Конспект урока литературы в 8 классе Христианские мотивы в рассказе Л.Н.Толстого После бала


Христианские мотивы в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»
Цели урока:
Образовательные:
- научиться анализировать текст, опираясь на художественные детали;
- при помощи сопоставительного анализа выявить авторскую позицию.
Воспитательная: способствовать пониманию учащимися нравственных понятий, характеризующих личность: милосердие, гуманность, чуткое отношение к человеку, неприятие насилия над личностью.
Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса школьников к художественной литературе, понимания глубинных психологических процессов, связанных с чувствами любви, долга; продолжить развитие умения анализировать литературные образы.
1. Постановка задачи.
Рассказ Л.Н.Толстого начинается фразой рассказчика: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае».
Найдите в этой фразе ключевые слова.
НЕ МОЖЕТ САМ ПОНЯТЬ
ХОРОШО
ДУРНО
СРЕДА ЗАЕДАЕТ
СЛУЧАЙ
Сформулируйте вопросы, отталкиваясь от ключевых слов. (Почему человек сам не может понять? А с чьей помощью? Что хорошо? Что дурно? Что значит – среда заедает? О каком случае идёт речь?)Попробуем ответить?
Найдите антонимическую пару. (Хорошо – дурно). Какое слово несёт самую большую смысловую нагрузку в высказывании Ивана Васильевича? (Случай). Подберите к этому слову антоним. (Закономерность). Сформулируйте задачу, которая сегодня будет стоять перед нами на уроке. (Понять, что на самом деле хорошо, что – дурно и как случай становится основой для закономерности).
2. Работа с текстом и ключевыми понятиями.
На доске в произвольном порядке прикреплены слова: ЛЮБОВЬ, МУЗЫКА, ПЕРЧАТКА, ГОЛГОФА, ТЕЛО, ЗАКОН, ТАНЕЦ, СТРАДАНИЕ. Какое слово на первый взгляд никак не связано с текстом? (Голгофа). Каково значение этого слова? (Гора, на которой был распят Иисус). Объедините их в пары, опираясь на текст рассказа и библейскую историю. (Любовь-тело, музыка-танец, перчатка-закон, страдание-Голгофа).
ЛЮБОВЬ. Найдите в начале текста описание того, кого беспрестанно видел герой. Найдите в описании лексический повтор. («…видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться»). Каков его смысл? От какого слова произошёл этот глагол? Какую любовь испытывает герой? («Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви»).
Какая ещё явлена любовь в рассказе, кроме любви Ивана Васильевича к Вареньке и её отцу? (Это любовь отца к дочери). Как она выражается? («Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», – думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня»).
ТЕЛО. Как ощущает своё тело герой во время танца? («И я вальсировал еще и еще и не чувствовал своего тела»). Как воспринимает тело Вареньки Иван Васильевич? («Чем сильнее я был влюблен, тем бестелеснее становилась для меня она»). Почему рядом со словом любовь появляется слово тело? (Подчёркнутая бестелесность любви героя символизирует её истинность, чистоту, силу).
Найдите книжное слово, встречающееся также в церковной лексике: «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Как вы понимаете его значение? (БЛАЖЕННЫЙ, -ая, -ое; -жен, -женна. 1. В высшей степени счастливый. Блаженное состояние. Б. миг. Блажен, кто верует (афоризм). 2. полн. ф. Не совсем нормальный [первонач. юродивый] (разг.). 3. То же, что святой (в 1 знач.) (устар.). Храм Василия Блаженного. * В блаженном неведении (ирон.) - в полном неведении (о чем-н. плохом, неблагополучном). //сущ. блаженность, -и, ж. (к 1 знач.)).
Итак, блажен, значит, счастлив. Почему Толстой не употребил слово нейтральной лексики, а решил использовать слово, тесно связанное с христианской символикой? (Начиная с упоминания праздника масленицы, автор на протяжении всей второй части рассказа взывает к христианским чувствам читателя).
Чью телесность особенно подчёркивает Толстой? («Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами»). Почему? (Подчёркнуто совершенство тела, оболочки духа). В чём на балу может быть выражено совершенство тела и его движений? (В танце). Чей танец наиболее совершенен и гармоничен на балу? («Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей. И я невольно соединяю его и ее в одном нежном, умиленном чувстве»). Когда ещё в рассказе зайдёт разговор о теле? (Когда будет описан наказываемый татарин). Какое это тело? («Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека»). Встаёт ли теперь слово любовь рядом со словом тело? Почему?
МУЗЫКА. Когда герой рассказа слышит музыку? (На балу и во время наказания татарина). Какая музыка на балу? («…танцевал и кадрили, и вальсы, и польки»). Какая музыка во время экзекуции? («Но это была какая-то, другая, жесткая, нехорошая музыка», «повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию»).
ТАНЕЦ. Что обычно делают под музыку? (Танцуют). Каким чувством проникнут танец героя с Варенькой? (Любовью). Это какой танец? (Танец любви). Теперь давайте воспримем слово танец метафорически и перенесёмся в сцену наказания. Найдите описание движений татарина. («При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова»). Какие слова демонстрируют повторение движений? («…поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял…»). Метафорически это тоже танец. К какому итогу может он привести татарина? (К смерти). Следовательно, какой это танец? (Танец со смертью). Найдите в описании этого страшного танца слова татарина и противопоставление. («Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали»). Почему «братцы не милосердовали»? (Они были во власти полковника, который не позволял им этого делать, и боялись оказаться на месте татарина).
ПЕРЧАТКА и ЗАКОН. Какая ещё художественная деталь фигурирует в обеих сценах? (Перчатка). Найдите соответствующие эпизоды. (На балу: «…натянув замшевую перчатку на правую руку, — «надо всё по закону», — улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт». На улице:
«— Я тебе помажу, — услыхал я его гневный голос, — Будешь мазать? Будешь?
И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина»). Какое значение имеет слово закон в первом эпизоде? (Те правила, по которым осуществляется танец). В этом эпизоде как воспринимается желание полковника всё делать по закону? (Это характеризует его как человека щепетильного, привыкшего всё делать правильно и чётко. И в данном случае это показывает его с положительной стороны). С каким чувством смотрит Иван Васильевич на танец отца и дочери? («Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них»).
А в сцене наказания герой поступает по закону? (Да). За что наказывается татарин? (За дезертирство).
Какие чувства испытывает герой, глядя на исполнение этого закона? («Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой. А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища»). Какой закон соблюдал полковник? (Государственный, юридический).
Какому закону он противоречит? (Божьему). Какое слово призывает исполняющих государственный закон остановиться? («Помилосердуйте»).
К какому выводу приходит герой, почувствовавший противоречие этих двух законов? («Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, — думал я про полковника. — Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня»). Почему герой не осуждает полковника, а пытается объяснить себе его поведение? (Его внутреннее нравственное чувство не допускает мысли, что подобное зверство может совершаться без основательного объяснения, способного примирить действительность с совестью).

3. Сопоставительный анализ эпизодов рассказа и Евангелия.
1. В тексте есть точное указание, когда происходит действие рассказа. Назовите его. (Бал проходил в последний день масленицы, а наказание – в первый день Великого Поста). Как называется последний день масленицы? Почему? (Прощённое воскресенье. Это последний день перед Великим Постом, люди каются в своих грехах и прощают грехи и обиды друг другу). Какому празднику предшествует Великий Пост? Что это за день? (Пасха – день воскресения Христа).
2. Предлагаю посмотреть небольшое видео, после которого мы прочтём один библейский текст. На экране отрывок из фильма «Иисус из Назарета».
Какой сюжет вы увидели? (Путь Христа на Голгофу). Как вы думаете, почему в разговоре о рассказе Толстого возник этот сюжет? (Наказание татарина похоже на путь Иисуса к месту распятия: с обеих сторон бичующие его люди, он весь в ранах, взывает «помилосердовать», наказывающие непреклонны).
3. Обратимся к тексту ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА:
1Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.
2 И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,3 и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.4 Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.
5 Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.12 С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа <…>
Почему на Иисуса надета багряница? (Багряница – одеяние представителя верховной власти. Так люди издеваются над Ним). Какова позиция Понтия Пилата? («…я не нахожу в Нем никакой вины»). Как вы понимаете его слова: «Се Человек»? (С одной стороны, Пилат хочет сказать, что перед иудеями стоит обыкновенный, совершенно ничтожный человек, а с другой – воззвать к милосердию людей, стремящихся так жестоко расправиться с Иисусом). Какую сцену рассказа напоминает этот эпизод? («Братцы, помилосердуйте!»).
Что отвечают иудеи на слова Пилата о невиновности Христа? («…мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть»). Как этот эпизод перекликается с рассказом? (Мы вспоминаем полковника, который стремиться всё делать «по закону»). Почему «убоялся» Пилат? (Он тоже подчинялся закону кесаря, и его нарушение могло повлечь за собой серьёзные последствия для прокуратора).
Как вы понимаете слова Иисуса: «…ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе»? (Властью человека наделяет Бог, а человек лишь исполняет Его волю. Горе тому, кто предал казни невинного). 4. Вспомните терзания Ивана Васильевича. (У полковника должны быть серьёзные основания, чтобы совершать жестокое наказание, грозившее смертельным исходом). На кого в этих терзаниях похож герой? (На Пилата). В чём их принципиальное отличие? (Пилат, боясь лишиться своего положения, уступил иудеям, очистив свою совесть тем, что не он отдал распоряжение казнить Христа. Иван Васильевич испытал настолько сильное нравственное отвращение к происходящему, что его сопровождала физическая тошнота, любовь к дочери полковника пошла на убыль, а герой решил никогда не служить).4. Подведение итогов.
1. В песне, которая сопровождала эпизод из фильма о пути Христа на Голгофу, есть слова: «Но и по сей день Его люди в сердцах распинают». Как вы их понимаете? (Нелюбовью, предвзятым отношением, лишённым сострадания, к ближним, мы снова и снова заставляем Христа, отдавшего жизнь во искупление человеческих грехов, проходить путь распятия, ведём Его на Голгофу).
2. Какова последняя пара слов, о которой мы ещё не говорили? (Страдание-Голгофа). Какое слово из другой пары, опираясь на текст рассказа и Евангелия, можно добавить к этой? (Тело). Почему? (Через телесное страдание татарина Иван Васильевич, подчёркнуто бестелесно влюблённый в Вареньку, испытывает физическую тошноту, то есть нравственный перекос заставляет его вспомнить о том, что человек есть существо, в котором неразрывно связаны дух и тело. Иисус пожертвовал своей земной, телесной жизнью ради жизни вечной, ради спасения людей). Что стало с любовью Ивана Васильевича? (Пошла на убыль?). Почему? (Она не имела ничего общего со всеобъемлющей христианской любовью к человеку и жизни во всех её проявлениях). Какой любовью проникся герой? (Христианской любовью к страдающему телу Христа).
5. Домашнее задание.
Написать развёрнутый ответ на вопрос: «В чём выражен христианский подтекст рассказа Л.Н.Толстого «После бала»?»