Конспект урока по русскому языку и литературе Экспрессивные возможности однородных членов предложения (по рассказу Л.Н.Толстого После бала), 8 класс

Ход урока.
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас открытое занятие, и вы, надеюсь, захватили с собою отличное настроение, серьёзность, уверенность в будущих ответах, заряд творческой энергии. Хочется, чтобы наша совместная работа была очень плодотворной. ( Слайд №1.)
II. Вступительное слово учителя.
Звучит « Весенняя песня» Ф. Мендельсона. Чтение стихотворения А. Фета
« Это утро, радость эта» (Слайд № 2)
* * *
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – весна.
- Наш урок я не случайно начала с чтения прекрасного стихотворения А.А. Фета, так как это урок словесности, на котором нам предстоит рассмотреть тоже прекрасные образцы слова.


- Что собою представляет стихотворение А. Фета?
( Стихотворение А.А. Фета « Это утро, радость эта» представляет собой одно предложение.)
-Скажите, пожалуйста, какую синтаксическую конструкцию использует поэт?
( В стихотворении Фет использовал предложение с однородными членами, обобщающим словом всё. )
- Что автор сумел выразить с помощью этой конструкции ?
( Фет рисует очень полную и яркую картину весны: и оживающую природу, и движения человеческой души.)

III. Сообщение темы урока. Целеполагание.
-Тема нашего урока словесности «Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л. Н. Толстого « После бала». (Запись в тетради.) ( Слайд №3.)
В качестве эпиграфа к уроку возьмём мудрую фразу Аристотеля «Слово – знак состояния души».
Исходя из темы урока, эпиграфа попытайтесь сформулировать цели занятия.
( На уроке пойдёт речь о выразительных, экспрессивных возможностях предложений с однородными членами в рассказе Л.Н. Толстого « После бала»; мы должны понаблюдать, как через слово автор передаёт душевное состояние героев, как работают предложения с однородными членами для выражения авторской идеи; погрузившись в язык Л. Н.Толстого, попытаемся понять некоторые особенности его взглядов на жизнь.)
- Познакомьтесь, пожалуйста, со структурой урока. (Слайд № 4.)

IV. Актуализация пройденного ранее.
- Нам предстоит рассмотреть конструкции с однородными членами, поэтому следует повторить признаки однородных членов. ( Слайд № 5.)
Однородные члены
1) отвечают на один и тот же вопрос;
2) относятся к одному и тому же слову в предложении;
3) как правило, выражены словами одной части речи;
4) являются одинаковыми членами предложения;
5) соединены сочинительной связью, произносятся с интонацией перечисления.
- На уроках литературы мы познакомились с рассказом Л. Н. Толстого
«После бала», вы хорошо знаете его композицию, содержание, идею.
(Слайд № 6.)
Рассказ «После бала» был написан Л. Н. Толстым в последний период творчества в 1903 г. Весь рассказ это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет. Композиция его своеобразна: это рассказ в рассказе. Автор как бы остаётся в тени, а повествование ведётся от имени второго, «действующего» рассказчика – Ивана Васильевича. В композиции логично выделяются четыре части: большой диалог, подводящий к повествованию о бале; сцена бала; сцена экзекуции и, наконец, заключительная реплика.
Рассказ начинается тоже с реплики героя, в которой определяется тема:
- Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае.
Такой «случай» и составляет сюжет рассказа. Молодой человек охладевает к любимой девушке после того, как видит её отца, жестоко обращающегося с подчинённым. Именно этот случай помог Ивану Васильевичу решиться начать собственное воспитание, самосовершенствование, а не уповать на среду.
Толстой всегда требовал от человека огромного духовного напряжения, желания самовоспитываться, не снимал с человека ответственности за свои мысли и поступки.
V. Работа с текстом художественного произведения.
1.Лингвистический эксперимент.
- Предлагаю принять участие в лингвистическом эксперименте.
( Слайд № 7.)
- Допишите предложение, взятое из рассказа:
в молодости, восемнадцати лет, была прелестна:..( высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная.)
-Сравните с авторским предложением.
(Слайд № 8.)
- Что значит величественная? Обратитесь за помощью к толковому
словарю.
Величественный – такой, который вызывает уважение, грандиозный, торжественно-прекрасный.
-Обратите внимание на то, что из всего многообразия синтаксических конструкций Толстой выбирает именно предложение с однородными членами, что даёт ему возможность лаконично и ясно описать героиню, используя ряд оценочных прилагательных, передающих и внешние её черты, и качества характера.
Итак, с первых страниц рассказа мы можем почувствовать, как бережно и умело обращается Толстой с русским языком, как точно выбирает единственно нужную конструкцию.
2. Индивидуальная исследовательская работа «Особенности употребления конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого « После бала». ( Опережающее задание.)
Приложение № 1.
( Слайд № 9.)
3. Коллективная исследовательская работа .
- Давайте рассмотрим роль и экспрессивные возможности предложений с однородными членами в портретных описаниях героев, в описании мазурки, в сцене наказания татарина, в эпизодах, передающих чувства, душевные переживания Ивана Васильевича.
- А начнём с портретов героев. Что такое портрет?
( Слайд № 10.)
( Портрет героя – это описание внешнего и внутреннего облика персонажа с целью создания художественного образа (характера, типа). Обычно портрет иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору. Часто портрет приобретает смысл психологической характеристики персонажа.)
( Слайд №11.)
-Найдите в тексте и прочитайте фрагменты с описаниями портретов Вареньки и её отца.
Выразительное чтение отрывков.
1.« Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо – и как будто не могла иначе, – откинув немного назад голову, и это давало ей, с её красотой и высоким ростом, несмотря на её худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от неё, если бы не ласковая, всегда весёлая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего её милого, молодого существа» ( стр. 30).
- Какие однородные члены употребил автор в этом отрывке?
(Однородные сказуемые ( 1предл.), несколько рядов однородных определений ( 2 предл.).)
2. « Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, a la Nikolas I /как у Николая I / подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками, и та же ласковая радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки» ( стр. 33) .
- С какой целью автор использует в этих фрагментах текста предложения с однородными членами?
( Эти конструкции создают очень точную картину, позволяют описать героя подробно, передать все детали, так что можно ясно представить его.)
-Какой же представляется вам Варенька? А её отец? Выразите свои ассоциации с помощью слова или словосочетания.
( Слайд № 12.)
(Например, Варенька – нежная лилия, грациозная лань, распустившаяся роза, яркая звезда, ; отец Вареньки – античная статуя, горный орёл, гордый лев, )
-Итак, каждый сейчас попытался зрительно представить героя благодаря экспрессивности однородных членов, которые передают мельчайшие детали портрета.

4. Восстановление авторского текста.
- А теперь посмотрим, насколько вы внимательны и чутки к слову писателя. Предлагаю восстановить текст как можно ближе к авторскому.
( Слайд № 13.)
Она была в ( белом) платье с ( розовым) поясом и в ( белых лайковых ) перчатках, немного не доходивших до ( худых, острых) локтей, и в ( белых атласных ) башмачках.
-Сопоставьте ваши варианты с текстом автора ( стр. 31). ( Слайд № 14.)
- Какие определения преобладают в предложении?
( В предложении преобладают определения, обозначающие цвет.)
- Как называется такой приём?
( Такой приём называется цветопись.)
- Как вы считаете, является ли повтор слова белый речевой ошибкой?
(Повтор слова не является ошибкой, так как Л.Н.Толстой очень часто использует повторное название предметов, явлений, признаков. Это характерный толстовский приём, отмеченный лингвистами.)
-С какой целью использует Толстой этот приём в данном предложении?
(Белый цвет - олицетворение чистоты, свежести, света, радости. Таким образом, Толстой с помощью слова белый подчёркивает ощущение праздника и передаёт душевное состояние рассказчика.)
- Скажите, пожалуйста, а как ещё Толстой передаёт душевное состояние Ивана Васильевича?
( Автор передаёт душевное состояние героя через музыку: весёлая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение.)
- А у нас сейчас тоже музыкальная минутка. Послушайте вальс австрийского композитора Иоганна Штрауса « Голубой Дунай», расслабьтесь на мгновение, окунитесь в атмосферу бала 19 века.
- А сейчас продолжим работу.
- Найдите в тексте предложение, передающее настроение рассказчика, находящегося на балу, через музыку.
( « Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду – танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, всё с Варенькой». ) ( стр. 31)
- В чём заключается особенность предложения?
( Это предложение с однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом и.)
- Как вы думаете, почему при данных однородных дополнениях повторяется союз и?
( Повторяющийся союз и используется для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий.)

5. Лингвистический эксперимент.
-Перестройте это предложение по схеме: 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Что изменится?
( Исчезает эмоциональность, предложение становится нейтральным по настроению.)
- Итак, рассказывая о героях, рисуя их портреты, Толстой умело использует экспрессивные возможности предложений с однородными членами, помогающими точно и ярко передать детали внешности, особенности характера, определённое настроение персонажей.
Опираясь на ваши исследования, возьмём для анализа другой эпизод, где тоже преобладают конструкции с однородными членами, описание мазурки, танца, знакомого вам только по книгам и кинофильмам. А откуда пришёл этот танец, что он собою представляет? Мы узнаем это из сообщения.
( Слайд № 16.)
Звучит мазурка Ф. Шопена, сообщение обучающегося на эту тему.
( Приложение № 2.)
-А как описывает этот танец Л.Н.Толстой с помощью слова?
Выразительное чтение отрывка ( стр. 33).
«Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигурка Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких, белых, атласных ножек... Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он всё-таки ловко прошёл два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали . С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвёл её ко мне, думая, что я танцую с ней.»
-Проведём небольшое исследование: конструкции с какими однородными членами здесь преобладают?
( Фрагмент насыщен предложениями с однородными сказуемыми и однородными обстоятельствами.)
-Случайно ли это?
(Нет, так как мазурка – быстрый танец, и с помощью предложений с однородными сказуемыми, однородными обстоятельствами передаются динамические движения танца.
-А ещё в каком эпизоде должны преобладать именно конструкции с однородными сказуемыми и однородными обстоятельствами и почему?
( Это сцена наказания татарина, так как в её основе тоже лежат действия.)
( Слайд № 17.)
Выразительное чтение отрывка ( стр. 37- 38).
« Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперёд, то падая наперёд – и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И, не отставая от него, шёл твёрдой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был её отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.
При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону ,с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только, когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг вперёд и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлёпнул ею по спине татарина. Татарин дёрнулся вперёд. Но унтер-офицеры удержали его , и такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той. Полковник шёл подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щёки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу.»

-Выпишите из текста однородные сказуемые и обстоятельства ( I группа - из первого эпизода ( мазурка), II группа – из второго эпизода ( наказание татарина).
Такие предложения обладают экспрессивной возможностью передавать движение и его характерные особенности.
- По какому принципу строятся эти два эпизода?
( Это принцип контраста, антитезы.)
- А в чём ещё проявляется контраст в рассказе?
( Контраст передаётся через цвет.)
- Какие прилагательные, обозначающие цвет, употребляются в 1 части рассказа? (Слайд № 18.)
( В 1 части употребляется прилагательное белый ( белое платье Вареньки, белые перчатки , белые башмачки, белые усы); розовый ( розовый пояс Вареньки).Это мажорная часть рассказа, и здесь встречаются соответствующие цвета.

- С какого дважды повторяющегося прилагательного начинается 2 часть рассказа?
( Это прилагательное чёрный( увидал что-то большое, чёрное; солдаты в чёрных мундирах). Здесь вновь употребляется и прилагательное белый, но в другом контексте( оскаленные белые зубы).И, наконец, - слово красный( что-то пёстрое, мокрое, красное – это спина наказываемого.)
- Если вспомнить, что в русской иконописи красный цвет часто означал ад и мученичество, то понятна его символичность и в данном тексте.
- Как вы считаете, с какой целью автор использовал контраст по цветовой гамме в предложениях с однородными членами?
( «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчаткахи в белых атласных башмачках». «Это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека»).
(Автор это использует, чтобы показать, как меняется настроение рассказчика, попавшего после бала на экзекуцию: белый цвет сменяется чёрным; розовый переходит в красный.)
- В своём исследовании вы верно отметили, что в эпизодах, передающих душевное состояние Ивана Васильевича, тоже преобладают конструкции с однородными членами. Давайте выясним, какова их функция.
- Что чувствует Иван Васильевич, пребывая на балу?
(Герой испытывал любовь во всему, что его окружало. Он был счастлив: « Я обнимал в то время весь мир своей любовью».)
- Как Толстой подчёркивает эти чувства с помощью одной синтаксической конструкции с однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом и ? Найдите предложение в тексте.
( « Я любил и хозяйку в фероньерке, с её елисаветинским бюстом, и её мужа, и её гостей, и её лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова».) ( стр. 35)
- Заметьте, в ряду однородных дополнений - слова, обозначающие разных по социальному положению людей и даже соперника рассказчика, то есть соединяются « однородные неоднородности».
- Смена внутреннего состояния рассказчика, попавшего после бала на экзекуцию, передана фразой с однородными определениями, характеризующими музыку. Зачитайте её.
« Но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка». (стр. 37.)

( Слайд № 19.)
- Смену настроения героя передаёт градация – расположение близких по значению слов в порядке повышения или понижения их смысловой или эмоциональной значимости. ( Запись в тетрадь.)
-Итак, что же чувствует герой, ставший свидетелем сцены наказания?
Чтение эпизода ( стр. 38- 39).
« Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличён в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лёг. Но только стал засыпать, услыхал и увидал опять всё и вскочил».
(Герой чувствует стыд и тоску. )
- В каком значении: прямом или переносном - Толстой использует однородные определения физическая, доходившая до тошноты тоска ?
( Автор использует однородные члены в переносном значении: доходящая до тошноты тоска – это не что иное, как « отвращение, омерзение» .)
- Ещё какие однородные члены употребляет автор в этом фрагменте?
( Нераспространённые однородные сказуемые: опустил, поторопился уйти; услыхал, увидал, вскочил. )
- Что выражают эти члены предложения?
( Они показывают душевный разлад, беспокойство Ивана Васильевича).
- Что же стало итогом душевного потрясения рассказчика? Прочитайте.
« Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней. И любовь так и сошла на нет». ( Любовь к Вареньке умерла по вине её отца. )
- Почему Толстой соединяет в ряду однородных слова неловко и неприятно? Когда мы испытываем такие чувства?
( Мы испытываем их, когда становимся невольными свидетелями чего-то безнравственного. )
- « Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее, утра». Что же стало причиной этого? Что несовместимо с нравственностью?
( Отец Вареньки жестоко обращался с подчинённым. Жестокость же несовместима с нравственностью.)
- Включите слово жестокость в качестве одного из однородных членов в предложение, которое выражало бы авторскую позицию по данному вопросу. Запишите предложение. (Слайд № 20.)
( Жестокость, беспощадность, безжалостность являются, по мнению Толстого, тяжкими человеческими пороками, приводящими к гибели любви.)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Какие задания показались сложнее других?
- Что оказалось ново?
- Что выявили, погрузившись в язык Толстого?
( Слайд № 21.)
- Итак, мы наблюдали сегодня, как конструкции с однородными членами помогают автору произведения в создании яркого портрета , в образной характеристики действий, в передаче тончайших душевных переживаний героя.
Отбор нужных синтаксических конструкций, умелое и бережное отношение Толстого к слову, которое, по определению Аристотеля, является «знаком состояния души», помогли нам насладиться языком мастера и понять его авторскую позицию.
VII. Домашнее задание. ( На выбор). (Слайды №22, 23 )
I.Составление синквейнов:
1. Душевное состояние Ивана Васильевича на балу.
2. Душевное состояние героя, наблюдавшего сцену наказания
татарина».
II.Сочинение- миниатюра на тему: « Жестокость в нашей жизни. Как с нею бороться», в котором следует выразить свою позицию по данному вопросу; возможно, она будет сходна с позицией Л.Н.Толстого.


Дата проведения урока:
Учитель:
Председатель аттестационной комиссии:
Члены аттестационной комиссии:
Использованная литература
1. Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений.
В 2 ч.Ч.2/ авт.-сост. В.Я.Кoровина[ и др. ]. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2006. –
368 с.: ил. – ISBN 5-09-014827-9.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка
3. Русский язык. 8 кл.
4. Русский язык в школе. 1992, № 3-4. – 79с.
5. Русский язык в школе. 1992. № 5-6. – 63с.
6. Фет А. А. Стихотворения/ Примеч. В. Коровина. – Краснодар: Кн. издво,
1979. – 32с. – ( Школьная б-ка).
7. Школьный толковый словарь русского языка
8. Энциклопедический словарь юного филолога Э 68 (языкознание) Сост. М.В.
Панов. – М.: Педагогика, 1984. – 352 с., ил.

























Домашнее задание. ( По выбору.)
1.Составление синквейнов:
1. Душевное состояние Ивана Васильевича на балу.
2. Душевное состояние героя, наблюдавшего сцену наказания
татарина».
2.Сочинение- миниатюра на тему: « Жестокость в нашей жизни»,
в котором следует выразить свою позицию; возможно, она будет
сходна с толстовской.

Домашнее задание. ( По выбору.)
1.Составление синквейнов:
1. Душевное состояние Ивана Васильевича на балу.
2. Душевное состояние героя, наблюдавшего сцену наказания
татарина».
2.Сочинение- миниатюра на тему: « Жестокость в нашей жизни»,
в котором следует выразить свою позицию; возможно, она будет
сходна с толстовской.
Домашнее задание. ( По выбору.)

1.Составление синквейнов:
1. Душевное состояние Ивана Васильевича на балу.
2. Душевное состояние героя, наблюдавшего сцену наказания
татарина».
2.Сочинение- миниатюра на тему: « Жестокость в нашей жизни»,
в котором следует выразить свою позицию; возможно, она будет
сходна с толстовской.

Домашнее задание. ( По выбору.)
1.Составление синквейнов:
1. Душевное состояние Ивана Васильевича на балу.
2. Душевное состояние героя, наблюдавшего сцену наказания
татарина».
2.Сочинение- миниатюра на тему: « Жестокость в нашей жизни»,
в котором следует выразить свою позицию; возможно, она будет
сходна с толстовской.






























Список использованных источников
1) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13PAGE 15


13PAGE 141515



( Слайд № 15.) Однородные члены присоединяются только при помощи интонации.