Конспект урока по русскому языку Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. 8 класс.


Тема. Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. 8 класс.
ЦЕЛИ УРОКА:
• повторить и обобщить сведения об однородных членах предложения, изученных ранее; сообщить новую информацию о способах выражения однородных членов.
• закрепить навык определения однородных членов в предложении.
• повторить тему «Союзная и бессоюзная связь однородных членов». Отработать умение правильно использовать пунктуационные знаки при однородных членах.
ТИП УРОКА: комбинированный.
 
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Проблемный вопрос: Что это такое? [ о, о, о ].
-Что вы знаете об однородных членах?
Задание. Запишите предложения. Подчеркните грамматическую основу в предложениях.
     1. В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются (С. Аксаков).
     2. В свободное от боёв время отряд обучался стрельбе, строю, рытью окопов, искусству маскировки (Б. Полевой).
     3. Жёлтые, синие, фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина.
     4. Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека (И. Тургенев).
     5. Как мальчики, так и девочки сдали спортивные нормы.
• Определите члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и выражены одинаковыми частями речи; подчеркните их и заключите в овал.
• Вспомните, как называются такие члены предложения (Однородные члены предложения).
• Как мы их обозначаем в схеме предложения? (Берём в кружочек, овал).
• Сделайте схемы однородных членов к 1 и 2 предложениям.
• Как соединены между собой однородные члены в 1 - 3 предложениях? (Бессоюзной связью) в пятом предложении? (союзной связью.)
3.Формулировка темы урока учащимися.. Целеполагание.
Итак,сегодня мы с вами будем заниматься повторением изученного материала об однородных членах предложения, расширим и углубим эти знания.
4. Работа с материалом учебника. § 40
Сравнительный анализ предложений из поэмы А. С. Пушкина «Цыганы».
Вывод: однородные обстоятельства места, однородные дополнения делают точнее, разнообразнее информацию о жизни людей в городе.
Упр. 224 (устно)
Чтение теоретического материала на стр. 106, обсуждение.
Упр. 223 (на доске и в тетрадях).
5. Работа с художественным текстом.
Задание. Запишите под диктовку текст, подчеркните однородные члены предложения. Выделите главное слово, к которому они относятся. 
Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Выплывает в огненном зареве солнце. Начинается день! Только на востоке ещё толпятся сизые предрассветные тучки и напоминают о только что ушедшей ночи. Весь безбрежный лесной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.
Сказочно вокруг!.. Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу... Неугомонные кузнечики подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь будто дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.
(Проверка устно, с объяснением видов связи однородных членов (союзн. или бессоюзн., чем выражены.)6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
7. Сообщение домашнего задания
§ 40 , упр. 226, 227.
Упр. 228 (устно): придумать репортаж на тему «На стадионе» или мини-фельетон «На школьной перемене».
 
 
 
Урок 50
ТЕМА: «Однородные члены предложения» (продолжение темы).
ЦЕЛИ УРОКА:
• отработать навык составления текстов с применением однородных членов предложения.
• развивать устную речь, умение составлять предложения с распространёнными и нераспространёнными однородными членами, произносить их с правильной интонацией.
ТИП УРОКА: комбинированный.
НА ДОСКЕ:
1. [                     ,        ,         ].
2. [      ,       ,                    ].
3. [       и             ].
4. [                     ,         ].
5. [             , а       ].
 
 
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
 
2. Проверка домашнего задания
 
3. Работа с учебником
• Упр. 230 (по заданию).
• Упражнение 232 (устно). Чтение с перечислительной интонацией и объяснение орфограмм.
 
4. Работа по схемам, записанным на доске
• Спишите схемы и придумайте к ним предложения, осложнённые однородными членами. Проверка.
• Запишите под диктовку предложения, укажите однородные члены, составьте схемы.
 
1) Русский язык - один из самых богатых, гибких, метких и звучных. 2) Русское народное творчество разнообразно и обширно. 3) Оно в полной мере представило всё богатство народной мудрости, выкованное в процессе долгого жизненного опыта и разнообразной трудовой деятельности. 4) Бессмертны поэтические русские песни, мудрые пословицы, хитрые загадки, увлекательные сказки, героические былины. 5) Чего только в них не встретишь! 6) Какой кладезь ума!
 
• Распространите предложения однородными членами.
 
О б р а з е ц: Писатели сильны своей связью с народом.
- Великие русские писатели были сильны своей связью с родным народом, сродной страной.
 
1. Они боролись за справедливость.
2. Пушкин создал русский литературный язык.
3. Поэт положил начало красивому стиху и точной прозе.
 
(Проверка в устной форме.)
 
5. Подведение итогов урока
Вопросы:
Что такое однородные члены предложения?
Чем они могут быть соединены?
Что такое распространенные однородные члены?
Как по интонации говорящего можно догадаться, что в его речи присутствуют однородные члены?
 
6. Сообщение домашнего задания
§ 39, 40 (повторить), § 41 (ознакомиться) упр. 231, 234.