Методическая разработка урока по литературному чтению по теме Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

Методическая разработка урока
по литературному чтению во 2 классе

Тема: Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

Цели: познакомить с поэзией Ф.Тютчева – стихотворением «Зима недаром злится», стихотворными строчками о зиме А.Тарковского, Г.Державина, Ю. Мориц, С.Черного. Учить сопоставлять поэтические строчки с зимними пейзажами художников-передвижников. Учить видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; учить определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову; прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.
Метапредметные задачи:
(регулятивные) содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
(познавательные) содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в тетради; сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом;
(коммуникативные) принимать участие в работе парами и группами, договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование: аудиозапись «Детский альбом Чайковского. Времена года», портрет Ф.Тютчева, диапроектор, экран, диск с репродукциями картин художников на тему «Зима», книга «Литературное чтение,ч.2,Л.А.Ефросинина», рабочая тетрадь, карточки с поэтическими строчками о зиме, два эскиза с контурами женских фигур.

Ход урока.

Организационный момент.
-Прочтите запись на доске «Зимушка-зима».
-О чем будем говорить на уроке?
(О зиме.)
-Но ведь у нас урок не природоведения, а литературного чтения.
(О том, как писатели и поэты изображают зиму в своих произведениях.)

2. Знакомство с литературными приемами.
-Прочитайте поэтические строчки о зиме разных поэтов. Что бы вы нарисовали к каждой строчке?
«Зима висит на хвойных лапах,
По праздничному хороша».
( А.Тарковский)
«А там волшебница седая Лежит на высоте холма».
(Г. Державин)
« Березки толпятся кольцом
И никнут в торжественной пудре».
(Саша Черный)
« Сугробы, как звери, столпились у двери
И дышат в лицо ».
(Ю. Мориц)

-Какие строчки придают праздничное настроение?
-Многие поэты, наблюдая картины природы, для особой выразительности используют литературные приемы: образные сравнения, эпитеты ,метафоры, олицетворение.
Сравнение- это когда сопоставляют одно явление с другим. Попробуйте найти сравнение.
(«Сугробы, как звери», «толпятся кольцом», «зима висит»)
Эпитеты – это образные определения, выражающие сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. Найдите эпитеты.
(«Хвойные лапы», «волшебница седая», «торжественная пудра», «по праздничному хороша»)
Метафоры – это перенесение свойств одного предмета на другой, например, по их сходству. Попробуйте найти метафоры.
(«Столпились у двери», «дышат в лицо», «никнут в торжественной пудре»)

- Какие строчки вам больше всего понравились своей красотой ? Почему ?

3. Сопоставление поэтических строчек и картин художников.
- Под музыку П.И.Чайковского рассмотрите репродукции картин Б.Кустодиева «Масленица», И.Шишкина «Зима», «На севере диком», А.Саврасова «Дворик. Зима», В.Поленова «Зима» и сопоставьте с поэтическими строчками, которые вы прочитали. Объясните свои высказывания.

4 Знакомство с Ф.И. Тютчевым.
- Художник пишет картины кистью, чтобы выразить свои чувства, а поэт при помощи особых слов выразительности создает художественный образ, которыми тоже можно нарисовать картину,только словесную. Правда процесс поиска нужного слова, передающего чувства человека долгий и трудный и не каждому это удается.
- Сегодня я вас познакомлю с творчеством необыкновенного человека-Федора Ивановича Тютчева. Посмотрите на его портрет. Его называют «певцом природы»
- Как вы думаете, почему?
- Каждая строчка в его стихотворениях заставляет задуматься. Мне, например, нравится как он по разному, в зависимости от настроения, изображает зиму в своих произведениях. То она представляется в образе прекрасной волшебницы, чародейки, а то – злой ведьмой.
Одушевленная природа в стихах Ф. Тютчева полна движения, персонажи его очеловечены и наделены определенными характерами.

5. Чтение учителем.
- Послушайте стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится» и подумайте о чем оно?
-Действительно, это рассказ о соперничестве старухи Зимы и юной Весны, борьба между которыми, хоть и веселая, но яростная.

6. Самостоятельное чтение.
Прочитайте стихотворение самостоятельно и проследите за тем, как развертываются действия.

7. Выборочное чтение
.-Почему «Зима недаром злится»? Прочитай.
-А как встречает Весну все живое в природе? Прочитай.
-Можно сказать, что автор говорит о весне и зиме как о людях? Найди слова, подтверждающие свой ответ.
- Какой прием использует автор, чтобы мы представили это время года, когда еще остается снег, иногда дуют холодные зимние ветры, но весенние явления природы уже наступают ? (олицетворение)
-Найдите строчки, где это хорошо видно.
Зима. Весна.
«злится» «в окно стучится»
«хлопочет» « гонит со двора»
«ворчит»» «хохочет»
«взбесилась ведьма злая» «умылася в снегу»
–Какой вы представляете Зиму, Весну?
-Доскажите предложения:
Ведьма злая –это
Прекрасное дитя- это

-Как автор относится к победе весны над зимой? Выбери подходящий ответ, добавь свой.
(С радостью, с торжеством, с грустью, с лаской, с тоской, с печалью)

8.Иллюстрирование образов зимы и весны.
-На листочках нарисованы контуры женских фигур. Они одинаковые. Дорисуй им элементы одежды, лицо, волосы и т.д., чтобы получились два разных образа – весны и зимы ( по вариантам).
- Какие слова помогли вам это сделать?

Весна («хохочет и пуще лишь шумит», «прекрасное дитя», «и лишь румяней стала»).
Зима («зима недаром злится», «хлопочет и на весну ворчит», «взбесилась ведьма злая», «снегу захватя, пустила убегая»).

9. Анализ иллюстраций.
-Чем отличаются рисунки?
-Какие эпитеты вы подобрали бы к картине «Весна»? (Молодая, веселая, румяная, шумная, красавица)
-К картине «Зима»? ( Упрямая, старая, седая, ведьма злая.)
-Что вам помогло нарисовать образ Весны и Зимы, представить их?
(Эпитеты, сравнения, олицетворения).

10. Подготовка к выразительному чтению.
-Каким настроением пропитано все стихотворение? (Озорством, веселостью, задором).
-И как бы мы не любили зиму с ее кружевными и затейливыми узорами, на смену ей приходит весна с чистотой и веселостью, задором и оптимизмом. Это настроение надо передать при чтении стихотворения.
- Подготовьте выразительное чтение и не забудьте о секретах речи (тон, паузы, громкость, темп)

11. Выразительное чтение детьми.
-Объясните слова «взбесилась», «нудит».

12. Допишите строчки, расставив знаки препинания:
Зима недаром
Прошла ее
Весна в окно
И гонит со

13. Попробуйте сочинить стихотворение с предложенными рифмами
злится
.стучится
Трудно ?

14. Итог. Задание на дом.
Чуть более трехсот стихотворений составляет наследие Тютчева, способности которого проявились в 15 лет. А первые стихи, еще неизвестного поэта, но высоко оцененные А.С.Пушкиным были опубликованы в журнале «Современник».
-А сегодня мы познакомились только с одним его стихотворением, и я думаю, что уже кому то оно очень понравилось.Чем?
-Кто хочет выучить это стихотворение наизусть?
15