Статья студентки Котюк Н. под руководством Мацаевой О.В. на тему Роль знаний о здоровом образе жизни


Котюк Н. О. Роль знаний о здоровом образе жизни в формировании культуры молодого поколения. (руководитель Мацаева О.В.)
Проблема воспитания здорового и культурного поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Ухудшение культуры, в широком смысле этого слова, в России стало за последнее время серьезной проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. На сохранение культурного наследия страны и нации влияют многие факторы, в том числе и формирование ценностей здорового образа жизни и здоровья у молодого поколения. Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле – здоровый дух».
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им долголетия и полноценного выполнения социальных функций для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.Улучшение состояния здоровья нового поколения – это важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без помощи взрослых. Как говорил В.А. Сухомлинский «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
Педагогам совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовывать учебную деятельность, чтобы у ребенка формировалась потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Чтобы эти понятия прочно вошли в сознание, стали основой жизни, культуры и развития личности. Для этого необходимо иметь четкие представления о сущности понятий "здоровье" и "здоровый образ жизни", которые широко используются в системе понятий современного образования.
«Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений».
В психологии придерживаются мнения о том, что здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее ее отражение, в смысле преодоления: здоровье – не только состояние организма, но и стратегия жизни человека.
Таким образом, в литературе сущность понятия «здоровье» представляется по-разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения. В обобщенном виде это понятие может характеризоваться как емкая система, заключающая в себе совокупность критериев, соотносимых с требованиями общей культуры человечества.
Итак, здоровье – это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, экономических, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем освоенности общечеловеческих, государственных, региональных и национальных ценностей культуры.
Понятие  «здоровье»  неотделимо от понятия  «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения. Понятие образа жизни по своему составу является сложным. Оно позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины их поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни. Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье. Существуют несколько определений понятия «здоровый образ жизни», в основу которых заложены такие отправные суждения, как поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и др.
По нашему мнению, в определении этого понятия, необходимо учитывать: наследственность, функционирование организма и стиль жизни.
Отсюда следует, что здоровый образ жизни – это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций.
Итак, понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» являются сложными. Первое из них отражает смысл сохранения и развития биологических, социальных, духовных функций человека и общества и определяется уровнем освоенности общечеловеческих, государственных и национально-региональных ценностей культуры. Второе характеризует стиль жизнедеятельности, обусловленный особенностями организма человека, условиями его существования и ориентированный на сохранение, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения человеком личностно и общественно значимых функций.
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
- социальном: пропаганда, информационно-просветительская работа;
- инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;- личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.
Здоровый образ жизни также предполагает исключение и сведение к минимуму факторов, отрицательно влияющих на здоровье. К факторам, способным нанести непоправимый вред здоровью человека, его умственному и духовному развитию относятся и вредные привычки: курение, употребление спиртных напитков, токсических и наркотических веществ. Следует отметить, что образ жизни многих семей, где воспитываются современные дети, в большинстве своём не идеален, и там как раз, можно обнаружить так называемые факторы риска. А ведь семья это тот механизм, который в первую очередь оказывает влияние на подрастающее поколение, и где, прежде всего, воспитываются и закладываются нравственные составляющие общества, традиции национальной культуры. К сожалению, у детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется, скорее всего, недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
Поэтому, для того чтобы сохранить и улучшить свое здоровье, необходимо знать опасность вредных привычек, не допускать их привития и уметь с ними бороться.
Следует отметить, что, к сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Поэтому, для формирования культуры такие понятия как здоровье и здоровый образ жизни должны стать приоритетной целью и внутренней потребностью молодых людей и общества в целом. Это может достигаться путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций счастливой и здоровой жизни. Важную роль в этом направлении может сыграть создание новых образовательных программ на всех уровнях обучения начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни
Не стоит забывать и о важности института семьи в передаче и преумножении традиций, связанных с сохранением здоровья. Родителям необходимо учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, доказывать это личным примером, демонстрировать здоровый образ жизни, и только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут развиты не только физически, личностно, интеллектуально, но и духовно.
Можно утверждать, что здоровый образ жизни — это цельная, логически взаимосвязанная система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая способствует обеспечению его личной безопасности и благополучию. Становится ясно, что высокие духовные и физические качества человека теряют свою значимость, если этот человек не имеет богатую базу знаний о здоровом образе жизни и сохранении своего здоровья, а также умений позволяющих ему найти выход из создавшихся неблагоприятных условий, снизить факторы риска для своей жизни и здоровья.
Соблюдение норм здорового образа жизни должно способствовать воспитанию в каждом человеке таких качеств, как ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью, которое представляет как индивидуальную, так и общественную ценность.
«Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе» (Н. А. Барбараш, 1995). Поэтому для нашей страны одной из важных государственных задач следует считать создание «престижа» здоровья и здорового образа жизни, поддерживаемой экономически «моды» на здоровье, подобно тому, как это делается в индустриально развитых странах. Формирование правильного отношения к собственному здоровью должно стать показателем общей культуры современного человека и будущих поколений.