Статья ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


« Девиантное поведение детей
младшего школьного возраста »
Во все времена и во всех обществах всегда существовали индивиды, чье поведение выходило за рамки общепринятых норм. от лат. «де витио »- отклонение, появился термин «девиантное поведение».
Количество школьников, которые выделяются как учащиеся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих фактов, способствующих формированию отклоняющего поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятых в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
По мнению одних исследователей, речь идет о любых отклонениях от выработанных обществом социальных норм. Другие исследователи настаивают на включение в понятие девиантного поведения только нарушение правовых норм. По мнению третьих, это различные виды социальных патологий (наркомания, алкоголизм…).

Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть не только психофизические отклонения, которыми занимаются врачи (здоровье) , но и неблагополучние семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.
На фоне семейных отношений часты конфликты, разводы. Ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести опыт асоциального поведения, что калечит душу, психологически ломает его. Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями.

Итак, дети с девиантным поведением для учителя- это неуспевающий ребенок, ребенок, который не слушается, не слушает на уроке и прогуливает их. Для милиционера - это хулиган, нарушающий общественный порядок. Для родителей - это ребенок, который привносит в семейную жизнь те или иные проблемы.
Что же делать, чтобы кривая девиантных проявлений в детской среде не росла вверх? Как правильно, а главное, результативно организовать работу с детьми девиантного поведения и по профилактике девиантного поведения?
Особенно важно решение этого вопроса в отношении детей младшего школьного возраста, т.к. в младшем школьном возрасте закладываются те основы, которые в дальнейшем определяют поведение ребенка в подростковом и юношеском возрасте, формируются личностные черты и качества, начинают складываться определенные установки.

Но давайте посмотрим, что меняется в жизни ребенка, когда он приходит из детского сада в школу.
1.Изменяется социальный статус ребенка. Раньше он был просто ребенком, сейчас он - ученик. Появляются первые «обязанности» - делать уроки, ходить в школу каждый день, выполнять задания учителя.
2.У дошкольника ведущий вид деятельности является игра, а у младшего школьника - учеба. Учитель нач.классов использует игру как метод обучения, но эта игра не та детская. Это уже не свободная игра, здесь появляется элемент обязанности.
3.Расширяется круг общения ребенка, у него появляются новые друзья, в его жизнь входят новые взрослые, по-иному начинают воспринимать в семье. «Ты уже взрослый, потому что ты школьник», -часто слышит он от родителей.
4. Происходит расширение «информационного» поля ребенка. Он узнает много того, о чем раньше не знал. Соответственно, возникает множество вопросов, на которые ребенок хочет получить удовлетворяющие его ответы(болтливость на уроках)
5.В жизни ребенка входят новые нормы, правила, требования, которым он должен следовать. Большинство из них направлены на сдерживание двигательной активности ребенка. Жизнь ребенка и внешняя и внутренняя дифференцируется и каждый ребенок ищет свои способы поведения и соотнесения себя и других. Появляется проблема девиантого и неадекватного поведения у детей, т.к. ребенок старается найти свое место в коллективе.
Главная задача участников воспитательного процесса - вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. И начинать такую работу необходимо с учащимися и семьями учащихся 1 классов. Причем основное направление работы на данном этапе – это изучение семьи и постоянная работа с родителями.
Что делаем в нашей школе, классе:
-в начале учебного года (касается 1классов) проводим диагностику семей учащихся своих классов:
проводим анкетирование,
устанавливаем категорию и статус семей,
составляем социальный паспорт класса,
определяем уровни образования родителей,
выясняем, кто занимается воспитанием ребенка
( касается домашних детей).
-следующим шагом является посещение семей по месту жительства и выявление жилищно-бытовых условий этих семей.
Изучив эти аспекты, учитель строит свою работу с родителями детей с девиантным поведением и работу по профилактике девиантного поведения.
-проводятся тематические родительские собрания.
-знакомство некоторых родителей со статьями психологического и педагогического характера,
-индивидуальная работа с родителями и детьми.
Анализируя изменения, происходящие в жизни детей учителя нач.классов стремятся к тому, чтобы профилактика девиантных проявлений в детской среде сочеталась с воспитательным процессом в целом и не вносила в жизнь ребенка каких-то новых изменений, которые сопровождались бы определенным психологическим напряжением с его стороны.
Например, игра. В ходе игр ребенок приобретает опыт принятия
ответственных решений, отстаивание своего мнения,
своей позиции, формируется адекватное представлении
о чувствах, эмоциях, настроении, их влиянии на
поведение, об управлении чувствами и преодоление
стрессов.
Книги. По образцу и подобию героев книг формируется собственные
способы освоения мира. После прочтения сказок, рассказов,
в ходе пересказа и ответов на вопросы ребята учатся давать
собственную оценку действиям и поступкам героев.
Практикуется на урока сочинение собственных
сказок, рисование на уроках чтения (через цвет ребенок передает свое отношение к героям, ситуациям и т. д…)
Труд. Через деятельность легче организовать, выработать умение
подчиняться инструкции, доводить начатое дело до конца,
работать в коллективе, кроме того, труд снимает общую
возбудимость.
Целенаправленные действия как индивидуальные, групповые, коллективные дают возможность ребенку соотнести свое «я» с другими детьми, совместные дела воспитывают чувство товарищества, взаимопомощи, взаимопереживания и т.д.
Также еженедельные классные часы, беседы, индивидуальная работа, анкетирование, проведение праздников, где участвуют дети и девиантного поведения и т.д.
Работа с ребенком девиантного поведения и его семьей наиболее эффективна, когда к этой работе подключаются школьный психолог, который проводит психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.