Урок-путешествие в сказочное королевство «Однородных членов предложения»


Урок-путешествие в сказочное королевство «Однородных членов предложения» Цели:
Образовательная. Познакомить учащихся с понятием однородные члены предложения, их ролью в речи.
Развивающая. Развитие познавательных интересов учащихся, самостоятельного мышления, умения анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы, развитие умения работать в команде.
Воспитательная. Воспитание умения внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.                                                                    Задачи урока:
научиться находить однородные члены предложения;
соблюдать правильную интонацию при чтении;
конструирование предложений с однородными членами;
анализ строения предложений и составление схем предложений;
обосновывать постановку знаков препинания;
Ожидаемые результаты:
Учащиеся имеют представление об однородных членах предложения
Различают осложненные однородными членами предложения;
Правильно ставят знаки препинания при однородных членах предложения и при одиночных союзах.
 Оборудование:
Интерактивная доска;
компьютерная презентация Power Point по теме урока;
раздаточный материал для групповой и парной работы учащихся;
материал тестирования;
учебник «Русский язык.5 класс»    
Ход урока
М-м 1
1.Организационный момент
Цель: повторение изученного материала.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня хорошее зимнее утро, надеюсь, и весь день будет для нас хорошим. Я предлагаю сегодня начать урок с речевой разминки, которая поможет настроиться на плодотворную работу. Ребята, повторяйте, за мной:
Мы внимательные!Мы старательные!Мы умные!Мы добрые!Мы отлично учимся!Все у нас получится!
Учитель: Молодцы! Я уверена, что все у вас сегодня получится и вы приобретете много новых ценных знаний.
Дерево достижений   
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. 
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшним занятии.
Те, кто выбрал:
Красный- желают общаться.
Желтый- проявит активность.
Синий- будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим путешествие в сказочное королевство «Однородных членов предложения». Страна сказок- это удивительная волшебная страна. Кто побывает в этой стране, тот становится самым добрым и чутким, умным и внимательным, но, прежде чем отправиться в путешествие, я думаю, мы с вами должны выполнить ряд заданий, после которых вы будете лучше видеть, слышать, запоминать, размышлять. Успех нашего путешествия зависит от нашего настроения. Волшебная страна сказок не любит хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнемся друг другу. Ребята, вы чувствуете, как от наших улыбок стало хорошо, тепло и уютно. Итак, ребята, мы отправляемся в сказочное королевство.
Актуализация знаний
1.Проверка домашнего задания (чтение предложений, составленных со словом земля или каникулы в роли 1-е предложение в роли подлежащего, 2-е в роли дополнения, 3-е в роли обстоятельства.2. У доски работает два ученика по карточкам.
Карточка №1
— Объясни знаки препинания в предложениях и подчеркни члены предложения.
Книга – учитель.
Книга – близкий товарищ и друг.
— Вставь пропущенные буквы и объясни их правописание.
Пол..скать белье, пол..скать собаку, с..сна, про..ба, ж..ри, пос..на стуле, пос..дели волосы.
Карточка №2
— Сделать синтаксический разбор предложения.
Бесшумно трепетали на березке разноцветные листочки.
— Выделить морфемы в словах.
Собирать, избирать, берегу, кофе;
3. Блиц-опрос.
— как называется раздел науки о языке, в котором изучается предложение, словосочетания?
— что такое предложение?
— что мы можем выразить при помощи предложения?
— как связаны слова в предложении?
— продолжите предложение
Грамматическая основа предложения – это…;
Подлежащее – это…;
Сказуемое – это…;
— назовите второстепенные члены предложения и дайте им характеристику.
— Работа в группах. Собрать правильно картинки и по пословице «Любишь кататься- люби и саночки возить» - составить мини-рассказ.
4. Синтаксическая разминка «Собери слово». Возьмите с предложенных слов только указанную морфему и составьте новое слово.
Безрадостный- приставку;
Ошибка- корень;
Беспорядочный- суффикс;
Красивая- окончание.
— какое слово получилось?
— подобрать синонимы к этому слову.(Безошибочная)
— назовите главное слово и укажите его строение.
Именно такой должна быть наша устная и письменная речь, и над этим мы работали на каждом уроке.
Лингвистическая задача.
1) из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения , поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе;2) из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее;3) добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван;4) из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять обстоятельство(с другим предлогом).
Итог М-М 1. Оцениваем
М-М 2
Цель: Образовательная. Познакомить учащихся с понятием однородные члены предложения, их ролью в речи. Развитие познавательных интересов учащихся, самостоятельного мышления. Формировать устную и письменную речь учащихся.
5.Введение в тему с формулировкой цели и проблемы урока.
Слова есть в русской речи,
Не очень-то внешне похожие,
Но полномочия на них
Поровну возложены.
И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,
И между ними правильно
Должны расставить знаки мы.
Шагают вереницею она за словом главным,
Оно ими командует и за собой их тянет.
Наверное, вы поняли,
Слова те благородные
Все называют в языке
Конечно…
— А теперь обсудите в парах и сформулируйте тему и проблему урока. Какие слова сегодня у нас будут ключевыми?
— Это и будет темой сегодняшнего урока. Давайте запишем ее в тетрадь.
Целеполагание:
Итак ,тема урока «Однородные члены предложения»
— А что вы знаете об однородных членах предложения с младшей школы?
— А как вы думаете, что нам необходимо знать об ОЧП и чему мы хотим научится. А получится это у нас или нет, мы узнаем, выполнив ряд ряд творческих заданий в течение урока.
6.Словарная работа.
2729865510159000103822577216000-59944070358000— Прочитайте слова по стрелкам и объясните правописание данных слов.
445198546609000(Запись слов в тетрадях с объяснением) Объединить четыре словарных слова, составьте одно предложение. (Конверт со словами у каждого на столе).
Мы собрали богатый урожай вишен, яблок, груш.
Учитель: Ребята, посмотрите, мы сами не заметили как прибыли в сказочное королевство «Однородных членов предложения». В этом королевстве есть два графства. В первом живут графиня «Перечислительная интонация», и ее ближайшие помощницы «Запятые». В этом графстве все однородные члены связаны перечислительной интонацией, отвечают на один и тот же вопрос и отделяются друг от друга запятой.
Учитель: Вернемся к нашему предложению. Найдите однородные члены предложения. Запишите это предложение в тетрадях.
Учитель: Вторым графством правят три брата: Союз А, Союз НО, Союз И. Вы уже, наверное, догадались, что однородные члены в этом графстве связаны между собой союзами А, НО, И. А теперь Слушайте дальше: Союз А и Союз НО имели каждый ближайшую помощницу – Запятую. Она всегда вставала перед Союзами А и НО, соединяющими однородные члены.
На интерактивной доске предложения:
-Мы катаемся на санках не в лесу, а во дворе.
-Наступила зима холодная, но не снежная.
— Найдите однородные члены предложения. Запишите данные предложения в тетрадях, выделите союзы А, НО.
Учитель: Третий из братьев, граф Союз И . Однажды он прогнал свою помощницу Запятую и с тех пор, Союз И называют одиноким, если соединяет два однородных члена, то перед Союзом И запятая никогда не ставится. Появляется предложение:
Собаки во дворе лаяли и рычали.
Найдите однородные члены предложения. Запишите данное предложение в тетрадях, выделите союз И.
— Предлагаю составить алгоритм. Как мы будем действовать, чтобы найти однородные члены предложений?
1. шаг – подчеркиваю главные члены предложения.
2. шаг – подчеркиваю второстепенные члены предложения.
3. шаг – нахожу слова, которые отвечают на один и тот же вопрос.
4. шаг – нахожу слово, к которому все эти слова относятся.
5. шаг – считаю, однородных членов должно быть не менее 2.
6.Реализация построенного проекта .— Работа по парам
1.Вдали послышался слабый, неясный шум.
2.Река и роща залиты ярким светом.
3.Озябшие вороны просушились и с голодным карканьем перелетали с места на место.
4.Они говорили о чем-то спокойно, серьезно.
Авторы учебника поместили правила об однородных членах предложения на странице 90-91 учебника «Русский язык» Т.А. Ладыженская , М.Т.Баранов и другие.
(Идет работа над правилом)
— Коллективный разбор записанных предложений. Составление схем на доске.
Мы собрали богатый урожай апельсинов, абрикосов, мандаринов.
Мы катаемся на санках не в лесу, а во дворе.
Наступила зима холодная, но не снежная.
Собаки во дворе лаяли и рычали
7.Физминутка
Буратино потянулся,Раз-нагнулся, два-нагнулся,Руки в стороны развелВидно ключик не нашел.Чтобы ключ ему достать,Надо на носочки встать.Крепче Буратино стой,Вот он – ключик золотой.
8.Подведение итогов М-М 2
М-М 3
Цель: формировать устную и письменную речь. Закрепление грамматико-орфографического материала по теме.
9.Самостоятельная работа по рядам.
– Расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Составьте схемы.
1 ряд «Всезнайки»
Уже улетели на юг ласточки скворцы грачи журавли.Снег шел не только утром но и вечером.
2 ряд «Почемучки» В Третьяковской галерее размещены картины Репина Сурикова Левитана.Мы побывали на экскурсиях в Москве Донецке и Крыму.
3 ряд «Любознайки»
В свободное время я читаю газеты и журналы.Дружба крепка не лестью а правдой и честью.
Объяснение выполненных заданий учащихся по рядам, схемы составить на доске.
Проверка предложений по интерактивной доске.
10. Творческий диктант.
На зиму в теплые края улетают (кто?)… , … , ... .
Утром (что делали?) … синицы и (что делали?) … зерно.
Зимой птицы страдают (от чего?) … и …
Школьники должны относиться к птицам (как?) … и …
11.Анализ стихотворения «Ветер»
Учитель: Я хочу в конце нашего путешествия рассказать ещё одну сказку:
Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой в голове родились строки:
Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше; Поиграл немного Ветками черёмух, Пожурил за что-то Воробьёв знакомых И расправив бодро Молодые крылья, Полетел куда-то Вперегонку с пылью.
Слово учителя: Вы будете лингвистами. Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает?
- Что необычного в этом стихотворении? (Все стихотворение состоит из одного предложения.)
- Найдите и выпишите грамматическую основу предложения (Какую грамматическую основу вы выписали?).

- Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? (Одно подлежащее и 7 сказуемых)
- На какой вопрос они отвечают? ((ветер) что сделал?)
- С какой интонацией они читаются? (Перечислительная интонация)
- Как называются подобные члены предложения? (Однородные члены предложения.)
- Для чего нам надо знать однородные члены предложения? (Нам нужно знать однородные члены для того, чтобы правильно расставлять знаки препинания).
Учитель: А чтобы вы не забыли, по каким законам живут однородные члены, правитель сказочного королевства, прислали вам правило-закон.Однородные члены предложения- это слова, которые:
отвечают на один и тот же вопрос;
относятся к одному члену предложения;
произносятся с интонацией перечисления;
отделяются друг от друга запятой;
связываются чаще всего союзами И, А, НО.
12.Рефлексия.
В ходе анализа стихотворения и ваших наблюдений, смогли ли мы достичь поставленных в начале урока целей? Они перед вами на экране.—Вот и закончилось наше путешествие в сказочное королевство «Одно-родных членов предложения».                                                                               — Какой вывод можно сделать после нашего путешествия?— А какое настроение у вас после путешествия? Чему вы научились и все ли у вас получилось?                                                                                                 — Всем спасибо за работу, урок окончен.
Итог урока. Оценивание.
13.Домашнее задание: выучить параграф 40, повторить параграфы 36-38, написать сочинение-миниатюру, используя однородные члены предложения на тему: «Мое любимое животное»