Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему Роль однородных членов предложения в тексте

Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: РОЛЬ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ (изобразительно-выразительные возможности однородных членов предложения)
Родионова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы ГОУ ТО «ПКШ» (филиал г. Советск)

Цели:
- Научить понимать изобразительно-выразительные возможности однородных членов предложения;
- Научить замечать, воспринимать однородные члены предложения в художественном тексте;
- Сформировать умение совершенствовать текст и свою речь.
Планируемый результат:
Личностные умения
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- осознание собственной успешности при изучении темы.
Метапредметные умения
Познавательные умения:
- раскрывать значение слова «предложение»,  «члены предложения»,  «грамматическая основа», «второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения», «схема предложения»,  и использовать их в активном словаре;
- раскрыть изобразительно-выразительные возможности однородных членов предложения;
- определять различие простых предложений, осложненных однородными членами и сложных предложениями, и обосновывать свое мнение;
- определять однородные члены в тексте и обосновывать свое мнение;
- определять способ связи однородных членов предложения и обосновывать свое мнение.
Регулятивные умения:
-выполнять учебное задание в соответствии с целью;
-  соотносить учебные действия с известным правилом;
-  выполнять учебное действие в соответствии с планом;
- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные умения
- строить и писать предложения с однородными членами, расставляя знаки препинания;
- определять однородные члены в предложении и обозначать их графически;
- определять в тексте сложные предложения;
- писать предложение и расставлять знаки препинания в  предложении с обобщающим словом при однородных членах.

Ход урока
Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке.
А. Н. Толстой
1. Чтение стихотворений (отрывков) Юрия Левитанского, поэта XX века.
Вот я выхожу на берег моря.
Набегают волны, берег моя.
Сто цветов. Тона. Полутона.
Неизменность морю не дана.
Звучит музыка.
Учитель. Вот так с помощью звуков композитор создаёт образ моря, «открывает» слушателям море.
Дети рассматривают иллюстрации с картин Айвазовского.
Учитель. Вот так с помощью красок создаёт образ моря художник.
Я от моря глаз не отрываю.
Целый день я море открываю.
Нервными шагами оно ходит.
Ходит, будто слова не находит.
Будто рядом слово, под рукою,
Да никак не взять его рукою ...
Крупными шагами море ходит.
Ходит, будто рифму не находит.
Та не хороша ему и эта.
Так я открываю в нем поэта...

2. Учитель.
В о п р о с:
Как же о море написано с помощью слова? Давайте понаблюдаем за текстом. (У детей на столах лежат карточки с текстами. Дети работают на листах.)
Море - часть Мирового океана. По особенностям гидрологического режима моря подразделяются на три группы: внутренние моря, окраинные моря и межостровные моря.
С геологической точки зрения современные моря являются молодыми образованиями.
В морях Дальнего Востока обитают ценные морские звери: котики и каланы.
Важное промысловое значение имеют тихоокеанская сельдь, треска, камбала.
З а д а н и е: (беседа)
- Прочитайте текст, вдумайтесь в содержание.

В о п р о с:
О чем этот текст?
Как рассказывает автор о море? Чувствуем ли мы отношение втора к тому, о чем он пишет?
(О т в е т: Текст неэмоционален.)
Кто может быть автором текста?
Развивается ли описываемое во времени? Почему?
(О т в е т: В тексте 4 глагола, 22 существительных, 14 прилагательных.)
Учитель. Описываемое в тексте представлено вне времени, прочитать такой текст можно в учебниках, научных книгах.

В о п р о с:
- В каких предложениях есть однородные члены предложения? (О т в е т: 2, 4, 5).
З а д а н и е: Построим схемы.

3. Мы обнаруживаем точность речи, объяснение понятий (терминов). Обратимся к другому прозаическому тексту.
Море всегда разное, новое, невиданное.
То оно тихое, светло-голубое. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь.
По В. Катаеву
З а д а н и е: Прочитайте текст.

В о п р о с:
- Что объединяет 1 и 2 тексты, чем они отличаются?
- Как «работают» однородные члены предложения? Какими частями речи выражаются?
(О т в е т: Однородные члены предложения в 1, 2, 3 предложениях, 8 прилагательных.)
- Развивается ли описываемое во времени?
(О т в е т: Нет, однородные члены предложения выражены прилагательными, обозначают признаки моря.)
- Кто может создать такой текст?
(О т в е т: Писатель.)
Учитель. Этот текст принадлежит писателю В. П. Катаеву.
Дети определяют с помощью учителя понятия: экспрессия, экспрессивный.
Экспрессия - выражение чувств, переживаний, выразительность.
Экспрессивный выразительный, выражающий чувства, переживания.

4. Учитель. А теперь посмотрим, как «работают» О. Ч. в поэтических текстах.
В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой. Хлынет на берег пустой, Разольётся в шумном беге...
В о п р о с:
Узнали автора?
В чем заключается выразительность О. Ч. в этом отрывке? Какой частью речи выражаются?
(О т в е т: О. Ч. выражаются глаголами, глагол и обозначает действие, следовательно, перед нами художественная картина в движении - динамике.)
В о п р о с:
Как соединяются однородные члены предложения?
Как такое соединение влияет на выразительность?
(О т в е т: Бессоюзие придаёт впечатление стремительного движения.)

5. Учитель.
Проведём эксперимент.
З а д а н и е:
Понаблюдаем, что изменится, если перед каждым О. Ч. поставим союз «и» (используем многосоюзие - действие замедлится, будет особо подчеркнуто каждое слово).
Попробуем соединить О. Ч. отрывка бессоюзием и многосоюзием (могут быть разные варианты; создаётся особый ритм из убыстрения и замедления).

Задание. Самостоятельно проанализируйте, как использует О. Ч. Тютчев Ф. И., поэт XIX века, в стихотворении «Море и утес».
И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет и ревёт,
И до звёзд допрянуть хочет,
До незыблемых высот...

Ад ли, адская ли сила
Под клокочущим котлом
Огнь геенский разложила –
И пучину взворотила
И поставила вверх дном?

Волн неистовым прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой.
(Учитель объясняет значение непонятных слов.)
Учитель. Градация - приём, заключающий в себе ряд слов, каждое из которых усиливает или ослабляет значение предшествующего.

6. Сделаем выводы.
В о п р о с:
Как же можно с помощью О. Ч. добиться большей выразительности текста?
(О т в е т: Можно создать статическую, динамическую картину; можно по-разному соединить О. Ч, можно использовать приём градации.)

Учитель. Решите следующую задачу, прослушав текст.
Мой корабль находится в открытом море и уносит меня в бескрайний простор.

Передо мной море, море, море.
Позади меня волны, волны, волны.
В о п р о с:
- Есть ли в этом тексте О. Ч. предложения? Почему?
(О т в е т: Нет. О. Ч. называют сходные, но не одинаковые предметы, признаки, действия. Это значит, что предметы, признаки, действия должны быть чем-то похожи друг на друга, но в чем-то различаться.)

В о п р о с:
- Как превратить повторяющиеся слова в однородные члены
предложения?
Море ласковое, море капризное, море грозное... Волны синие, волны бирюзовые, волны стальные...

Выполним редактирование текста:

Море удивительное. В течение дня оно бывает и ласковое и вкрадчивое сердитое гневное капризное.
Вот бирюзовое море нежится на солнце. Море глубоко вздыхает. Море ненадолго засыпает. Лёгкий ветер вспенивает возмущает морскую поверхность будит волны рябит.
Вскоре всё затихает. Необозримая гладь дышит спокойно. Море очаровывает притягивает манит зовёт путешественников. Я воображаю себя капитаном корабля, который мчит меня в неизведанную даль. Впереди меня море, море, море –

Учитель. Сколько много текстов с О.Ч. мы прочитали на уроке. Нет ни одного похожего.
Сколько море я ни открываю –
Каждый раз другое открываю.

В бесконечность моря отплываю.
В море бесконечность открываю.

Каждому – и радости, и горе.
Каждому своё даётся море.

Нет на свете моря. Есть моря.
Где ты, даль безбрежная моя?
Учитель. Вот такое незначительное, казалось бы, синтаксическое явление – однородные члены предложения – может сделать речь человека красивее и богаче, если умело им воспользоваться. С русским языком можно творить чудеса.

7. Дифференцированное домашнее задание (по выбору):

Напишите сочинение-миниатюру «Моё море», «Я и море».
Спишите отредактированный текст. Подчеркните безударные гласные.
Выучите стихотворение А.К. Толстого наизусть, объясните роль однородных членов; нарисуйте иллюстрацию.

Дробит и плещет, и брызжет волна
Мне в очи солёною влагой;
Недвижно на камне сижу я – полна
Душа безотчетной отвагой.

Валы за валами, прибой и отбой,
И пена их гребни покрыла;
О, море, кого же мне вызвать на бой,
Изведать воскресшие силы?

Почуяло сердце, что жизнь хороша.
Вы, волны – размыкали горе.
От грома и плеска проснулась душа.
Сродни ей шумящее море!


Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы научились понимать изобразительно-выразительные возможности однородных членов предложения, замечать, воспринимать однородные члены предложения в художественном тексте и совершенствовать текст, свою речь.
Спасибо за работу.




15