РП Окружающий мир 1 класс Плешаков Школа России

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Голицыно Нижнеломовского района Пензенской области

ПРИНЯТА Педагогическим советом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Голицыно Протокол № 1 от 30 августа 2016 г





Рабочая программа
по окружающему миру
1 класс




Составитель:
Сучкова Ирина Александровна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
МБОУ СОШ с. Голицыно




с. Голицыно, 2016 г.

Планируемые результаты изучения курса:
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
* Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
* Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
* Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
У учащегося будет сформировано:
принятие и освоение социальной роли школьника;
положительное отношение к изучаемому предмету;
уважительное отношение к иному мнению;
внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей;
понимать эмоции других людей, умение сочувствовать и сопереживать за другого человека;
невозможность разделить людей на хороших и плохих;
умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы опорно- двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ, выполнять компенсирующие физические упражнения (зарядку);
доброжелательно относиться к одноклассникам, умение нравственно оценивать свои и чужие поступки;
ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;;
установка на безопасный здоровый образ жизни.
Учащийся получит возможность для формирования:
внимание к красоте окружающего мира;
самооценки отдельных действий по критериям предложенным учителем (умение оценить себя);
осознания роли изучаемого предмета в жизни людей;
оценивания и принятия следующих базовых ценностей:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;
оценки ситуаций и поступков как хороших или плохих с точки зрения общечеловеческих, нравственных и российских гражданских ценностей;
умения определять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей страны;
правил поведения, общих для всех людей, всех граждан России;
мотивации к творческому труду и работе на результат;
готовить и проводить презентации перед небольшой аудиторией..
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Учащийся научится:
* Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
* высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
* работать по предложенному учителем плану.
*отличать верно выполненное задание от неверного.
* совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
* проговаривать последовательность действий на уроке;
* организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
* осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
* вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
Учащийся получит возможность научиться:
определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
делать вывод о степень успешности выполненной работы, в диалоге признавать свою ошибку или неудачу при выполнении задания;
вырабатывать критерии оценки;
осознавать причины своего успеха (неуспеха)
проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
Познавательные УУД:
*Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
*Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
*Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
*Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
*Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
*Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
*Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
*Слушать и понимать речь других.
*Выразительно читать и пересказывать текст.
*Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
*Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
Учащиеся научатся :
* называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
*объяснять, как люди помогают друг другу жить;
*называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
*называть основные особенности каждого времени года.
*оценивать правильность поведения людей в природе;
*оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Учащиеся получат возможность научиться:
*Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы.
*Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны.
*Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.
*Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс 66 часов
Введение 1 ч.
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от школы до дома.
Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Раздел «Что и кто?» 20 ч
Наша Родина Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.
Раздел «Как, откуда и куда?» 12 ч
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами.
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.
Раздел «Где и когда?» 11 ч
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Раздел «Почему и зачем?» 22 ч
Солнце ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля День Земли.
Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).
Заключение (1ч)
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

КТП - окружающий мир 1 класс (66 ч)
№ п/п
Тема урока
Часы

1
Задавайте вопросы!
1


Раздел «Что и кто?» (20 ч)

2
Что такое Родина?
1

3
Что мы знаем о народах России?
1

4
Что мы знаем о Москве?
1

5
Проект «Моя малая Родина»
1

6
Что у нас над головой?
1

7
Что у нас под ногами?
1

8
Что общего у разных растений?
1

9
Что растет на подоконнике?
1

10
Что растет на клумбе?
1

11
Что это за листья?
1

12
Что такое хвоинки?
1

13
Кто такие насекомые?
1

14
Кто такие рыбы?
1

15
Кто такие птицы?
1

16
Кто такие звери?
1

17
Что окружает нас дома?
1

18
Что умеет компьютер?
1

19
Что вокруг нас может быть опасным?
1

20
На что похожа наша планета?
1

21
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина»
1


Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)

22
Как живет семья? Проект «Моя семья»
1

23
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
1

24
Откуда в наш дом приходит электричество?
1

25
Как путешествует письмо?
1

26
Куда текут реки?
1

27
Откуда берутся снег и лёд?
1

28
Как живут растения?
1

29
Как живут животные?
1

30
Как зимой помочь птицам?
1

31
Откуда берётся и куда девается мусор?
1

32
Откуда в снежках грязь?
1

33
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»
1



34
Когда учится интересно?
1

35
Проект «Мой класс и моя школа»
1

36
Когда придет суббота?
1

37
Когда наступит лето?
1

38
Где живут белые медведи?
1

39
Где живут слоны?
1

40
Где зимуют птицы?
1

41
Когда появилась одежда?
1

42
Когда изобрели велосипед?
1

43
Когда мы станем взрослыми?
1

44
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
1



45
Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?
1

46
Почему Луна бывает разной?
1

47
Почему идет дождь и дует ветер?
1

48
Почему звенит звонок?
1

49
Почему радуга разноцветная?
1

50
Почему мы любим кошек и собак?
1

51
Проект «Мои домашние питомцы»
1

52
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
1

53
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
1

54
Зачем мы спим ночью?
1

55
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
1

56
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
1

57
Зачем нам телефон и телевизор?
1

58
Зачем нужны автомобили?
1

59
Зачем нужны поезда?
1

60
Зачем строят корабли?
1

61
Зачем строят самолеты?
1

62
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
1

63
Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?
1

64
Зачем люди осваивают космос?
1

65
Почему мы часто слышим слово «экология»?
1

66
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы».
1



 За счет часов, отведенных на внеурочную деятельность, рекомендуется проведение экскурсий: «Наша школа», «Дорога от дома до школы», «Природа вокруг нас», «Родной город (село)».










УТВЕРЖДЕНА Приказом по Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Голицыно
Приказ № от августа 2016 г Директор школы__________ Н. А. Двужилова






Заголовок 115