Проект Влияние времени на судьбу храма Богоявления Господня села Колесниково


Краткая аннотация
Распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов. Они становились сосредоточением церковной жизни и православной культуры, поэтому в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было неразрывно связано с понятием «Дом Божий». В истории нашей страны есть трагические страницы, когда государство пыталось оторвать человека от церкви. Почему же в советское время не удалось вытравить религиозную веру из людских сердец, стереть из памяти? Наверное, дело здесь в том, что религия веками сохраняла культурно – национальные традиции, особенности многовекового жизненного уклада.

Объект исследования:
хроника событий, связанных с церковью от построения по настоящее время.
Предмет исследования:
церковь Богоявления Господня в селе КолесниковоЦель исследования
изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма села Колесниково и показать историческую значимость общественных перемен в жизни села и людей.
Задачи:
Найти сведения о возникновении села Колесниково, строительстве православного храма в селе и причинах его разрушения.
Изучить историю храма в советский и постсоветский период.
Проанализировать отношение населения к церкви как к достопримечательности села.
Методы исследования
работа с архивными документами, газетными публикациями, социологический опрос, экскурсия по территории церкви, сравнение, анализ, синтез, обобщение, беседа. Гипотеза исследования
исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и нынешнее состояние храма Богоявления Господня.
Актуальность исследования
В работе рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках Основы православной культуры, искусства и МХК учащиеся знакомятся с особенностями храмового зодчества. Нам кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом мы и хотели написать в своей работе.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.
Практическое применение исследования
Исследование может быть использовано для проведения экскурсий в краеведческом музее, как материал для проведения уроков ОПК, искусство, МХК.
План и этапы исследования
Проблема заключается в том, что исторических документов, объясняющих причины рождения, закрытия и нынешнего состояния церкви в селе, немного, старожилов, свидетелей исторических событий становится всё меньше и меньше, те же, кто ещё жив, вспоминают с трудом события начала и середины 20 века.
№ Содержание этапа Временной промежуток
1. Изучение научно-популярной литературы, работа с материалами Интернета сентябрь 2013г.
2. Изучение документов и воспоминаний старожилов, свидетелей, происходящих в 20 веке в селе событий в краеведческом музее сентябрь – октябрь
2013 г.
3. Сбор краеведческого материала октябрь – ноябрь
2013 года
4. Проведение сравнительного анализа данных, полученных при работе с первоисточниками и полученных при беседе с людьми. ноябрь 2013года.
5. Написание и оформление текстового материала декабрь 2013 г- февраль 2014 г.
6. Подготовка презентации февраль 2014
7. Выступление перед учащимися март 2014 года
Библиография
Аксенова Р.Т. Вера в духовной жизни человечества. - М.: «Церковь», 1995. - 228 с.
Ермачкова Е.Е.. Первенцы сельской школы. Заводоуковск, 2003
Документы музея с.КолесниковоКарташова В.А. «Очерки по истории»
Справочная книга Тобольской епархии
Энциклопедия «Православие»
Энциклопедия «Русская культура с древнейших времен до наших дней»
Официальный сайт Тобольско-Тюменской епархии http://www.tobolsk-eparhia.ru
Основная часть
Благочестивые наши предки не могли жить без храма –он был так же необходим для души народа,как дом и пища для его телесного существования.Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.
Распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов. Они становились сосредоточением церковной жизни и православной культуры, поэтому в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было неразрывно связано с понятием «Дом Божий». Почему же не удалось вытравить религиозную веру из людских сердец, стереть из памяти? Наверное, здесь дело в том, что религия веками сохраняла культурно – национальные традиции, особенности многовекового жизненного уклада.
Чтобы определить, когда храм появился в селе и кто был инициатором его строительства, мы обратились в сельский музей, Тобольский архив и к документам Тобольско-Тюменской епархии, газетам 10-летней давности.
В ходе изучения документов, музейных сведений мы выяснили, что первые упоминания о селе Колесниково относятся к 1800 году. Точную дату образования села по документам определить не удалось. Можно предположить, что первыми поселенцами оказались люди, неугодные власти или, наоборот, недовольные властью. Это могли быть и старообрядцы, пополнявшие население Сибири с 1685 года. Знакомясь с историей русской церкви в «Очерках по истории» В.А. Карташова, показывающей весь путь, который пришлось пройти церковному движению, работая с энциклопедиями «Русская культура с древнейших времен до наших дней» и «Православие», мы предположили, что переселенцы – традиционно верующие, православные люди, должны были позаботиться о строительстве храма.
И действительно, среди архивных документов мы нашли такую запись. Она гласила о том, что в 1866 году жителями села при содействии священников Тюменско-Тобольской епархии была построена деревянная церковь. Она была невелика по размеру: не вмещала даже четверти прихожан. Работая с архивными документами, записями воспоминаний старожилов, хранящихся в сельском музее, мы предположили, что старая церковь похожа на ту, что вы видите на слайде презентации. К началу 20 века, несмотря на то, что жители и церковнослужители часто прибегали к её ремонту, в 1900 году даже покрыли крышу железом, церковь за 30 лет своего существования значительно обветшала.
По данным «Справочной книги Тобольской епархии» от 1 сентября 1913 года, в селе Колесниково в 1904 году прихожанами была построена каменная церковь. Инициатором её строительств, по воспоминаниям старожилов и документам, хранящимся в сельском музее, стал Антон Исаевич Петров, в селе его называли Святой Антоний. Уроженец села Колесниково, он долгое время находился в странствии. Весной 1895 года Антон Исаевич появился в селе и объявил о своём горячем желании построить на месте прежней новую церковь. При этом он попросил у прихожан всесторонней помощи: с каждого члена прихода, которому исполнилось 15 лет, доставить на место строительства по 10 возов песку, по 5 тысяч готового кирпича и по 3 воза дров для обжигания недостающего кирпича. Односельчане с готовностью согласились.
Идея строительства церкви в Колесниково очень быстро нашла поддержку у местной администрации. 25 апреля 1896 года Строительным отделением Тобольского губернского управления был выдан для начала работ план величественной каменной церкви, находящейся в связке с колокольнею. И хотя этот план имел ряд недостатков (в продольном разрезе показаны в колокольне слуховые окна, в боковом же фасаде этих окон нет; не было нанесено в проекте генерального плана местности, на которой предположено возводить храм, не приложено пояснительной записки; не сделано на проекте соответствующей надписи с показанием, на какое число людей проектируется церковь и, кроме того, под колокольнею нет помещения), им немедленно воспользовались для начала строительства. И в 1904 году общественность была приглашена на торжественное открытие Колесниковского храма. По записи в «Справочной книге Тобольской епархии» в ней был один престол в честь Богоявления Господня.
Познакомившись на уроках ОПК с особенностями храмового строительства, исследуя здание церкви, мы пришли к выводу, что наш храм – это храм – «корабль», так как он представляет собой кубический храм, соединенный с колокольней, и внешне напоминает корабль. Вот почему такой тип церкви получил название «корабля». Это архитектурная метафора: храм – корабль, на котором можно пуститься в плаванье по полному опасностей и соблазнов житейскому миру. Именно такая форма церквей получила на Руси широкое распространение.
Изучая документы, знакомясь с историей строительства храма, мы отметили, что в жизни моих односельчан церковь имела большое значение: она заботилась о духовном воспитании, религиозные обряды объединяли народ.
Занималась церковь и просветительской деятельностью. По воспоминаниям старейшей жительницы Марии Ермолаевны Пачежирцевой, хранящимся в сельском музее, ещё при старом здании церкви в конце 19 века (даты указаны разные) в специально построенном двухэтажном здании была открыта одноклассная церковно-приходская школа. В 2004 году вместе с новым храмом в селе появилось и новое школьное здание. Как отмечалось в журнале «Церковно-приходская школа» за 1900 год, «назначение первоначальных училищ состоит прежде всего в нравственном воспитании народа. Поэтому и состав школьного курса должен быть приноровлен к этой цели». За 2 года обучения в школе дети получали начальные знания по Закону Божьему, церковному пению, чтению книг церковной и гражданской печати, арифметике.
К сожалению, церковь, поостренная «всем миром», прослужила прихожанам совсем недолго: она действовала до 30-х годов 20 века. А затем её постигла участь многих русских храмов. Сменилось время, произошли грозные события революции 1917 года, Гражданской войны, которые прокатились и по нашему селу. Наступила эпоха отчуждения народа от церкви. Начиная с 30-х годов, в Заводоуковском районе, как и во всей стране, происходит разрушение или закрытие храмов, массовое снятие колоколов со зданий церквей.
Документов этого времени, касающихся истории храма, совсем не сохранилось. Мы обратились к свидетельствам очевидцев, которых в селе осталось совсем немного. Те, к кому мы обратились с вопросами, когда, как и почему началось разрушение здания храма, вспоминали о том, что местные коммунисты организовали целое наступление на церковь: во-первых, с большим трудом, но всё-таки сняли колокол, дальнейшая судьба его неизвестна. Все старожилы, как один вспоминали о трагических судьбах людей, снимавших колокол с церкви. Разобрали крышу, купола. Затем пришла очередь и здания церкви, которое разрушалось на протяжении нескольких лет, вплоть до 60-х годов 20 века. Жители села вспоминают, как трудно поддавался храм грубой силе разрушения: стены пытались сломать при помощи разных приспособлений: били тяжёлым молотом, применяли тяжёлую технику – трактор. Но церковные стены были настолько прочны, что никакая сила воздействия не смогла их разрушить (старожилы вспоминают, что при строительстве их использовался специальный состав раствора, скрепляющего кирпичи, в состав которого входили куриные яйца). Поэтому и стоит здание храма, раненое, покалеченное, без купола и колокола, но всё-таки стоит по сегодняшний день.
В результате массированной атеистической пропаганды постепенно стало увеличиваться количество селян, для которых вопросы веры и безверия практически стали утрачивать своё значение. Им было безразлично, действует ли в селе церковь или её уже используют под склад или клуб. Ещё в 60-е годы 20 века никто из наших односельчан и не мыслил приспосабливать здание храма под какие-то нужды, считая его священным. Здание церкви пустовало. В 70-х годах начались попытки использовать бывший храм под разные нужды. По данным музея, с конца 60-х годов 20 века до конца 70-х здесь находился клуб с кинозалом, затем библиотека и спортивный комплекс. С конца 80-х и 90-е годы бывшее помещение колокольни служило магазином. По каким-то причинам ни одна из организаций, обосновывающихся в здании бывшей церкви, долго не просуществовала. Сегодня оно вновь пустует.
Только в 90-е годы наступает время возрождения веры, строительства новых и реконструкции старых церквей в городе Заводоуковске и в сёлах района.
И в нашем селе остались люди, сохранившие Православную веру в трудные годы безверия и бездуховности, которым небезразлично духовное наследие нашего края. 12 июля 1997 года на общем собрании верующих христиан села Колесниково по председательством Зайцева Юрия Андреевича было принято решение о возрождении церкви. В музее хранятся копии протокола этого собрания, устава храма Богоявления господня Колесниковского прихода Тобольско-Тюменской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви, утверждённого управляющим Тобольско-Тюменской епархией Димитрием, епископом Тюменским и Тобольским 18 сентября 1997 года, справки епископа Тобольского и Тюменского от 2 октября 1997 года №616 о том, что приход Храма Богоявления Господня села Колесниково Заводоуковского района входит в состав Тобольско-Тюменской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви.
Изучая историю нашего храма, мы пришли к выводу, что со стороны церковных властей делаются определённые шаги по его восстановлению, возрождению духовной жизни наших односельчан. По данным «Справочной книги Тобольской епархии» в 2008 году в селе Колесниково организована православная религиозная группа в честь Богоявления Господня, приписная к приходу Свято-Георгиевского храма города Заводоуковска, в 2009 году церковь в селе Колесниково передана приходу Свято-Георгиевского храма города Заводоуковска.
В настоящее время стоит вопрос о восстановлении разрушенной части храма. Хочется верить, что наш храм вновь зазвонит в свой колокол, соберёт в своё здание тех, кто светел душой, поможет очиститься от греха тем, кто его совершил.
Вместе с руководителем мы подготовили и провели социальный опрос жителей села, который послужил материалом для доказательства выдвинутой гипотезы.
В анкетировании принимало участие 75 человек. В результате проведенного анкетирования наибольшее количество 92% опрашиваемых ответили, что веруют в Бога. Из них 63% - крещеные, но в основном у всех Таинство Крещение совершалось в младенческом возрасте. Из 65 учеников, принимавших участие в опросе, 70% посещают Свято-Георгиевский храм г.Заводоуковска. Как правило, посещение происходит по церковным праздникам, например, Рождество, Крещение, Пасха. Только 12% опрошенных приходили на исповедь и знакомы со Святым Таинством причащения, но более 50% желали бы исповедоваться и причаститься.
Большинство (63%) утверждают, что в трудную минуту обращаются за помощью к Богу, произнося: «Господи помоги!».
80% считают правильным восстановление храмов и возрождение православия в современном мире, так как общение с церковью духовно развивает человека, побуждает любить ближнего, как самого себя; не совершать плохих поступков и нести в мир только доброе и светлое.
Из проведенного опроса стало ясно, что большинство жителей села знают название церкви и очень отраден тот факт, что подавляющая часть населения считает храм источником мудрости и веры и надеется на возрождение былого его величия.
Работа по данной теме помогла, прежде всего, мне самой посмотреть на мир другими глазами, понять, как неоценима роль церкви в жизни человека во все времена. Я с большим уважением стала относиться к людям, сумевшим несмотря на все трудности времени отчуждения церкви от человека, сохранить в себе веру, любовь к ближнему.
Заключение
На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и нынешнее состояние храма. Предположение оправдалось.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данной работы могут использоваться в практике для проведения экскурсий в краеведческом музее, на классных часах, как материал для проведения уроков ОПК, искусство, МХК.
История своего народа, своей страны всегда волновала умы людей. Каждое новое поколение приносит что-то своё в развитие общества, страны. В своей работе мы провели исследование актуальной, на наш взгляд, темы. Изучение данной темы продиктовано не только личной, но и общественной потребностью восстановить утраченные страницы духовного наследия села, родного края. Каким только гонениям не подвергалась церковь! Ее пытались разрушить извне. Ее пытались разложить изнутри… Какие только общества, организации и учреждения не возникали среди людей за два долгие тысячелетия. Но все это приходило и уходило, а церковь Христова стояла и стоит. Значит – и дальше будет стоять, а вместе с ней будет стоять и наша Россия, и мы будем иметь надежную точку опоры, станем жизнеспособны в любых обстоятельствах. Конечно, уже много времени прошло, закончился советский период в истории России ознаменовавшийся гонениями на церковь. Но забывать то, что было, не стоит, это наше прошлое, мы должны его знать, возможно, для того, чтобы не повторить таких ошибок в будущем.
В своей работе мне хотелось рассказать об архитектурном и духовном памятнике села Колесниково храме Богоявления Господня.
Без прошлого нет будущего. Изучив источники, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков - одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.
Мы убеждены: в истории нашего края начался новый отсчет – процесс культурного воспоминания.
В храм зайдите! Не ленитесь!
Свеч купите восковых,
За себя вы помолитесь
И за всех, за всех других
Православных наших братьев,
Кто в родную землю лег…
Для молитвы неба хватит,
Потому что в небе – Бог!
Николай Мельников. Отрывок из поэмы «Русский крест»
Возрождение храмов поможет в преодолении оторванности молодого поколения от исторических судеб России, от ее духовного наследия.
Конечно, в работе еще много «белых пятен». Архивные документы не позволили дать имена священнослужителей, полную картину деятельности церкви по ним представить сложно. Мне очень хотелось бы знать, что стало с иконами храма, какова судьба священников, служителей церкви. Мне пока сложно ответить на эти вопросы, но я буду продолжать работу.

Приложение № 1
Вопросы анкетирования.В анкетировании принимало участие 75 человек.
1. Верите ли Вы в Бога?
да – 92%
нет – 3%
затрудняюсь ответить –5%
2. Крещеные ли Вы?
да – 63%
нет – 24%
затрудняюсь ответить –13%
3. Посещаете ли Вы храм?
да – 70%
нет –12%
затрудняюсь ответить –18%
4. Как Вы обращаетесь к Богу?
«Господи помоги !»–63%
«Господи спаси !» –32%
никак –5%
5. Вы считаете людей с вредными привычками:
больными – 53%
духовно неразвитыми –21%
затрудняюсь ответить –26%
6. Считаете ли Вы восстановление храмов правильным делом?
да – 80%
нет –6%
затрудняюсь ответить – 14%
7. Каковы Ваши чувства после посещения церкви?
блаженства- 92%
тяжести –
затрудняюсь ответить-8%
Готовы ли вы пожертвовать на восстановление храма в своём селе какие-то материальные сбережения?
да – 80%
нет –3%
затрудняюсь ответить – 17%
Приложение 2
1.Знаете ли вы как называется храм в селе Колесниково ? (в опросе приняли участие 75 человек)


2.Что для вас есть храм?
А) Источник мудрости и веры
Б) Дом Бога
В) Красота и гармония