Рабочая программа по русскому языку 8-9классы коррекционной школы


Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух сборниках, под редакцией Воронковой В. В., Бгажноковой И.М и учебника «Русский язык 8-9 классов» под редакцией Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской М.:Просвещение, 2006.
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цели предмета:
1) Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка».
2) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)
3) Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
Задачи предмета:
1) Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
2) Формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
3) Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
4) Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 8-9 классов. Срок реализации настоящей программы 3 учебных года. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (45 мин). В 8-9 классах по 102 часа в год (3 часа в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематических планах каждого класса, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться), в связи с неадекватным состоянием воспитанников коррекционной школы. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.  Программный материал расположен концентрически: темы программ по классам повторяются (основные части речи, обеспечивающие высказывание- имя существительное, имя прилагательное, глагол, включены в содержание с 5 по 9 класс) с постепенным наращиванием сведений по каждой теме.
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:
8 класс
Четверть КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
I 27ч. 2
II 21ч. 2
III 30ч. 2
IV 24ч. 2
Год 102ч. 8
9 класс
Четверть КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
I 27ч. 2
II 21ч. 2
III 31ч. 2
IV 23ч. 2
Год 102ч. 8
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.       
ФОРМЫ РАБОТЫ
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные,творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, несложных тестов, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ диктанты, несложные тесты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Задания для учащихся создаются в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика. Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ. Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице.
МЕТОДЫ УРОКА
На уроках русского языка используются следующие методы урока:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения, карточки, тесты.
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (урок-викторина, урок-игра и др.)
Используются ТСО: компьютерные презентации, тесты
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Звуки и буквы.
В 8-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношению, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработке практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения и сложного предложения в каждом классе. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Текст. При изучении темы «Текст» у учащихся формируются следующие умения:
      • определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);
      • выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;
      • выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;
      • определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;
      • отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;
      • подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;
      • с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 7-8 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении, заявления, расписки и др.).
А также обращается внимание на графические навыки.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 классов
Учащиеся должны:
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- учиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Оценка за контрольные работы:
Пять – без ошибок
Четыре – 1 -2 ошибки
Три – 3- 5 ошибок
Два – 6 -8 ошибок
Единица – 8 и более ошибок
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса:
Учащиеся должны знать :- алфавит;
- способ проверки написания гласных и согласных.
2. Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками
- Анализировать слова по буквенному составу;
- Различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
- Проверять написания безударных гласных, звонких и глухих согласных;
- Уметь различать названия предметов, действий признаков;
- Строить простое предложение;
- Составлять предложение по вопросам учителя;
-Составлять рассказ по вопросам учителя.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса:
1. Учащиеся должны знать:
-способы проверки написания гласных и согласных в корне слов;
2. Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками
-правильно обозначать звуки буквами на письме;
-подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
-проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов;
-разбирать слово по составу;
-выделять имя существительное как часть речи;
-строить простое распространенное предложение;
- уметь составить рассказ по картине;
-составить рассказ по опорным словам, по картине.
Содержание учебной программы по русскому языку в 8 классе.
№ п/п Тема Кол-во часов Краткое содержание темы Обязательный минимум
ЗУН
1. Предложение. Текст 5 Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а. но и без союзов.
УДУ:• списывать текст целыми словами и словосочетаниями;
      • писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60  слов);
      • делить текст на предложения;
      • выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
      • писать небольшое по объёму изложение и сочинение творческого характера;
строить простые распространённые и нераспространённые предложения, предложения с однородными членами, сложные предложения;
УДЗ :главные и второстепенные члены предложения;
однородные члены предложения
2. Состав слова
13 Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.
Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. УДУ:
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
УДЗ:
способы проверки написания гласных и согласных в корне слов;
алфавит;
наиболее распространённые правила проверки слов.
3. Имя существительное. 16   Грамматические категории. Склонение имен существительных.
Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.
Правописание существительных единственного и множественного числа с шипящей на конце.
      Составление рассказа с последовательным развитием действия или события. УДЗ:
названия частей речи, их значение, использование в речи;
УДУ
• доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
4. Имя прилагательное. 13 Значение в речи.
      Дифференциация существительных и прилагательных.      Составление словосочетаний с прилагательными, употребленными в переносном значении. Сопоставление прямого и переносного значения прилагательных.
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний. Имена прилагательные на
- ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
УДЗ:
названия частей речи, их значение, использование в речи;
УДУ
• доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц
5. Местоимение 14 Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. УДЗ:
названия частей речи, их значение, использование в речи;
УДУ
• доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос, с помощью опорных таблиц
6. Глагол. Текст 40       Значение в речи.
      Дифференциация глаголов, существительных и прилагательных.      Времена глаголов (настоящее, прошедшее, будущее).
      Число глаголов.
      Составление словосочетаний глаголов с именами существительными
Значение глагола. Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти.
Изменение глаголов по временам, по лицам.
Различение окончаний глаголов I и II спряжения.
УДЗ:
названия частей речи, их значение, использование в речи;
УДУ:
• доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос ,с помощью опорных таблиц
7 Предложение. Текст
28 Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.
Простое предложение с однородными членами.
Главные и второстепенные члены в качестве однородных. Распространенные однородные члены. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
УДУ:
писать небольшое по объёму изложение и сочинение творческого характера;
оформлять все виды деловых бумаг
строить простые распространённые и нераспространённые предложения, предложения с однородными членами, сложные предложения;
использовать в устной речи сложноподчиненные предложения при ответе на вопрос;
УДЗ
главные и второстепенные члены предложения;
8 Повторение. 7 Работа с деформированным текстом.
Изложения.
Деловое письмо: объявление (выбор профессии по объявлению), заявление (о приёме на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги. УДУ:
связно высказываться устно, письменно (по плану);
УДЗ
названия частей речи, их значение, использование в речи
Русский язык 8 класс 102ч. (3 ч. в неделю)

урока Тема урока Кол-во часов
Дата Цели урока по разделу Примечание
1-2
3-5
6
7-9
10-12
13
14-15
16-17
18-19
20-21
22
23
24
25
26-27
28-29
30-32
33-34
35-36
37
38-39
40-41
42-43
44
45
46
47-48
49-51
52
53-54
55-56
57-60
61-64
65-66
67-70
71-73
74
75
76-77
78-79
80-81
82-83
84
85
86-87
88-89
90-91
92
93
94-97
98-99 1 четверть
Введение. Повторение.
Простое и сложное предложение.
Простое предложение с однородными членами.
Контрольная работа
Слово. Состав слова.
Корень, приставка, суффикс, окончание.
Однокоренные слова, относящиеся к имени существительному, глаголу, прилагательному.Диктант
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Гласные и согласные в приставках.
Приставка и предлог.
Сложные слова.
Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными О и Е.
Повторение.
Контрольный срез.
IIчетверть
Повторение.
Имя существительное. Основные грамматические категории и/с в единственном числе.
Имена существительные собственные и нарицательные.
Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
Склонение имен существительных в единственном, множественном числах.
Повторение. Контрольные вопросы и задания.
Имя прилагательное.
Согласование им.прил.с и/сущ.
в роде, числе, падеже.
Правописание падежных окончаний и/прил.вед.имн.ч.
и/прил.на –ий,-ья,-ье, их склонение и правописание.
Контрольные вопросы и задания.
Полугодовая контрольная работа
IIIчетверть
Повторение
Местоимение
Понятие о местоимении.
Значение местоимения в речи.
Личные местоимения единственного числа. 1,2,3 лицо местоимений.
Повторение. Контрольный срез.
Глагол
Значение глагола;
Неопределенная форма глагола
Правописание шипящих на конце слова
Изменение глаголов по временам;
Прошедшее время глагола. Род и число.
Частица Не с глаголами;
Изменение глаголов по лицам и числам
Правописание глаголов 2 лица ед.числа Контрольный срез.
IVчетверть
Повторение
Предложение
Простое и сложное предложение;
Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении;
Простое предложение с однородными членами;
Главные второстепенные члены предложений в качестве однородных;
Распространенные однородные члены предложений;
Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но.
Знаки препинания при однородных членах;
Сложные предложения с союзами и без союзов;
Практическое употребление обращения;
Знаки препинания при обращении.
Контрольные вопросы и задания.
Повторение за год
Контрольная итоговая работа
23ч
2
3
1
3
3
1
2
2
2
2
1
1

(22ч.)
1
1
2
2
3
2
2
1
2
2
2
1
1
(29)
1
2
3
1
2
2
4
4
2
4
3
1
(25)
1
2
2
2
2
1
1
2
2
2
1
1
4
2 2,3.09
8,9,10.09
15.09
16,17,18.09
22,23,24.09
29.09
9, 13.10
14, 16.10
20,21.10
23,27.10
28.10
30.10
10.11
11.11
13, 17.11
18, 20.11
24, 25, 27.11
1, 2.12
4,8.12
9.12
11,15.12
16, 18.12
22, 23.12
25.12
29.12
12.01
13, 15.01
19,20, 22.01
26.01
27, 29.01
2,3.02
5, 9,10,12.02
16,17, 19, 24.02
26.02, 2.03
3, 5, 9, 10.03
12, 16, 17.03
19.03
2.04
6,7.04
9,13.04
14,16.04
20,21.04
23.04
27.04
28, 30.04
4,5.05
7,11.05
12.05
14.05
18,19, 21, 25.05
26,28.05 Введение в предмет русского языка, помочь вспомнить пройденные уроки. Проверить уровень зун учеников. Сформировать навыки составления предложений простого и с однородными членами.
Развить навыки грамотного письма
Дать понятие состава слова.
Учить различать части слова. Находить и выделять их., самостоятельно разбирать слова.
Учить подбирать однокоренные слова. Развить умение различать и группировать слова. Сформировать навыки работы со словарями.
Развить умение образовать новые слова с помощью приставок, суффиксов. Обогатить активный и пассивный словарный запас учеников.
Учить проверять написание родственных слов, находить орфограммы, проверять их написание.
Учить проверять непроверяемые орфограммы с помощью родственных слов или запоминать их.
Учить выделять корни в сложных словах, определять их значение, образовывать сложные слова используя соединительные гласные О и Е.
Обогащение и активизация словарного запаса учащихся.
Повторить и закрепить полученные знания по составу слова.
Выявить усвоение учащимися данной темы.
Развитие навыков грамотного письма, выявление применения полученных знаний.
Повторение ранее пройденной темы.
Дать понятие имени существительного, систематизировать знания о грамматических категориях и/с.
Коррекция и развитие связной устной речи.
Учить правописанию имен собственных; падежных окончаний и/с в ед.ч. и мн.ч.
Развить навыки и умения применения знаний на практике;
Учить склонять и/с. Корригировать внимание путем выполнения упражнений.
Развитие навыков письма. Коррекция и развитие внимания, памяти, мышления.
Обогащение и активизация словарного запаса учащихся.
Выявить усвоение учащимися данной темы.
Дать понятие о грамматических признаках имени прилагательного. Учить проверять безударные окончания и/п. Коррекция и развитие мыслительной деятельности, коммуникативных речевых навыков учащихся.
Учить склонять и/п. Корригировать внимание путем выполнения упражнений. Развитие навыков письма. Коррекция и развитие внимания, памяти, мышления.
Обогащение и активизация словарного запаса учащихся.
Выявить усвоение учащимися данной темы.
Повторение и закрепление ранее пройденных тем;
Закрепить знания о частях речи, имени существительном, имени прилагательном;
Расширить знания о местоимении;
Расширить и систематизировать знания о местоимении;
Развить навыки склонения личных местоимений по числам, лицам, по падежам;
Проверить полученные знания по данной теме.
Познакомить с понятием глагола;
Расширить знания о глаголе;
Совершенствовать навыки правописания с глаголами;
Научить определять спряжение глаголов;
Научить спряжению глаголов;
Развить навыки определения времени, рода и числа глагола;
Развить навыки правописания глаголов;
Воспитание грамотной речи;
Расширение кругозора, словарного запаса,
Развить навыки и умение применения полученных знаний на практике;
Повторение и закрепление пройденных тем;
Выявление усвоения пройденного материала путем контроля.
Повторение и закрепление ранее пройденных тем;
Закрепить знания о понятии частей речи, имени существительном, имени прилагательном, местоимении, глаголе;
Расширить знания о предложениях;
Развить навыки и умения составления простых и сложных, распространенных и нераспространенных предложений, предложений с однородными членами, с союзами;
Закрепить навыки построения предложения;
Научить определять и выделять главные члены предложения;
Развить навыки постановки знаков препинания при однородных членах предложения, при обращении;
Совершенствовать навыки правописания знаков препинания в предложении с союзами и без союзов;
Научить правильному использованию в речи обращения;
Воспитание грамотной речи;
Расширение кругозора, словарного запаса;
Научить применять полученные знания на практике;
Выявить усвоение пройденной темы;
Повторение и закрепление пройденных тем за год;
Выявление усвоения пройденного материала путем контроля. Содержание учебной программы по русскому языку в 9 классе.
Всего на изучение курса русского языка в 9 классе отводится 99 часов– по 3 часа в неделю.
№ раздела Содержание Знания Умения
1.
Повторение.
Простое предложение. Виды предложений по интонации. Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах с союзом И и без союза. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложное предложение без союза, с союзами и союзными словами. Виды предложений по интонации. Особенности однородных членов предложения, постановка запятой между ними. Правила пунктуации при обращении; в сложных предложениях без союзов, с союзами И, А,НО; с союзными словами ЧТО, ЧТОБЫ, ГДЕ, КОГДА. Определять границы предложений; ставить нужные знаки препинания в конце предложения. Распознавать однородные члены в предложении, соблюдать интонацию перечисления. Распознавать обращения в предложении, выделять их запятыми. Применять правила постановки запятой в сложных предложениях без союзов, с союзами и союзными словами.
2.
Предложение. 3. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Ударные и безударные гласные. Разделительный мягкий и твердый знаки. Алфавит. Группы гласных и согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Непарные согласные. Правила написания мягкого и твердого знаков в словах. Правила правописания ударных и безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова; способы проверки слов. Располагать слова в алфавитном порядке. Проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне; распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне и подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах. Отличать разделительный мягкий от разделительного твердого знака.
4. Имя существительное. Значение имени существительного в речи. Грамматические признаки имени существительного. Склонение имени существительного. Ударные и безударные окончания. Морфологический разбор имени существительного. Существительные с шипящей на конце. Значение имени существительного в речи. Грамматические признаки. Три склонения имен существительных. Правило правописания имен существительных с шипящей на конце; правило правописания безударных падежных окончаний. Относить слова определенной грамматической категории. Распознавать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные. Определять склонение имен существительных. Применять правило правописания безударных падежных окончаний в единственном и множественном числе. Производить морфологический разбор имени существительного. Объяснять правописание существительных, оканчивающихся на шипящий.
5. Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Безударные окончания прилагательных. Правописание прилагательных на –ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЫЕ. Морфологический разбор имени прилагательного. Грамматические признаки имени прилагательного. Правило правописание окончаний имен прилагательных. Относить слова определенной грамматической категории. Ставить вопросы к прилагательным; определять род, число, падеж существительных и связанных с ними прилагательных. Проверять безударные окончания прилагательных способом постановки вопроса; выделять окончания прилагательных. Проводить морфологический разбор имени прилагательного.
6. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Склонение. Личные местоимения с предлогами. Правописание местоимений 3 лица. Заметка-сочинение. Грамматические признаки местоимения Лицо и число местоимений. Правописание личных местоимений 3 лица. Употреблять личные местоимения; указывать лицо и число. Склонять личные местоимения; определять падеж. Применять правило правописания личных местоимений с предлогами. Правильно строить предложения, осуществлять контроль за письмом.
7. Глагол. Различение глаголов по значению. Грамматические признаки глаголов. Род и число глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов неопределенной формы на –СЯ. Правописание частицы НЕ с глаголами. Изменение глагола по лицам и числам. Правописание глаголов 2 лица единственного числа. Спряжение глаголов. Правописание окончаний 1 и 2 спряжений. Правописание безударных окончаний. Повелительная форма глаголов. Правописание глаголов повелительной формы. Мягкий знак в глаголах. Описание картины В.Поленова «Московский дворик». Сочинение-рассуждение. Грамматические признаки глагола. Род, число и лицо глаголов. Спряжение глаголов. Повелительная форма глаголов единственного и множественного числа. Правила правописания глаголов неопределенной формы; частица НЕ с глаголами. Правила правописания глаголов 1 и 2 спряжения. Правило правописания Ь в глаголах. Относить слова к определенной грамматической категории. Указывать время глаголов. Определять число, лицо и род глаголов. Указывать спряжение глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Объяснять правописание глаголов 2 лица единственного числа; применять правило при письме. Обосновывать написание НЕ с глаголами. Заменять глаголы повелительной формы единственного числа на множественное и наоборот.
8. Наречие. Наречие как часть речи. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с А и О на конце. Наречия в памятках по трудовому обучению. Грамматические признаки наречия. Значение наречий. Правило правописания наречий с А и О на конце. Относить слова к определенной грамматической категории. Находить в предложении наречия, ставить к ним вопросы от глаголов. Указывать значение наречий. Объяснять написание наречий с О и А на конце. Восстанавливать последовательность операций при изготовлении изделия.
9. Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 900, правописание числительных 90, 200, 300, 400. Числа в деловых бумагах. Грамматические признаки имени числительного. Правописание числительных. Правила написания чисел в доверенности, расписке, объявлении, телеграмме. Ставить вопросы к числительным; определять количественные и порядковые числительные. Правильно оформлять доверенность.
10. Части речи. Части речи. Отличительные признаки прилагательного и порядкового числительного. Различение прилагательного и наречия. Различие имени существительного и местоимения. Части речи. Грамматические признаки частей речи. Определять части речи. Отличать имя прилагательное от порядкового числительного. Отличать прилагательное от наречия. Отличать имя существительное от местоимения.
11. Предложение. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные предложения с однородными членами. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Предложения с союзами и без союзов. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Главные и второстепенные члены предложения; роль главных членов предложения. Особенности однородных членов. Правила постановки знаков препинания при однородных членах, при обращении, в сложных предложениях с союзом и без союза, при оформлении прямой речи. Выделять главные и второстепенные члены предложения. Определять однородные члены предложения, указывать какими частями речи они выражены. Указывать связь однородных членов предложения с относящимися к ним словами. Объяснять постановку знаков препинания. Находить в предложении слова-обращения; выделять их на письме; объяснять знаки препинания. Оформлять прямую речь при письме.
9 класс 99 ч.(3 ч. в неделю)
№ Тема Кол-во часов
Дата Цели примечание
1
2
3
4
5
6
7
8-9
10-11
12-13
14-15
16-17
18-19
20
21
22
23
24
25
26-27
28
29
30
31-32
33-35
36
37
38-39
40-41
42-43
44
45
46
47-48
49-51
52-53
54-55
56
57-58
59-61
62
63
64-65
66-68
69
70-71 72-73
74
75
76-77
78-80
81-82
83-84
85-86
87-88
89-90
91-92
93
94-98
99
I четверть
Повторение. Простое и сложное предложение.
Простое предложение с однородными членами.
Обращение.
Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов
Диктант
Звуки и буквы.
Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Гласные ударные и безударные.
Правописание непроизносимых согласных.
Слово.
Разбор слов по составу.
Правописание ударных, безударных гласных в корнях слов.
Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов.
Правописание приставок на –з, -с.
Сложные слова
Сложносокращенные слова.
Обобщающий урок по теме «Слово».
Повторение изученного в 1четверти
Четвертная контрольная работа
II четверть
Имя существительное
Роль существительного в речи
Основные грамматические категории и/с.
Правописание падежных окончаний и/с
Несклоняемые и/с.
Обобщающий урок по теме «Имя существительное»
Имя прилагательное
Роль и/п в речи
Согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных
Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»
Личные местоимения.
Роль личных местоимений в речи
Лицо и число местоимений.
Склонение личных местоимений
Правописание личных местоимений
Обобщающий урок по теме «Личные местоимения»
Контрольная работа
III четверть
Глагол
Роль глагола в речи
Неопределенная форма глагола
Спряжение глаголов.
Повелительная форма глагола.
Частица не с глаголами.
Обобщающий урок по теме «Глагол»
Наречие
Наречия, которые обозначают время, место и способ действия.
Правописание наречий с А и О на конце
Обобщающий урок по теме «Наречие»
Имя числительное
Роль имени числительного в речи.
Числительные количественные и порядковые.
Правописание числительных
Обобщающий урок по теме «Имя числительное»
Повторение. Части речи.
Обобщающий урок по теме «Части речи»
Контрольная работа
IV четверть
Предложение
Простое предложение.
Главные и второстепенные члены предложения,
Предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращением.
Сложное предложение.
Предложения с союзами и, а, и без союзов
Предложения со словами который, когда, где, что чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений.
Постановка знаков препинания в предложениях.
Прямая речь. Знаки препинания
при прямой речи.
Обобщающий урок.
Повторение за год
Контрольная работа 23
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
22
1
1
2
1
1
1
2
3
1
1
2
2
2
1
1
29
1
2
3
2
2
1
2
3
1
1
2
3
1
2
2
1
25
1
2
3
2
2
2
2
2
2
1
5
1
Сентябрь
10
11
15
17
18
22
24
25, 29
Октябрь
1, 2
6, 8
9, 13
15, 16
20, 22
23
27
29
30
Ноябрь
10
12
13-17
19
20
24
26-27
Декабрь
1,3,4
8
10
11-15
17-18
22-24
25
29
январь
12
14,15
19,21,22
26,28
29, 2
4 Февраль
5,9
11,12,16
18
19
25-26
март
2,4,5
9
11,12
16-18
19
Апрель
2
6,8
9,13,15
16,20
22,23
27,29
30,4
Май
6,7
11,13
14
18,20,
21,25,27
28 Повторить понятия простых, сложных предложений, предложений с однородными членами и обращением.
Обогатить словарный запас учащихся. Развитие навыков составления простых и сложных предложений, Исправления в тексте (правильность построения простых и сложных предложений), устранение других недочетов.
Совершенствование навыков различения и произношения звуков и букв. Развивать письменные навыки учащихся. Повторение способов проверки орфограмм.
Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, их дифференциация, разбор по составу. Систематизация орфографических правил: способы проверки гласных и согласных в корне, окончании имен существительных и прилагательных. Запоминание непроверяемых безударных гласных в корне слова, гласных и согласных в приставках.
Развивать орфографические навыки учащихся.
Расширить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи.
Учить различать грамматические признаки и/с.
Учить находить проверочные слова в безударных падежных окончаниях и/с.
Проверить ЗУН учащихся.
Расширить знания об имени прилагательном.
Учить согласовывать имя прилагательное с именем существительным и употреблять их в речи.
Обогащение и активизация пассивного словарного запаса учащихся
Учить склонять и/п и согласовать его с и/с.
Развивать орфографические навыки учащихся.
Обогащение и активизация пассивного словарного запаса учащихся.
Проверить полученные знания за полугодие путем контроля.
Расширить знания о местоимении;
Закрепить навыки склонения личных местоимений по числам, лицам, по падежам;
Воспитание грамотной речи; --Расширение кругозора, словарного запаса, запаса бытовых знаний, деловых бумаг.
Научить применению на практике полученные знания;
Расширить знания о глаголе;
Совершенствовать навыки правописания с глаголами; Правописание глаголов на -тся, -ться.
      Употребление однокоренных глаголов с различными приставками
Научить определять спряжение глаголов;
Научить спряжению глаголов;
Познакомить с понятием наречия;
Расширить знания о наречии;
Совершенствовать навыки правописания наречий, Составление словосочетаний глаголов с наречиями для описания места, пейзажа, характера человека.
Познакомить с понятием имени числительного;
Расширить знания об имени числительном;
Совершенствовать навыки правописания имен числительных;
Развитие устной и письменной речи.
Повторение и закрепление пройденных тем;
Проверка пройденного материала путем контроля
Закрепить знания о понятиях частей речи, имени существительном, имени прилагательном, местоимении, глаголе;
Расширить знания о предложении, о членах предложения;
Развить навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, с обращением, в сложном предложении, в предложениях с союзами, при прямой речи.
Закрепить навыки составления простого и сложного предложения; распространенных и нераспространенных предложений; предложений с союзами, с обращением, прямой речью.
Расширить знания о тексте, о стилях речи;
Развить навыки работы с текстом;
Воспитание грамотной речи;
Расширение кругозора, словарного запаса
Научить применять полученные знания на практике