Исследовательская работа История храма села Наровчат В Пензенской области


Тамбовское образовательное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Педагогический колледж г. Тамбова»
Исследовательская работа
«История храма села Наровчат Пензенской области»
Автор работы:
Студентка специальности
«Преподавание в начальных классах» группы ПНК-21
Сайкина М. А.
Научный руководитель:
Золотова О.А.

Тамбов 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
1.История образования села и храма .…………………………………….... 5
2. Разрушение и восстановление храма …………………………………… 8
3.Роль церкви в жизни жителей села ………………………………………. 10
4.Троице-Сканов монастырь в наши дни ………………………………….. 12
Заключение ……………………………………………………….................. 14
Список литературы………………………………………………………….. 15
Приложения……………………………………………….............................. 16
Введение
«Благочестивые наши предки не могли жить без храма – он был так же необходим для души народа, как дом и пища для его телесного существования.» Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.
Тема исследовательской работы – «История храма села Наровчат Пензенской области»
Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма села Наровчат и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.
Задачи:
найти сведения о возникновении села Наровчат и строительстве православного храма в селе;
изучить историю храма: разрушение и восстановление;
проанализировать отношение населения к церкви.
Наша исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках изобразительного искусства, окружающего мира и уроках православной культуры мы знакомимся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом я и хотела написать в своей работе.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.
Проблема: что является причиной рождения, закрытия и возрождения церкви в этом селе?
Гипотеза:  мы предполагаем, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви.
Двадцать первый век – век духовного возрождения. Повсюду восстанавливаются и реставрируются старинные храмы. По всей Руси-матушке снова звенят колокола, вновь наполняют храмы толпы прихожан. К сожалению, так было далеко не всегда. История знает множество фактов, когда храмы и святыни разрушались и подвергались глумлениям. Таковы времена Древнего Рима, когда первых христиан травили дикими зверями на арене Колизея. Затем гонения на старообрядцев. 
С приходом советской власти Русская православная церковь подвергалась нападкам со стороны партии, а священнослужители ссылались в Сибирь, как неблагонадёжные. Фраза, которая наиболее точно отразила то время и ту идеологию: «Религия – опиум для народа». Люди боялись верить. Всё – и силы, и средства – были направлены на поддержание внешнего благополучия страны.  О душе забывали. Но вера поддерживает людей в трудные минуты. Человек, приходя в храм, молится Богу, и у него становится легче на душе. Зачем люди приходят в храмы? Ответ прост – чтобы найти успокоение своей мятущейся слабой душе, получить поддержку со стороны высших сил и отдохнуть от каждодневной мирской суеты. К умиротворению располагает сама обстановка, атмосфера храма – рассеянный свет, лёгкий чад свечей, запах благовоний, разлитый в воздухе, спокойные, чуть отрешённые лица прихожан.
Вот и Троице- Сканов женский монастырь не стал исключением. Что только с ним не делали и сжигали, и снимали колокола, убивали священников и т.п, но храм стоит и радует сердца паломников до сих пор..
В нашей исследовательской работе мы попытались узнать историю храма, при помощи найденных материалов нам удалось воссоздать историю храма и рассказать о его буднях.
1. История образования села и храма
Наровчат – древнейший город Пензенской области. История его основания уходит в глубокую старину. Официально принято считать временем основания 1361год, когда Наровчат был впервые упомянут в Троицкой летописи. Однако в этот период он уже существовал как город Мохши, один из улусных центров Золотой Орды. Богатые и плодородные земли, принадлежавшие мордве осенью 1236 года были захвачены татаро-монголами. С этим периодом связана бытующая до сих пор легенда о мужественной княгине Нарчатке, вставшей во главе своего войска на защиту родной земли и погибшей в неравной битве. 
С 1313 по 1375 год в городе чеканилась своя монета: вначале медные пулы, а затем серебряные дирхемы. Этот факт ещё раз подчеркивает значимость и богатство г.Мохши, который украшали белокаменные мечети и мавзолеи, караван-сараи и другие постройки. В городе существовал водопровод, дома имели подпольное паровое отопление. В результате культурных и торговых связей местного населения город развивается и процветает, что привлекает сюда новых кочевников. В 1395 году город-улус был уничтожен войском Тимура. Около ста лет после этой кровопролитной битвы здесь никто не селился. К началу XVI века земли мордвы, прилегающие к Рязанскому и Нижегородскому княжеству, вошли в состав русского государства. В 1521 году для охраны границ Московского государства на засечной черте по царскому указу начинается строительство города-крепости. Обнесенный частоколом, валом и глубоким рвом, наполненным водой из реки Шелдаис, Наровчатский острог стал значимым оборонительным пунктом. Его основателями были казаки Московского выборного полка, стрельцы и пушкари, обосновавшиеся здесь со своими семьями. Образовались слободы: Старая Сотня, Пятина, Казачья, Панская, Дворцовая, Бобыльская. Строятся православная церковь, приказная изба и соляной амбар.
Здание церкви деревянное, с такой же колокольней, холодная. Есть церковная библиотека, включавшая в себя указы царя Алексея Михайловича, великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и государыни Софьи Алексеевны, грамоту патриарха Иоакима. После пожара 1676 года пострадавшие в огне деревянные Свято–Троицкая и Свято–Никольская церкви были построены вновь. Но Свято–Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Свято–Никольская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. В 1762 году на северной стороне среди ограды была заложена высокая каменная колокольня, в ней над вратами в 1793–93 годах была устроена новая Свято–Никольская церковь.
С 1795 года посредине монастыря, на месте разобранной одноэтажной Свято–Троицкой церкви началось строительство каменного двухэтажного о пяти главах Свято–Троицкого собора. Нижний храм собора с двумя престолами: в честь Успения Божией матери и Трех святителей, верхний храм собора во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1809 году на южной стороне монастыря в 1809 году была построена трапезная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1853 году построена каменная кладбищенская церковь Трубчевской иконы Божией Матери. 
Церковь занимала важное место в ходе крестьянской жизни. В село во время церковного праздника стекались жители со всех окрестных деревень, находившихся порой довольно далеко. Церковь была регистратором всего течения семейной жизни (рождение, брак, смерть – официально фиксировались ею). Церковно-приходские школы для многих крестьян были единственным источником грамотности. В них детям пытались дать не просто грамоту, а четкие нормы мировоззрения и поведения. В любой деревенской избе был святой угол с иконами. Вера переходила от родителей к детям незаметно, в ежедневном обиходе.
В конце 18 века – 428 жилых домов, 37 лавок, 2 водяные мельницы, 3 ярмарки. Жители главным образом однодворцы – 1750 чел., дворцовые крестьяне – 444 чел., мещан – 165, купечества лишь 2 семьи. В 1798 – 1801 – заштатный город Краснослободского уезда.
В октябре 1830 г. во время эпидемии холеры попечителем по Наровчатскому уезду назначен А.П. Борноволоков.
Как город Наровчат не получил развития: в середине 19 века имел 272 жилых дома, 1368 жит. (без населения слобод), 2 ярмарки, базар, пивоваренный завод и другие мелкие предприятия.
В годы 1-й мировой войны здесь размещался лагерь военнопленных.
В 1918 году в Наровчате основана одна из первых в губернии с.-х. артелей, на базе которой сложился колхоз имени 22 съезда КПСС («Пензенская правда», 5.11.1968).
С 1926 – село, волостной центр Спасского уезда, с 1928 – районный центр.
Во время Великой Отечественной войны в Наровчате функционировал эвакогоспиталь.
2. Разрушение и восстановление храма
В России все сначала не впервые начинать –
Истреблялась, исчезала, а потом, глядишь, опять,
Из-под пепла, из-под праха, где чернела пустота.
После крови, после страха вырастала красота.
Н.А. Мельников
23 января 1918 года был опубликован Декрет Советского Правительства об отделении Церкви от государства и школы от церкви, получивший название Закона о свободе и совести. Он декларировал принципы невмешательства государства во внутренние дела церкви и невмешательства Церкви в управление государством. Принцип отделения церкви от государства и школы от Церкви был закреплен Конституцией РСФСР 1918 года. С 1929 года началась массовая компания по подготовке общественного мнения к закрытию храмов. К Церкви стали относится как к контрреволюционной силе, оказывающей существенное влияние на сознание масс.
В 1930 году в стране началось массовое снятие колоколов из храмов и передача их в Фонд индустриализации. Постепенно многие Церкви стали закрываться, другие бездействовали.
Наровчатский храм постигла участь многих русских Храмов. В результате массовой атеистической пропаганды среди сельского населения стало увеличиваться количество селян, для которых вопросы веры и безверия стали утрачивать свое значение.
В 1930-е годы Церковь в селе Николаевка закрыли и разорили. Монастырский собор был превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь – в кормокухню для птиц, с колокольни были сброшены колокола, надгробные памятники монастырских склепов затомлены в реке Мокше. Иконы, церковная утварь и библиотека были частью разграблены, частью переданы в местный музей. В церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи организовали клуб, в других зданиях разместили магазин, гараж, столовая, жилье для рабочих местного совхоза. Настоятель и насельники Троице–Сканова монастыря были арестованы, многие убиты.Сохранилась фотография Троицкой приходской церковки в Наровчате.В начале 20 века колокольня и купола были снесены.После перестройки открыта районная комбайнерская школа . (Приложение 1)
Возрождение монастыря началось в 1990 году, когда обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Монастырь был учрежден теперь женским, поскольку в то время верующий народ составляли в основном женщины. 12 марта 1990 года из Рижского монастыря в Сканов монастырь прибыли новая настоятельница и семь сестер. К концу первого года возрождения в обители было уже до тридцати насельниц. (Приложение 2,3)
Более 40 лет в селе не было Храма. Холодно, неуютно людям в селе, где нет Храма. Но не удалось вытравить веру из людских сердец, стереть из памяти. Пожилые женщины всегда останавливались и крестились около святого места.
3.Роль церкви в жизни жителей села
После разорения Троице-Сканова монастыря в 30-х годах многие иконы оказались в местном краеведческом музее благодаря Маргарите Евгеньевне Афиногеновой. Здесь они и хранились долгие годы. Потом, когда Маргариты Евгеньевны уже не стало, прошел слух, что некоторые ценности, в частности старинные иконы, разворовываются. В районе была создана специальная комиссия. Ей вменялось в обязанность проверка сохранности всех ценных исторических экспонатов. Возглавил комиссию инициатор поиска Трубчёвской иконы В. А. Поляков.(Приложение 4). В описи музейных ценностей к тому времени значилось: «Трубчёвская икона Божией Матери утеряна». Сохранилось лишь описание иконы, что находилась в храме «за передним столпом на левой стороне в позлащенном киоте»: «Эта икона в два аршина вышины и в один и Уз ширины. (…) На иконе старанием игумена Филарета на сумму доброхотодателей устроена серебряная риза с позлащенным венцом и короною, убранною разными камнями; весу в ней 19 фунтов и 63 золотника. Благочестивые поклонники к этой иконе питают особенную веру, как к чудотворной, притекая в значительном количестве с молитвой к Царице Небесной, изображенной на этой иконе, — и не остаются без Ее чудотворной помощи».
Начались поиски святыни. Были опрошены жители Наровчата, послан запрос в Троице-Сергиеву Лавру. Но все безрезультатно. Члены комиссии снова приступили к тщательному поиску в музее. Помощь пришла неожиданно: работница детской библиотеки Наталья Земскова вдруг вспомнила, что видела когда-то в запасниках старую икону. Краеведческий музей располагался тогда в Покровском храме. Там, в подвалах, и была обнаружена икона, использовавшаяся в виде доски-подставки, на которую был навален всякий хлам. Украшения, в том числе и драгоценные каменья, которыми она была убрана, исчезли… Когда святыню очистили от пыли и плесени, в углу проступила надпись: 1765 год. Затем стали проявляться буквы: Евф…
Икона объявилась в нужное время: в Наровчате был вновь открыт Троице-Сканов монастырь. Образ занял свое место в монастырском храме. Вот только не все, включая и священнослужителей, верили что это та самая, написанная в Трубчёвске чудотворная икона, дважды остановившая эпидемию холеры в XIX веке: в 1831 и 1848 годах.
Икона пролежала в музее более полувека и требовала реставрации. Решено было везти ее в художественно-реставрационные мастерские Троице-Сергиевой Лавры. Вместе с иконой в Сергиев Посад отправилась инокиня Назария… Троице-Сканов женский монастырь Девять месяцев потребовалось на восстановление святыни. Кстати, талантливую мастерицу Назарию, до того окончившую художественную школу в Рузаевке и курсы в историческом музее в Москве, оставили в Лавре. (Приложение 5)
А обновленная икона вернулась в Наровчат. Сам Патриарх Алексий II служил перед ней молебен. А 12 сентября нынешнего года был отслужен молебен с акафистом. Акафист Трубчёвской чудотворной иконе написал протодиакон Пензенской епархии отец Александр Горшенев, уроженец наровчатского села Шадрина.
4. Троице – Сканов женский монастырь в наши дни
Взору ежедневно посещающих обитель паломников и гостей предстает восстановленный из развалин и запустения Троице -Сканов монастырь, который день ото дня приобретает свой неповторимый первоначальный вид с его устремившейся ввысь колокольней, величественным двухэтажным собором, белым фасадом зданий, угловыми башенками, делающими монастырский ансамбль стройным,гармонично завершенным в архитектурном плане. Это самый красивый из всех здешних исторических архитектурных памятников. Это - "жемчужина" Пензенского края. 
В 1990 году, когда в обители еще только начала возрождаться монашеская жизнь, монастырь посетил ныне почивший в Бозе Владыка Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. В разное время монастырь посетили высокие светские гости и духовенство. Были гости из зарубежных стран: Индии, Голландии, США. 
В настоящее время в обители около 70 насельниц из разных городов и сел России: 3 схимонахини, 20 монахинь, 7 инокинь, 15 послушниц, кандидаты в послушницы и постоянные паломницы. В монастыре ежедневно совершаются богослужения, читается "неусыпаемая" Псалтирь. По монастырскому уставу в монашеском житии на первом месте стоит молитва. Каждое утро со звоном в колокол в половине шестого утра в обители начинается новый день. Насельницы собираются вместе в храме на утреннее молитвенное правило. По окончании - получают благословение матушки игумении на послушания. Вечером трудовой день также заканчивается общей храмовой молитвой. Молитва сопровождает всякое богоугодное дело. 9 мая 1993 года по благословению Патриарха Алексия II благочинная монахиня Евстолия была назначена настоятельницей обители. А первая настоятельница матушка Митрофания, как более опытная в деле устроения монашеского уклада, была переведена в город Пенза игуменией во вновь открывшийся Троицкий женский монастырь. С этого времени жизнью Скановой обители управляет игумения Евстолия. Настоятельская должность ответственна и хлопотна: забота о душевном состоянии и материальных нуждах сестер, хозяйственные проблемы, встреча многочисленных гостей, посещающих обитель. Каждый день матушки Евстолии начинается с раннего утра и заканчивается около полуночи, когда сестры уже отдыхают. К матушке часто обращаются за духовным советом и помощью прихожане и паломники. И каждый приходящий получает от нее утешение, доброе наставление, пример милосердия и душевного участия.Обитель живет в основном трудами самих насельниц. Есть в монастыре свое хозяйство: поля для посадки картофеля и посева зерновых культур, огород, посажен сад и ягодный участок, луга, скотный двор с домашними животными и птичник.  Сестры монастыря несут разные послушания: клиросное пение, церковница, в трапезной, в просфорне, в швейной, в ризной, на скотном дворе, делают из воска свечи. Летом - ухаживают за цветником, пасут скот, косят сено, обрабатывают поля, на огороде выращивают овощи и ягоды, ухаживают за садом. В монастыре есть сестры, умеющие водить грузовые и легковые машины. 
В свободное от послушания время сестры занимаются рукоделием: плетут четки и пояса, вышивают бисером иконы, делают поделки из природного материала, учатся золотошвейному мастерству, разрисовывают красками и обплетают бисером пасхальные яйца, разучивают церковные песнопения. 
Монастырь - это "пристань спасения", "островок" истинной православной веры и благочестия, где под сводами храма неустанно звучит слава Богу-Творцу и молитва Господу нашему Иисусу Христу за каждого христианина, за православную Русь, за весь мир
Заключение
На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение Храма . Каким только гонениям не подвергалась церковь! Её пытались разрушить, уничтожить веру. Но все это прошло, и Церковь Христова стояла и стоит, а значит, и дальше будет стоять, а вместе с ней и наша Россия.
Когда в селе есть храм, у жителей есть вера в будущее. Будет возвращаться в родные места молодежь, приедут новые семьи, которые хотят работать на земле, растить детей.
Храм – символ мира, добра, дружбы, любви, взаимопонимания. Пройдут годы, но село, где есть храм, будет жить. И потомки будут чтить свою землю, и не станут искать счастья на чужой стороне.
Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Бережно относились к вере своих предков. 
В храм зайдите! Не ленитесь!
Свеч купите восковых,
За себя вы помолитесь
И за всех, за всех других
Православных наших братьев,
Кто в родную землю лег…
Для молитвы неба хватит,
Потому что в небе – Бог!
Николай Мельников.
Список литературы
Дворжанский А.И., Мануйлова Е.В. Наровчатский Троицкий Сканов общежительный мужской монастырь / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 372-373. 
ГТРК "Пенза", 08.06.06.
Интернет-ресурсы
http://soborpenza.cerkov.ru/narovchat-troice-skanov-zhenskij-monastyr-peshhernyj-muzhskoj-monastyr/http://simbirskiy-palomnik.ru/2012/07/02/troice-skanov_monastir/http://благовестсамара.рф/-public_page_9205http://troice-skanov.narod.ru/index.htm
Приложения (Приложение 1)Фотография Троицкой приходской церковки в Наровчате.В начале 20 века колокольня и купола были снесены.После перестройки открыта РКШ (районная комбайнерская школа).

(Приложение 2)12 марта 1990 года из Рижского монастыря в Сканов монастырь прибыли новая настоятельница
(Приложение 3 ) К концу первого года возрождения в обители было уже до тридцати насельниц
(Приложение 4)Трубчёвская икона Божией Матери
((Приложение 5) Икону вернули в Храм.(