Конспект интегрированного урока Отражение времени правления Николая I в рассказе Л.Н. Толстого После бала


Интегрированный урок истории и литературы на тему «Отражение времени правления Николая I в рассказе
Л.Н. Толстого «После бала»
Цели урока:
- показать, как литературное произведение отражает историческую эпоху,
- учить быть талантливыми и вдумчивыми читателями,
- воспитание гражданина через уважительное отношение к отечественной истории и классической литературе.
Тип урока – урок-импровизация с использованием ИКТ.
Форма проведения – эвристическая беседа с элементами анализа художественного произведения и интерпретацией цветовых решений личных переживаний главного героя рассказа.
Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстрации учащихся.
Время проведения 3 марта 2011 года
Класс 8А
Учителя Дубовик Ирина Васильевна и Зажорова Людмила Ильинична.
Ход урока
1, 2 СЛАЙДЫ - заставки на начало урока (для присутствующих)
3 СЛАЙД. Тема сегодняшнего необычного урока «Отражение времени правления Николая I в рассказе Л.Н. Толстого «После бала». Целью нашего с вами общения должно стать осознание того, насколько взаимопроникновенны две области знаний: литература и история. Также мы должны научиться из художественного произведения извлекать сугубо историческую информацию. По ходу нашего разговора вы должны заполнить листы наблюдений и в конце урока сдать их на проверку. Каждый ученик получит по две оценки: по истории и литературе.
4 СЛАЙД. Итак, обратимся к изученному ранее произведению Льва Николаевича Толстого «После бала».
5 СЛАЙД. (Клик - появляется вопрос) Когда Толстым был написан рассказ «После бала»? (В 1903 году)
(Клик - появляется вопрос) О каком времени идёт речь в рассказе ? (О правлении Николая I). (Клик – появляется портрет Николая I).
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: Это время одно из самых спорных в оценках историков. Одни негативно оценивают роль Николая 1 в нашей истории, другие называют его «здоровым консерватором». И действительно:
С одной стороны – казнь и расправа над декабристами, с другой – возвращение ко двору из ссылки М.М.Сперанского.
Объявление амнистии, но первыми в списке упоминаются взяточники и казнокрады.
Удаление от себя Аракчеева – ярого сторонника военных поселений, но зато создание жандармерии – орган политического сыска.
Нерешительность в решении самого злободневного вопроса для России – крепостного права – а с другой – появление железной дороги, почти в одно время с Англией. Поклонник прусских порядков, дисциплины и строгого подчинения, Николай 1 огромную роль отводил законности и подчинению закону. Подчинив свою жизнь строгому расписанию, он стремился к тому, чтобы и государство строило свою жизнь по строго установленным правилам.
(Клик по значку – гиперссылка на иллюстрацию СЛАЙД 30 ): Какой исторический момент изображён на этой картине? (Николай вручает Сперанскому Орден Андрея Первозданного). ( Клик – появляется надпись). Возвращаемся на 5 слайд.
(Клик – появляется вопрос): Какие факты указывают на то, что речь идёт о времени правления Николая I ? Обратитесь к содержанию рассказа. (с.30)
6 СЛАЙД (Клик – появляется цитата) То, что я хочу рассказать, было в сороковых годах.
Вопрос: Назовите годы правления Николая I . (1825 - 1855)
(Клик – появляется цитата) Был я в то время студентом провинциального университета.
Вопрос: А как много университетов было в России к тому времени? После ответов ребят учитель даёт историческую справку о том, что царь всячески содействовал появлению высших учебных заведений в России. В начале 19 в. В России был 1 университет – Московский. Согласно указу Александра 1 от 1803 г. страна была поделена на 6 учебных округов, в каждом из которых был открыт университет. Казанский, Харьковский, Петербургский – открыты при Александре 1, и только один - Киевский - при Николае.( В Англии – 14)
В начале 19 в. Было только одно высшее заведение технического профиля – Горный институт
При Николае был открыт Технологический институт, Техническое училище в Москве, Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская Академии
В начале правления Николая в России было 49 гимназий. За тридцать лет его правления число гимназий достигло 77. Из них 3 - в Сибири, в том числе одна в Иркутске.
Системы начального образования не было. (5% грамотных среди крестьян)
(Клик – гиперссылка на 32 слайд ). Информация о высших учебных заведения в России.
(Клик – возвращение на 6 слайд)
(Клик – появляется цитата) … в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды…
Вопрос: А почему у студентов не было никаких кружков?
Университеты были поставлены под строгий жандармский и административный контроль. Выискивались малейшие проявления вольнодумия. Обыкновенные студенческие вечера преподносились Николаю как «страшный заговор», участники которого получали непомерно тяжелые наказания.
(Клик – появляется цитата) Главное же моё удовольствие составляли вечера и балы. Негде было молодому образованному человеку применить свои силы и знания.
Дворянское общество проводило жизнь в балах и прочих развлечениях. Давайте ненадолго погрузимся в атмосферу дворянского бала, понаблюдаем, как беззаботно кружатся пары, как воодушевлённо играют крепостные музыканты, как прекрасна жизнь тех, у кого нет печали о хлебе насущном.
7 СЛАЙД . Запускаем photo story “Мазурки музыка звучит».
8 СЛАЙД. (Клик – появляется портрет Николая I)
Вопрос: А кто из героев рассказа олицетворяет николаевскую эпоху, где всё было подчинено закону? (Полковник). (Клик – появляются иллюстрации, к двум ключевым эпизодам рассказа). Понаблюдайте за поведением героя во время двух эпизодов. Какие подробности указывают на жизненную позицию героя и в сцене бала, и в сцене экзекуции? (Искренняя убеждённость в том, что всё делается по закону. Иначе полковник поступить не мог, т.к. он является частью государственной машины. Он связан присягой и честью офицера. И всё что он делает, он делает искренне.
9 СЛАЙД. Вопросы: Кстати, а к какому сословию принадлежал полковник?
А какие сословия были в России в николаевское время? (Духовенство, дворянство (помещики), купечество, крестьянство (государственные, крепостные, удельные), мещанство, казачество, инородцы, иноверцы, иностранцы). (Клик – появляются названия всех сословий).
10 СЛАЙД. С картинками, иллюстрирующими людей разных сословий. Вопрос: Представители каких сословий показаны в рассказе Толстого «После бала»? (дворяне – полковник, Иван Васильевич, крестьяне – лакеи, музыканты, мещане – извозчики, кузнец.)
11 СЛАЙД. Вопрос: А к какому сословию вы отнесёте солдат, изображённых на страницах произведения?
12 СЛАЙД. Иллюстрация «Сквозь строй». Вопрос: А как жилось простому российскому солдату? Прокомментируйте эту страницу истории, обратившись к тексту рассказа.
13 СЛАЙД. Факты о наказании шпицрутенами.
14 СЛАЙД. Коллаж «Сословия в России».
Активное поддержание Николаем сословного принципа консервировало и укрепляло существующую иерархическую структуру общества, порождало социальное неравенство и резкий контраст в положении и возможностях различных слоев населения.
15 СЛАЙД. Вопрос: А как этот социальный контраст показан в рассказе «После бала»? Какие противопоставления мы выявляли при изучении содержания и композиции произведения? На что Толстой обращает внимание читателя, чтобы раскрыть глаза на вопиющую несправедливость в обществе?
По мере появления пар-противопоставлений учащиеся дают свои комментарии.
Противоречия были и в душевном состоянии главного героя рассказа. До рокового утра это был один человек, после – другой. Прокомментируйте, как изменения в душе героя изобразили ученики 8 Б класса. Почему использованы те или иные цвета, кое-где появились силуэты, символы?
16 и 17 СЛАЙДЫ – ПОМОЩНИКИ: «Символика цвета и геометрических фигур в живописи».
Учащиеся работают с рисунками.
18 СЛАЙД. Вопрос: Какие выводы из состоявшегося на уроке диалога мы можем сделать?
- Русская классическая литература тогда лишь интересна и понятна, когда мы хорошо знаем историю.
- Лишь талантливый, пытливый читатель в состоянии оценить проблематику произведения и аналогии между прошлыми событиями и современностью.
(Клик – появляются выводы из наших наблюдений)
19 СЛАЙД. Вопрос: Пережив душевное потрясение, смог ли герой оправиться от шока? Как он реализовал себя на личность? (Будьте особенно внимательны к последним фразам героя).
(Клик – появляется цитата): …не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился.
(Клик – появляется цитата): - Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились. Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было.
Вопрос: Чем же мог заниматься Иван Васильевич, если окружавшие его люди так отзывались о его деятельности, о чем умолчал автор?
Николаевское время, это время не только балов и развлечений. Это время напряженных размышлений о судьбах России. Перед многими образованными людьми, (а мы видим, что герой рассказа образованный человек) встали вопросы о прошлом, настоящем и будущем страны, о том, по какому пути пойдет ее дальнейшее развитие. Об этом мы будем говорить с вами на следующем уроке.
Учащиеся сдают листы наблюдений.
Ребятам предлагается викторина .
Дополнительные бонусы за викторину и «Перекличку эпох»