И.Коваля. 4. Из произведений зарубежной литературы 11 часов Произведения современных писателей зарубежной литературы.
Произведения Р.Л.Стивенсона, Э.С.Томпсона, Д.Даррела, 9 класс. Чтение 66 ч.(2 ч. в неделю)
№ Тема Кол-во часов Дата Цели примечание
1
2
3-4
5-6
7-8
9-12
13-16
17-18
19-22
23-24
25-26
27-29
30
31-32
33-34
35
36-37
38
39-42
43-44
45-46
47-49
50
51-52
53-56
57-60
61-64
65
66
I четверть
Устное народное творчество
Русские народные песни
Былины. На заставе богатырской
Сказки. Сказка про Василису Прекрасную.
Лиса и тетерев.
Произведения русской литературы 19 века
В.А.Жуковский. Три пояса
И.А. Крылов. Кот и повар.
А.С. Пушкин. Руслан и Людмила.
Барышня крестьянка
II четверть
М.Ю. Лермонтов. Тучи.
Баллада. Морская царевна.
Н.В. Гоголь. Майская ночь, или Утопленница.
Н.А. Некрасов Рыцарь на час.
Саша.
А.А.Фет. Стихотворения На заре ты ее не буди…, Помню я: старушка няня…, Это утро, радость эта…
А.П.Чехов. Злоумышленник. Пересолил.
Обобщающий урок по произведениям 19 века
III четверть
Из произведений русской литературы 20 века
М.Горький. Песня о Соколе.
В.В.Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче.
М.И.Цветаева. Красною кистью… Вчера еще в глаза глядел…
К.Г.Паустовский. Стекольный мастер.
С.А.Есенин.
Нивы сжаты, рощи голы… Собаке Качалова.
М.А.Шолохов. Судьба человека.
Е.И.Носов. Трудный хлеб
Н.М.Рубцов. Тихая моя родина.Русский огонек. Зимняя песня.
Ю.И.Коваль. Приключения Васи Куралесова.
Обобщающий урок по произведениям 20 века
IV четверть
Из произведений зарубежной литературы
Р.Л.Стивенсон. Вересковый мед.
Э.Сетон-Томпсон. Снап. История бультерьера.
Дж. Даррелл. Живописный жираф.
Повторение за год
Контрольные вопросы и задания
Обобщающий урок.
16
4
2
2
4
4
14
2
4
2
2
3
1
20
2
2
1
2
1
4
2
2
3
1
16
2
4
4
4
1
1 сентябрь
9,12,16,19
23,26
30,3.10
Октябрь
7,10,14,17
21,24,28,31
ноябрь
11,14
18,25,28,
декабрь
2,5
9,12
16,19,23
26
Январь
13,16
20,23
27
30, 3.02
Февраль
6
10,13,17,20
24,27
Март
3,6
10,13,17
20
Апрель
3,7
10,14,17,21
24,28
5,8 Май
12,15,19,22
26
29
Повышение интереса к чтению.
Ознакомить с устным народным творчеством. Коррекция и развитие устной речи учащихся.
Пробудить интерес к народным сказкам. Совершенствование навыков чтения.
Учить читать правильно, осознанно.
Дать понятие басни. Развитие техники чтения.
Обогащение и развитие пассивного словарного запаса учащихся
Обобщить и систематизировать полученные знания о жизни и творчестве великого русского писателя.
Учить технике выразительного чтения стихотворения. Обобщить и систематизировать полученные знания о жизни и творчестве великого русского писателя.
Учить читать правильно, осознанно.
Воспитание чувства прекрасного.
Коррекция и развитие памяти и внимания.
Работа над техникой чтения.
Воспитание чувства бережного отношения к природе.
Корригировать внимание учащихся.
Учить рассуждать, полно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности.
Совершенствовать навыки осознанного и выразительного чтения и умение пересказывать;
Проверить усвоение знания о произведениях писателей 19 в.
Обобщить и систематизировать полученные знания о жизни и творчестве писателей.
Проверить усвоение знания о произведениях писателей 19 в.
Обобщить и систематизировать полученные знания о жизни и творчестве писателей.
Научить выявлять нравственные качества героев;
Развить навыки и умения характеристики героев;
Научить выделять главную мысль произведения;
Совершенствовать навыки пересказа;
Развить навыки определять образные выражения и слова;
Научить выделять главную мысль произведения;
Развить навыки рассказа по картине, устную связную речь;
Обогащение словарного запаса слов учащихся;
Проверить усвоение знания о произведениях писателей 20 в.
Обобщить и систематизировать полученные знания о жизни и творчестве писателей.
Познакомить с произведениями зарубежных писателей.
Совершенствовать навыки осознанного и выразительного чтения и умение пересказывать;
Развитие связной устной речи;
Учить пересказывать текст, находить части и сравнивать их.
Развить умение выделять основную мысль текста и находить главных героев рассказа;
Научить характеристике героев и оценке их поступков;
Обобщение и повторение прочитанных произведений за год.