Конспект урока по литературе Образы природы в русской поэзии. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды.


Тема: Образы природы в русской поэзии. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды».
Автор: Жирадкова Елена Геннадиевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ Коктебельская школа.
Цель: ознакомить учащихся со сведениями о жизни и творчестве Ф. И.Тютчева; совершенствовать выразительное чтение лирических стихотворений, развивать умение анализировать лирические произведения, акцентировать внимание на изображении природы в литературе и живописи, фотографии; воспитывать любовь к родному краю, бережному отношению к природе.
Задачи урока:
- личностные: развивать потребность к самовыражению; развивать
уважительное отношение к литературе, родной природе;
- метапредметные: развивать умение формулировать собственное мнение,
самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить
необходимые коррективы в их исполнение, проводить наблюдение,
сравнивать, понимать переносный смысл тропов и фигур;
- предметные: формировать умение анализировать художественный текст.
Форма деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация картины Левитана и Шишкина; на доске записана тема урока, эпиграф; карточки для выполнения лабораторной работы.
Теория литературы: эпитет, олицетворение.
Эпиграф:
Поэт – тот, кто в предмете видит то,
чего без его помощи другой не увидит.
А.А.Фет
Ход урока
I.Организационный момент.Запись в тетрадь даты, вида работы, темы урока./3мин/
II.Постановка цели и задач урока.Просмотр презентации «Картины Шишкина и Левитана о красоте русской природы»
/3 мин/
Учитель:
-Какие эмоции вызвали у вас эти картины?
-Какая картина вам понравилась больше, чем?
-Какими бы словами вы описали любимое время года?
- А как еще можно передать красоту окружающего мира, не умея рисовать?
Учитель: Леонардо да Винчи однажды сказал : «Живопись-это поэзия, которую видят, поэзия-это живопись, которую слышат».
-Попробуйте сформулировать цель нашего урока /5мин/
III.Актуализация опорных знаний.Беседа: /2-5 мин/
-Какие роды литературы вы знаете?
-Чем стихи отличаются от прозы?
-Что такое лирика?
-Что важно в лирическом произведении?
IV. Работа над темой урока
1. «Давайте познакомимся». Сообщение ученика о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева. /3 мин/
1.Выразительное чтение стихотворений «Зима недаром злится», «Весенние воды», с.272-273./5 мин/
-Какова тема стихотворения «Весенние воды»?/1-2 мин/
Какова идея стихотворения?/1-2мин/
2.Запись в тетрадь./3 мин/
Красивая, строгая, мелодичная и упорядоченная стихотворная речь способна передать мысли и чувства поэта, его отношение к окружающему миру.
-Какие художественные средства помогают поэту более ярко, подробно передать свои ощущения в стихотворении «Весенние воды»?
Изучение нового материала.
Сегодня мы изучим еще один троп (художественное средство) - олицетворение.
Словарная работа. Запись в тетрадь/3 мин/
Олицетворение – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. Иногда этот оборот речи называют персонификацией.
Учитель: Олицетворение используют многие прозаики и поэты. Например, у Есенина можно встретить следующие строчки: «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает». Понятно, что зима как время года не может издавать звуков, а лес шумит лишь из-за ветра. Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.
-Какое из стихотворений Тютчева, данных в учебнике, почти полностью является олицетворением? («Зима недаром злится»)
-Вам уже известно, что такое ритм, рифма, вы уже учились подбирать рифму самостоятельно. Сегодня вам придется выполнить еще одну лабораторную работу на тему «Эпитет.Олицетворение».
V. Закрепление изученного материала.Лабораторная работа «Эпитет. Олицетворение»
Дано:
Карточка № 1 Карточка № 2
Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора —Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто всё — простор везде,-Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде.
Федор Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Еще в полях белеет снег,А воды уж весной шумят —Бегут и будят сонный брег,Бегут и блещут и гласят — Они гласят во все концы:«Весна идет, весна идет!Мы молодой весны гонцы,Она нас выслала вперед». Федор Тютчев «Весенние воды»
Карточка № 3 Карточка № 4
Зима еще хлопочетИ на Весну ворчит.Та ей в глаза хохочетИ пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злаяИ, снегу захватя,Пустила, убегая,В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:Умылася в снегуИ лишь румяней сталаНаперекор врагу.
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...»
Чародейкою зимою
Чародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит —И под ……………………….. бахромою,Неподвижною, немою,…………….. жизнью он блестит. И стоит он, околдован, —Не мертвец и не ……………………—Сном ………………………… очарован,Весь опутан, весь окованЛегкой цепью ………………….... Солнце ……………………..ли мечетНа него свой луч ……………………..—В нем ничто не затрепещет,Он весь вспыхнет и заблещет…………………………….. красой.
Слова для справок: снежной , ослепительной, живой, волшебным, чудной, зимнее, пуховой, косой
Цели для учащихся:
-сформулировать понятие « эпитет»;
-уметь подбирать эпитеты.
Ход работы
Взять карточку (№ 1- № 3, по выбору учащегося или учителя).
Прочитать фрагмент стихотворения.
Назовите слова, помогающие поэту создать образ золотой осени, молодой весны, злодейки – зимы.
Как автор относится к своим героиням?
Какими членами предложения являются выделенные слова?
Какой частью речи выражены выделенные слова?
Опишите картины, которые видел, а потом описал поэт ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подготовить сообщение «Эпитет» по плану:
1. Эпитет- ___________________________ ________________________________
(какое?) (член предложения)
2.Отвечают на вопросы _________________________________________________________
3.Эпитеты чаще всего выражены _______________________________________________,
которое несет в себе _________________,_____________________,__________________.
4.Прочитать всю работу, сделать обобщение и вывод. Сформулировать понятие « эпитет».
5.Найти олицетворения и выписать их __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Взять карточку № 4. Подобрать эпитеты (Смотри слова для справок)
7. Сравнить со стихотворением Федора Тютчева «Чародейкою зимою» (Стихотворение распечатано для каждого)
8. Прочитать всю работу, сделать обобщение и вывод.
9. Сравнить свое определение « эпитет» с определением в словаре литературоведческих терминов.
Защита работ. Оценивание.
V I. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
V II.Домашнее задание. Подготовиться к литературной гостиной: а)подготовить биографию поэта, б) Выучить понравившееся стихотворение о природе стр.272-282,
в)повторить теорию литературы